И педагогической литературе эпохи феодализма

Вопросы физического воспитания в медицинской

Военно-физическое воспитание

господствующих классов

 

В I тыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались ранние государства с рабовладельческой формой правления. Военно-физическое воспитание рабовладельцев имело организованный характер. Воспитателем был опытный военноначальник. В государстве Великая Армения (II – I вв. до н.э.) для детей нахараров (рабовладельцев) создавали школы, в которых основное место отводилось военно-физическому воспитанию. Детей обучали стрельбе из лука, верховой езде, развивали силу и ловкость.

В городах северного Причерноморья (в V – VI вв. до н.э.) существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали военно-физическое воспитание.

В Киевском феодальном государстве начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были выходцы из народа, владевшие искусством воспитания. Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (тур­нир, состязание), военных играх и потехах.

О наличии стройной системы воспитания феодальной знати Грузии можно судить по замечательному литературному памятнику Шота Руставелли “Витязь в тигровой шкуре” (X в.). Поэт воспел образ грузинского витязя, преданного своему царю и в совершенстве владеющего оружием. Герой обладает мужеством и смелостью, любит свою родину, наделен исключительной физической и духовной силой. В поисках славы он участвует в боях, охоте, в играх и развлечениях, проявляя доблесть, находчивость и справедливость.

 

 

Рост и укрепление феодальной государственности, развитие земледелия, ремесел и торговли определили подъем культуры и просвещения во всех областях жизни. Появилась медицинская и педагогическая светская литература, в которой нашли отражение и вопросы физического воспитания.

Много внимания в труде “Канон врачебной науки” уделил вопросам физического воспитания ученый медик Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (980 – 1037) (Авиценна). Он писал в своем труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям – произвольные движения приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Замечательным памятником педагогической литературы середины XVII в. является сочинение Епифания Славинецкого “Гражданство обычаев детских”. В нем была сделана попытка показать место физического воспитания в системе образования детей, подчеркивалась его связь с умственным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Вот что писал Славинецкий в своей книге об играх детей: “Что украшает играние: постоянство, честное веселие, борзость, крепость смысла, чинелюбовь общая играти и праведно ти, яко глаголют верно добротою и не кознию или ухищрением во игре тобе ждати”.