Налоги и налогообложение на предприятии
Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения предприятий (организаций) и физических лиц. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможно полноценной функционирование экономики.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Основные функции налогов:
1. Фискальная – налоги это средство наполнения бюджета страны.
2. Экономическая (запретительная или ограничительная) – с помощью налогов государство ограничивает или стимулирует деятельность различных предприятий (отраслей).
3. Социальная – налоги являются инструментом перераспределения доходов в обществе.
Налоговая система государства характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения.
Принципы налоговой системы и налогообложения:
1. Справедливость – обеспечение справедливого перераспределения доходов.
2. Определенность, всеобщность и равенство – порядок исчисления налога, срок уплаты, способ платежа – все должно быть заранее определено для всех налогоплательщиков.
3. Единство налоговой системы и организационное единство системы налоговых органов.
4. Презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.
5. Стабильность налоговой системы.
Выделяют следующие критерии классификация налогов:
1. В зависимости от уровня установления и изъятия налогов:
1.1. Федеральные – устанавливаются федеральным законодательством РФ (Налоговым кодексом) и обязательны к уплате по единым ставкам на всей территории РФ. К ним относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование и дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
1.2. Региональные налоги и сборы (на уровне республик, краев, областей) регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, которые устанавливают налоговые ставки (в пределах, установленных федеральным законодательством), порядок и сроки уплаты, формы отчетности. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
1.3. Местные (уровень городов и районов) действуют на основании федеральных законов и нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, которые устанавливают налоговые ставки (в пределах, установленных федеральным законодательством), порядок и сроки уплаты, формы отчетности. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
2. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги разделяют на 2 группы:
2.1. Прямые (подоходный, на прибыль, на имущество) – налоги, при которых субъект налога (налогоплательщик) платит налог "из своего кармана" (дохода, прибыли, имущества).
2.2. Косвенные налоги (акцизы, НДС) включены в цену товара и оплачиваются потребителем, а налогоплательщик только перечисляет их в бюджет.
3. В зависимости от способов учета налоги делятся на:
3.1. Налоги, включаемые в себестоимость.
3.2. Налоги, включаемые в цену реализации товара (работ, услуг).
3.3. Налоги, относимые на финансовые результаты до налогообложения прибыли.
3.4. Налоги на прибыль и за счет прибыли.
4. В зависимости от налоговой ставки:
4.1. Прогрессивные – с ростом налоговой базы ставка налога увеличивается.
4.2. Регрессивные – с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.
4.3. Пропорциональные – изменение налоговой базы не влияет на ставку налога, т.е. она остается постоянной.
В налоговой практике существуют следующие способы взимания налога:
1. Кадастровый – с использованием кадастра, который содержит перечень объектов (земли, доходов) и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.
2. Изъятие налога до получения владельцем дохода ("у источника"). Налог исчисляется и удерживается бухгалтерией юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (подоходный налог с зарплаты).
3. Подача налоговой декларации – изъятие налога осуществляется после получения дохода.
Налоги с предприятий составляют основную часть налоговых поступлений в государственный бюджет России. Наибольшая доля из них приходится на НДС, налог на прибыль и акцизы. Рассмотрим эти налоги подробнее.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене, которую оплачивает конечный потребитель. Добавленная стоимость в экономической теории определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг) за вычетом стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки производства. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммой НДС, полученной от покупателей за реализованную им продукцию (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, стоимость которых относится на издержки производства и обращения. От НДС освобождаются: экспортируемые товары; услуги городского транспорта (кроме такси); квартирная плата; операции по страхованию, ссудам, вкладам; НИОКР, выполняемые за счет бюджета; ритуальные услуги и т. д.
Акцизы – косвенные налоги на дорогостоящую или высокорентабельную продукцию, устанавливаемые государством в процентах или в фиксированной сумме к отпускной цене или к единице измерения подакцизного товара. Плательщики акцизов — производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации. Объект налогообложения — обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства Акцизами облагаются: реализация спиртных и табачных изделий, нефть и нефтепродукты и ряда других изделий. Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ.
