Бюджетный процесс
Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета
Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 18 БК РФ).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 19 БК РФ) бюджетная классификация включает классификации:
– доходов бюджетов;
– расходов бюджетов;
– источников финансирования дефицитов бюджетов;
– операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления).
Среди доходов бюджетов бюджетной системы РФ выделяют налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся введенные Налоговым кодексом РФ обязательные платежи, например, такие как:
– налоги на прибыль, доходы;
– налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
– налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
– налоги на совокупный доход;
– налоги на имущество;
– государственная пошлина и др.
Неналоговые доходы включают такие платежи, как:
– страховые взносы на обязательное социальное страхование;
– доходы от внешнеэкономической деятельности;
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
– платежи при пользовании природными ресурсами;
– доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
– административные платежи и сборы;
– штрафы, санкции, возмещение ущерба;
– прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные поступления составляют:
– безвозмездные поступления от нерезидентов;
– безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
– безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
– безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
– доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
– возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
– прочие безвозмездные поступления.
Для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации едиными разделами и подразделами классификации расходов являются:
1) общегосударственные вопросы: функционирование Президента РФ; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; фундаментальные исследования; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и др.;
2) национальная оборона: Вооруженные силы РФ; модернизация Вооруженных сил РФ и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности; миграционная политика и др.;
4) национальная экономика: общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство (дорожные фонды); связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики и др.;
5) жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства и др.;
6) охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды и др.;
7) образование: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования и др.;
8) культура, кинематография: культура; кинематография; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и др.;
9) здравоохранение: стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; прикладные научные исследования в области здравоохранения и др.;
10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики и др.;
11) физическая культура и спорт: физическая культура; массовый спорт; спорт высших достижений; прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта и др.;
12) средства массовой информации: телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области средств массовой информации и др.;
13) обслуживание государственного и муниципального долга: обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; обслуживание государственного внешнего долга;
14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований; иные дотации; прочие межбюджетные трансферты общего характера.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источников финансирования дефицита бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:
– государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;
– кредиты кредитных организаций в валюте РФ;
– бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;
– кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;
– изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
– иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:
– государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
– кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
– кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
– иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Под бюджетным процессом понимается регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Таким образом, можно выделить 4 стадии бюджетного процесса:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом;
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг.
Составлением проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, исполнительные органы субъектов федерации и местные администрации. Основой проекта бюджета выступают Бюджетное послание Президента РФ, глав субъектов РФ и муниципальных образований соответственно, прогноз социально-экономического развития соответствующей территории и основные направления бюджетной и налоговой политики.
Рассмотрение и утверждение бюджета законодательным (представительным) органом. Проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года и рассматривается в трех чтениях.
Первое чтение: проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой РФ в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу РФ Правительством РФ. В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, а именно, прогнозируемый общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета; общий объем расходов; условно утверждаемые расходы; объем нефтегазового трансферта; верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ; нормативный размер Резервного фонда; дефицит (профицит) федерального бюджета.
Второе чтение: рассмотрение Государственной Думой законопроекта во втором чтении происходит в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении. Его предметом являются:
1) приложения к закону о бюджете, устанавливающие перечни главных администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
2) бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
3) приложение к закону о бюджете, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
4) программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, государственных внутренних и внешних заимствований РФ, государственных гарантий РФ в валюте РФ и иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;
5) приложение к закону о бюджете по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;
6) текстовые статьи законопроекта.
Третье чтение: Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете в течение 10 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственные структуры расходов федерального бюджета на каждый из трех последующих лет бюджетного цикла. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает его в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
Одобренный Советом Федерации закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджетов возлагается на соответствующие финансовые органы. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Заключительная стадия бюджетного процесса – это составление отчета об исполнении бюджета, который должен быть представлен в представительный орган, предварительно пройдя внешнюю проверку контрольно-счетного органа.