Основные понятия и сущность менеджмента.
Дополнительная
Список основной литературы
1. Виханский, О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. для вузов. М.:Гардарики,2003
2. А. Н. Кошелев, Н.Н. Иванникова. Основы менеджмента: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
3. Баринов, В. А. Основы менеджмента: учебник / В. А. Баринов, Л. В. Макаров. - М.: НФРА-М, 2006.
4. Веснин, В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Триада-Лтд, 2002.
5. Менеджмент: Учебник / Под ред. Максимцова, М.М.
1. Казанцев, А. К. Основы менеджмента. Практикум: учеб. М. НФРА-М, 2002.
2. Семенов, А. К. Основы менеджмента, М: , 2004.
3. Смолкин, А. М. Менеджмент. Основы организации: М, 2001
Основы менеджмента
1.Основные понятия и сущность менеджмента.
2.Школа научного управления, ее заслуги в развитии теории управления.
3.Вклад классической (административной) школы управления в развитие менеджмента.
4.Основы школы «человеческих отношений».
5.Изучение мотивационного поведения и его роль в системе менеджмента.
6.Подходы к управлению: процессуальный, системный, ситуационный.
7.Сравнительный анализ внутренней и внешней сред в управлении.
8.Характеристика основных функций менеджмента.
9.Методы менеджмента.
10.Классификация типов организаций, их характеристика.
11.Характеристика процесса принятия управленческого решения.
12.Роль коммуникаций в менеджменте. Виды управленческой информации.
13.Концепция организационной культуры (содержание, структура).
14.Этика менеджмента.
15.Анализ традиционных концепций лидерства.
16.Анализ концепций ситуационного лидерства.
17.Руководство: власть и партнерство.
18.Стили управления и имидж менеджера.
19.Общая характеристика процесса управления конфликтами (природа и причины конфликтов).
20.Анализ структурных методов управления конфликтами.
21.Общая характеристика стратегического управления.
22.Характеристика системы стратегического управления.
23.Сравнительный анализ эталонных стратегий развития.
24.Механизм выработки стратегии фирмы.
25.Характеристика функций управления организации.
26.Характеристика американской модели менеджмента, ее основоположники (П. Друкер, Р. Таун).
27.Характеристика японской модели менеджмента, ее отличительные черты.
28.Роль принятия решений в менеджменте, виды управленческих решений, подходы к принятию решений.
Основы менеджмента
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночный условиях, намеченный целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Решающая задача менеджмента – вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.
Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
Задачи менеджмента:
1. Сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность;
2. Постановка простых, четких и видимых задач;
3. Предприятие и каждый работник могут развить как свои потребности, так и возможности их удовлетворения;
4. Персонал.
Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:
· планирование;
· организация;
· мотивация;
· контроль;
· координация.
· Планирование– это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством
Существует три основных типа планирования.
Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.
Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
•Организация
Под организацией понимается процесс:
· Определение рациональных форм разделения труда
· Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
· Разработки структуры органов управления;
· Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
· Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
· Подбора и расстановки кадров.
· функция мотивации