Налог на прибыль организаций. Плательщики налога – предприятия и организации, их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения является денежное выражение прибыли предприятия, рассчитанное как разница между доходами и произведенными расходами. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные ставки налога в зависимости от вида получаемого дохода и налогоплательщика – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций, иностранных организаций, в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облигациям, обычной деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг). Налог уплачивается ежемесячными или ежеквартальными авансовыми платежами. По итогам налогового периода (календарный год) в налоговые органы предоставляется налоговая декларация по налогу на прибыль организаций.
Один из источников формирования регионального бюджета – налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются предприятия, их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, в том числе и иностранные юридические лица. Объект налогообложения – среднегодовая стоимость имущества предприятия в его стоимостном выражении, находящегося на балансе этого предприятия, рассчитанная по остаточной стоимости (стоимость основных средств за вычетом начисленного износа). Предельная ставка налога на имущество предприятий установлена федеральными органами власти (Налоговым кодексом РФ). Региональные власти могут снижать ставку налога и устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории налогоплательщика и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Финансирование системы пенсионного, социального и медицинского страхования в Российской Федерации производится за счет средств, поступающих от налогоплательщиков единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог представляет собой отчисления в государственные внебюджетные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования. Налогоплательщиками ЕСН признаются все работодатели (организации или физические лица), осуществляющие выплаты в пользу физических лиц по трудовым договорам (наемным работникам). Таким образом, объект налогообложения – фонд оплаты труда предприятия. ЕСН уплачивается от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо (работника). Это регрессивный налог, причем максимальная ставка составляет 26%.
Любой налоговой системе должен быть присущ принцип стабильности, согласно которому изменения видов налогов и налоговых ставок следует осуществлять не чаще одного раза в год, за 2–3 месяца до начала наступающего финансового года. Такие изменения до введения их в действие решениями законодательных и исполнительных органов необходимо гласно обсуждать и своевременно доводить до ведения налогоплательщиков, чтобы они могли заранее планировать финансовую деятельность на предстоящий год. К сожалению, принцип стабильности не стал правилом действий российского законодательства. Кроме того, налоговая система должна содержать в качестве составной части эффективный механизм стимулирования капиталовложений в развитие экономики. Создание благоприятного инвестиционного климата в России – сложная макроэкономическая задача, что стало особенно очевидным в процессе осуществления рыночных реформ. В рамках налоговой системы в мировой практике существуют следующие основные механизмы, приемы и направления стимулирования инвестиций:
1.Выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (налоговый вычет).
2. Инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой налоговую скидку, т.е. такое изменение срока уплаты налога, при котором предоставляется возможность в течение определенного периода и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Согласно российскому налоговому законодательству инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы или техническое перевооружение собственного производства, в том числе на создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов и т.п.
3. Ускоренная амортизация, сущность которой заключается в уменьшении сроков амортизационных отчислений с целью создания благоприятных возможностей для обновления основного капитала и модернизации производства.
Россия сегодня внедряет мировой опыт налогового механизма стимулирования инвестиционного процесса. Однако полноценное налоговое регулирование научных разработок на предприятиях России еще предстоит освоить. Следует также отметить, что любая налоговая система должна стремиться не к максимизации налогообложения, а к его оптимизации. Снижение налогообложения предприятий первоначально может привести к уменьшению поступлений в государственный бюджет, однако в итоге может произойти рост этих поступлений вследствие увеличения налогооблагаемого объема продаж, обусловленного снижением цен и расширением спроса на товар.
