Межбюджетные отношения
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ.
Федерального бюджета.
Бюджет
Ø - принцип единства, означает единство правовой базы, денежные системы форм, единый порядок финансирования расходов, бюджетов всех уровней;
Ø - принцип полноты отражения, требует отражение всех доходов и расходов, дополнительного привлечения средств;
Ø - принцип сбалансированного бюджета;
Ø - принцип гласности, предполагает прозрачность бюджета, то есть предварительного обсуждения парламентом, обязательного опубликования утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнение;
Ø - принцип самостоятельности предусматривает право законных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Наличие собственных источников доходов бюджета законодательные закрепления бюджетов, недопустимость изъятия дополнительных доходов и субэкономии, потерь в дохода и дополнительных расходов.
Ø - принцип достоверности бюджета, означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
Ø - принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означает, что они распределяются в выражении конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей;
Ø - принцип разграничения доходов и расходом между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов федерации и органонами местного самоуправления.
Характеристика звеньев бюджетной системы
1. федеральный бюджет.
Основной финансовый план, утверждаемый федеральным собранием в виде федерального закона. Именно он является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизацию финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации единой социальной политики.
Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной стратегии.
2. бюджеты субъектов РФ
ценообразование и расходование денежных средств, для обеспечения задач отнесенным к субъектам федерации . Из этих бюджетов в большом объеме финансируется развитие отдельных отраслей производительной сферы, коммуникабельного хозяйства, транспорта и связи. Они имеют важное значение в осуществлении общегосударственных и социальны задач, в распределении государственных средств на содержание и развитие соц. инфраструктуры.
Доходы бюджетов субъектов формируются за счет закрепляющих регулирующих источников дохода.
Собственные доходы это средства принадлежащие субъекту, который полностью ил в твердофиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы – это совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих в нижестоящие, с целью регулирования их расходов, доходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете содержит перечень регулируемы федеральных налогов и платежей субъектов федерации.
С 94 года в России в качестве регулирования бюджетов федерации, стали использовать средства, полученные из фонда финансовой поддержки регионов. Такая финансовая помощь оказывается регионам, получившим статус « регионов нуждающимся в поддержке.»
«регион, особо нуждающихся в поддержке» - это те, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.
С учетом этих 2 – х статусов фонд делиться на две части, из которых соответственно выдаются средства регионах I и II статуса. Выделение, таких средств регионам, согласно их статусу , производиться на основании, установленной каждому региону объем соответственного дохода.
Плюсы этого способа заключаются с том, что средства выдаются субъектам на основа единой для всех методике, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.
Местные бюджеты – это формообразование расход денежных средств предназначенных для обеспечения задач и функций отнесенных в местные самоуправления.
На местные органы власти возложена главная задача по ощущению политики государства из бюджетов 3 – го уровня финансируются мероприятия по соц. – у обслуживанию населения.
Структура расходов отдельных бюджетов не одинакова и зависит объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориях образований.
Доходы местных бюджетов также состоят из собственных и регулирующих
Собственные – это налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом.
Регулирующие – это отчисления от федеральных и региональных налогов средства из фондов финансовой поддержки регионов.
Бюджетная классификация
Бюджеты все уровней формируются и исполнятся в пределах поколений единой бюджетной классификации.
Бюджетная классификация – это законодательно, устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, с присвоением объектам классификации группированных кодов, которые используются для составления и исполнения бюджетов все уровней.
1. включает: классификацию доходов бюджетов РФ, основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей, образующих конкретные виды по источникам и способам получения. Доходы бюджета - денежные средства , поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с законодательством.
Предусматривает следующие группы, которые состоят из статей по источникам и способам получения.
1.000.000 – налоговые доходы - коды
2.000.000 – неналоговые доходы – коды
3.000.000 – безвозмездные перечисления.
4.000.000 – доходы целевых бюджетных фондов
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетом РФ и налоговым законодательством.
2. функциональная классификация является группировкой, расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражает направления бюджетных средств на выполнение основных функций гос – ва.
1 уровнем данной квалификации являются разделы:
01 государственное управление
14 образование
2 уровень – подразделы конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций гос – ва в пределах разделов:
14-01 дошкольное образование
14 – 06 высшее профессиональное образование
3 уровень – это классификация целевых статей расходов бюджета –отражает финан – е расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функций классификации расходов.
4 уровень– это классификация видов расходов бюджета – детализируем направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.
экономическая классификация расходов бюджетов РФ
- это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, отражает виды финансовых операций с помощью которого гос – во выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с др. странами, экономическая классификация состоит из следующих категорий расходов:
- текущие расходы;
- капитальные расходы;
- предоставление кредитов.
классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ.
- это группировка заемных средств, привлекаемых правительством, органами исполнительской власти, субъектов РФ, и органами местной самоуправленческой для финансирования дефицитов соответственных бюджетов.
классификация источников внешнего финансирования дефицита
- это группировка заемных средств привлекаемых правит – м РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ
- это группировка расходов, отражающая распределения бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджета – по целевым статья и видам расходов.
2 уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета – отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств по определенным разделам и подразделам.
9. ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ
Взаимосвязь звеньев бюджетной системы реализуется через механизм межбюджетных отношений, в основу которых федеративных государствах заложены принципы бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм это отношения м/ у федеральной властью и властями национально –государственных и административно территориальных подразделений.
Бюджетный федерализм базируется:
- на сочетании интересов, обеспечивающим высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов, при сохранении ведущей роли федерального бюджета;
- на наличии 3-х звеньевой бюджетной системы и равенства прав бюджета одного звена;
- на применении единых для всех субъектов федерации критериев при расчетах объемов средств, выделяемых из федерального бюджета, в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.
Для достижения небольшого экономического и соц. эффекта, расходы д/б максимально приближены к той административной единице в интересах который они осуществляются.