Нормотворческая функция ЦБ РФ
Процесс нормотворчества включает в себя совокупность последовательно совершаемых действий, завершающих его государственную управленческую деятельность по формированию правовых основ банковской деятельности.
В России нормотворческая функция Банка России, закрепленная в положениях ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», получила детальное развитие в Положении ЦБ РФ № 519 от 15 сентября 1997 г. «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». Согласно названному Положению нормативные акты Банка России издаются в формеуказания, положения и инструкции.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции положениями ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.
Функции Банка России по осуществлению банковского регулирования и надзора реализуются в виде соответствующих правовых решений, которым присущи следующие специфические признаки:
1) нормативные акты Банка России принимаются государственным органом, на который законодательством РФ возложены соответствующие функции;
2) нормативные акты Банка России имеют государственный, властный характер и выражают государственную волю;
3) нормативные акты Банка России принимаются в установленном законодательством порядке и должны быть выражены в определенной законодательством форме;
4) нормативные акты Банка России обязательны для всех органов власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;
5) нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров ЦБ РФ;
6) нормативные акты Банка России носят подзаконный характер и не должны противоречить федеральному законодательству;
7) нормативные акты Банка России не имеют обратной силы;
8) нормативные акты Банка России подлежат регистрации в Министерстве юстиции России в порядке, установленном законодательством для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Существует мнение, что нормотворческие функции Банка России должны быть ограничены. Они, естественно, должны иметь место, но исключительно в пределах, определенных действующим законодательством РФ.