12.3. Цена и ценообразование на предприятии
Важнейшим рычагом экономического механизма деятельности предприятий рыночного типа является цена, которая отражает все стороны функционирования самостоятельного хозяйствующего субъекта. Особенно резко возрастает роль цены для любого предприятия в условиях рыночной экономики, являющейся связующим звеном между производителем и потребителем, что обеспечивает равновесие спроса и предложения.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Стоимость и потребительная стоимость продукции складываются непосредственно в процессе производства, но проявляются и признаются потребителем на рынке. Из этого следует, что цена имеет два уровня – нижний и верхний. Нижний уровень выражается в затратах ресурсов – себестоимости продукции (услуг). Верхний уровень цены формируется на рынке потребителем на основе спроса и предложения на данный вид товаров или услуг.
Оптовая цена изготовителя складывается из себестоимости производства и реализации товаров (услуг), прибыли производителя. Оптовая цена отпускная складывается из оптовой цены изготовителя и косвенных налогов (НДС, акцизов). Оптовая цена закупки складывается из отпускной оптовой цены изготовителя и оптово-сбытовой наценки (сумма издержек снабженческо-сбытовой организации, ее прибыли и косвенных налогов).
Розничная цена складывается из оптовой цены закупки и торговой наценки (сумма издержек обращения торговой организации, ее прибыли и косвенных налогов).
Как экономическая категория цена выполняет следующие функции:
- учетную (отражает необходимые затраты на производство и реализацию продукции);
- стимулирующую (проявляется через стимулирование качества, научно-технического прогресса, ресурсосбережения и др.);
- распределительную или перераспределительную (отражает распределение и перераспределение дохода между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами, социальными группами населения через систему налогообложения);
- сбалансирования спроса и предложения (отражает связь между спросом и предложением, их соответствием и несоответствием).
Многообразие задач, решаемых с помощью цен, предопределяет необходимость их классификации по различным критериям.
1. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
а) оптовые (отпускные) цены, по которым предприятия-изготовители реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям. Оптовые цены предприятий-изготовителей продукции служат базой для установления других видов цен. Выделяют также оптовые цены посреднических снабженческо-сбытовых, торгово-закупочных предприятий и организаций;
б) закупочные цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим организациям, в том числе и для дальнейшей переработки;
в) розничные цены, по которым население приобретает товары через розничную торговую сеть.
2. По уровню и сфере регулирования:
а) свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости от конъюнктуры, под влиянием прежде всего спроса и предложения;
б) государственные (регулируемые и фиксированные) цены, испытывающие воздействие государства. Государство устанавливает определенные правила для хозяйствующих субъектов, в соответствии с которыми предприятия устанавливают цены. На отдельные виды товаров и продукции государство в лице органов власти и управления устанавливает фиксированные цены;
в) договорные (контрактные) цены устанавливаются по соглашению сторон, которые принимают на себя определенные обязательства.
3. По территории действия:
а) единые цены устанавливаются федеральными органами исполнительной власти;
б) региональные (зональные) цены устанавливаются региональными органами исполнительной власти с учетом природно-климатических, географических, социально-экономических и других различий.
4. В зависимости от порядка учета в цене транспортных расходов:
а) франко-склад поставщика;
б) франко-станция отправления;
в) франко-вагон станция отправления;
г) франко-вагон станция назначения;
д) франко-станция назначения;
е) франко-склад потребителя.
5. По времени действия цены:
а) твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
б) текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
в) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
г) скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.
6. По степени обоснованности:
а) базисные цены, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия;
б) прейскурантные цены, фиксируемые в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен;
в) фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок, скидок к базисной цене.
Развитие рыночной экономики сопряжено с необходимостью учета сложного комплекса ценообразующих факторов, отражающих ориентацию цен и интересы предприятия:
1. Ориентация цен на внутренние факторы (издержки производства):
а) цена, должна обеспечить возмещение затрат и получение прибыли в количестве, необходимом для развития предприятия;
б) цена определяется эффективностью использования факторов производства.
2. Ориентация цен на внешние факторы (спрос, предложение, потребительские свойства товара и т. д.):
а) выше спрос — выше цена;
б) выше потребительские свойства — выше цена;
в) выше предложение — ниже цена.
3. Комбинированный (внутренние факторы определяют кривую предложения, внешние — спроса).
К основным методам ценообразования относят, прежде всего затратные и нормативно-параметрические. Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. Среди них выделяют:
– метод полных затрат характеризуется расчетом цены на основе всех затрат, которые списываются на единицу произведенной продукции (изделия), к которым добавляется необходимая прибыль;
– метод стандартных (нормативных) затрат основывается на нормативной калькуляции себестоимости продукции; позволяет формировать цены на основные расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. В отличие от простого отражения затрат, он дает возможность пофакторного их анализа.
– метод прямых (сокращенных) затрат – это метод определения цен на основе определения прямых затрат исходя их конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Данный метод называется также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Нормативно-параметрические основаны на учете технико-экономических, потребительских параметров товаров. К нормативно-параметрическим методам ценообразования относят:
– метод удельной цены (стоимости), основанный на формировании цен по одному из основных параметров, определяющих качество и потребительские свойства этого товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены базового изделия на величину основного параметра качества базового изделия;
– метод корреляционно-регрессионного анализа состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от нескольких основных параметров качества в рамках соответствующего параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества изделия.
– метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости и величины параметров товаров. Здесь может быть применен следующий алгоритм: отбор основных параметров, определение значимости каждого параметра, начисление баллов по каждому параметру, суммирование баллов по базовому и искомому товару, расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Данный метод применяется при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению.
Ценообразование на предприятии – сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования целей ценовой политики, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировка ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.
К основным экономическим факторам, влияющим на снижение цен, относятся: рост производства, научно-технический прогресс, рост производительности труда, снижение издержек, конкуренция, снижение налогов, развитие прямых связей. К основным экономическим факторам, влияющим на рост цен, относятся: спад производства, монополизм предприятий, увеличение массы денег в обращении, нестабильность экономической ситуации, ажиотажный спрос. Только учет влияния всех факторов в комплексе позволит предприятию выработать гибкую, оптимальную и эффективную ценовую политику.
Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Этапы реализации ценовой политики:
1. Установление целей ценообразования (максимизация прибыли, доли на рынке, демпинг и т. д.).
2. Оценка спроса (размер, эластичность).
3. Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.).
4. Анализ возможностей конкурентов (для определения ценовой политики).
5. Выбор ценовой стратегии и метода ценообразования (критерий – получение максимальной прибыли).
6. Анализ и учет факторов, влияющих на установление цен (инфляция, колебания конъюнктуры и т. д.).
7. Окончательное принятие цены.
Одним из этапов разработки ценовой политики является определение ценовой стратегии. Ценовые стратегии формируют выбор из нескольких вариантов цены, обеспечивающей достижение максимальной (нормативной) прибыли для предприятия на рынке в рамках планируемого периода. Стратегия дифференцированного ценообразования основана на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам. Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. Ценовой стратегический выбор – это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы.
В условиях рынка сохраняется потребность в государственном регулировании цен. Это объясняется необходимостью контроля за ценами отраслей и предприятий-монополистов, стремлением государства обеспечить социальную защиту населения. В связи с этим можно выделить следующие формы государственного воздействия на цены:
– косвенное регулирование, которое осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предложения на рынке и условий производства (основные регуляторы: налоги, условия кредита, валютная политика и др.);
– прямое регулирование, предполагающее прямое изменение или установление уровня цен посредством законодательства.
К основным способам государственного регулирования цен (тарифов) относят установление:
– предельных цен (тарифов);
– фиксированных цен (тарифов);
– предельных надбавок (скидок) к ценам;
– предельных уровней рентабельности, а также декларирование изменения цен (тарифов).
Государственное регулирование цен характерно и для стран с развитой рыночной экономикой. Оно способствует созданию оптимальной системы цен, которая позволяет учитывать интересы общества, потребителя и производителя.