Административное принуждение. Понятие и виды.

 

 

Вопрос 1: Понятие АПр.

 

АПр- это осуществляемое в случае и порядке, предусмотренных адм законодательством, деятельность гос органов (и в отдельных случаях органов местного самоуправления), и их должностных лиц, по предупреждению, пресечению адм правонарушений, причинения др вреда интересам гос-ва, общества, граждан, а также по привлечению к адм ответственности виновных лиц.

 

Признаки АПр:

1)Это деятельность либо самих органов исполн власти и их должностных лиц, либо др органов (в частности судов), которые обеспечивают выполнение функций исполнительной власти. Эта деятельность регулируется адм законодательством;

2)Любая деятельность органов исполн власти так ли иначе носит принудительный характер. Специфика собственно АПр заключается в том, что оно связано всегда с определенными дополнительными обременениями или ограничениями для тех, на кого оно распространяется (дополнительными в сравнение с обычным их функционированием).

Здесь либо происходит ограничение прав, либо возложение дополн обязанностей. Происходит это вне зависимости от их воли и желания;

3)Цели АПр:

предупреждение, пресечение правонарушений или причинение др вреда публичным интересам, а также привлечение к адм ответственности за адм правонарушение. Т.е. принуждение всегда связано с негативными явлениями. Негативные моменты- это не только правонарушения (потенциальные или реальные), но и явления иного характера (война, катастрофа, эпидемия, др, ЧП и их режимы);

4)Множественность субъектов, обладающих правом применение мер АПр: как правило, органы исполн власти (наиболее концентрированно АПр выражено в силовых органах), органы местного самоупр, суды и судьи, особые органы юрисдикционного характера (адм комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних).

5)Субъекты, на которых распространяются меры АПр- юр и физ лица (субъекты, внешние по отношению к исполн власти).

Гос служащие не могут быть привлечены к мерам АПр (в том случае если он исполняет свои обязанности).

 

 

Вопрос 2: Виды мер АПр.

I.В зависимости от их целевой направленности (нет определенной квалификации):

 

1)Адм предупреждение- мера, направленная на предотвращение будущих правонарушений или причинение какого-либо иного вреда публичным интересам.

Возможны две трактовки данного понятия:

-В широком смысле- любая форма адм деятельности может подвергаться мерам адм предупреждения.

-В узком смысле, адм предупреждение- это те меры, которые носят исключительный характер и выражаются в дополнительном обременение.

Основная мера адм предупреждения- гос контроль.

Меры более частого характера: проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей, вынесение представлений об исключении условий, способствующих совершению правонарушение.

Целый комплекс мер предупреждения связан с предотвращением вреда, вызванного эпидемиями, стихийными бедствиями и др чрезвычайными ситуациями (ФКЗ «О ЧП», «О военном положение» и д.р.).

 

2)Адм пресечение- мера, имеющая дело с уже совершенными правонарушениями или уже имеющим место причинением вреда граждан и обществу в целом.

Часто мера пресечения позволяет предупредить совершение др правонарушения в будущем и по сути может одновременно являться предупреждением.

Основная форма пресечения- представление об устранение нарушений законодательства (о прекращении противоправной деятельности).

Пр: Предупреждение о ненадлежащем исполнение бюджета.

Другие меры6 приостановление или аннулирование спец разрешения (прежде всего лицензии). Деятельность прекращается полностью.

(Важно знать ФЗ «О милиции»).

Некоторые законодательные акты в исключительных случаях предусматривают приостановление деятельности организации (ФЗ «о защите прав и интересов…» приостанавливает деятельность организаций, действующей в сфере инвестиций).

Меры о налоговом администрировании: мера пресечения- принудительное взыскание налога (с юр лиц- во вне судебном порядке).

В бюджетном администрировании- изъятие бюджетных средств, используемых не по назначению.

 

3)Адм ответственность. Данные меры строго формализованы: это адм наказание за адм правонарушения, указанные в КоАП.

 

4) (Не всегда выделяются как самостоятельные). Меры обеспечения производства по делам об адм правонарушениях (урегулированные в КоАП).

Смысл мер: нормальное, качественное производство по делам об адм правонарушении. Но многие из мер являются и мерами адм принуждения и мерами адм пресечения.

Пр.: задержание на срок не более 3-х часов, изъятие орудия преступления, арест имущества, задержание транспортного средства.

 

5) (Выделяются не всеми). Меры адм восстановления- меры, направленные на компенсацию вреда, причиненного, как правило, противоправным деянием публ характера.

Пр.: начисление и взыскание пени в связи с неуплатой налога или нецелевом использовании бюджетных средств (пеня- проценты, на которые неосновательно обогатился правонарушитель и на которые рассчитывало гос-во; размер пени- 1/300 учетной ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки). Пеня взыскивается в адм порядке с юр лиц, с физ лиц- в судебном порядке.

Пеня занимает место между взысканием налога и налоговым штрафом.

 

 

ТЕМА: Административная ответственность (АдО).

Вопросы:

1)Понятие и основания АдО

2)Меры АдО

3)Порядок производства по делам о Ад правонарушениях.

 

 

Вопрос 1: Понятие и основания АдО

Ответственность (вообще) - обязанность лица претерпевать неблагоприятные для него последствия асоциального деяния (в негативном отношение).

В позитивном смысле: каждое лицо должно соблюдать существующие нормы.

 

Ответственность- правоотношение, одно лицо должно претерпевать, а др сторона вправе обязана применить эти последствия.

 

Виды Юридической Ответственности:

Классические (самостоятельные).

1.Гражд-правовую.

2.Материальную (труд право).

(1,2- это чистые виды частной ответственности).

3.Дисциплинарная (труд право; служебная ответственность- публичная отрасль).

4.Уголовная.

5.Административная.

6.Конституционно- правовая (ответственность высших политических руководителей).

+ 7.Финансовая.

8.Экологическая.

(7,8 выделение спорно, т.к. если: В 7- берется характер санкций- финансовое взыскание, оно может быть и в админ праве. В 8- берется вид правонарушения- и адм, угол … наступает ответственность).

 

В КоАП дано формально-юридическое определение «админ правонарушения», т.е. та ответственность, которая предусмотрена в КоАП, а также предусмотренная суб Федерации.

 

Если есть в КоАП- админ ответственность.

Недостаток определения: на Фед уровне существуют законы, кроме КоАП, которые устанавливают ответственность по своей природе, суте аналогичную той, что предусмотрено в КоАП (Пр.: Нал Кодекс РФ устанавливает ответственность в виде штрафа для юр лица за налоговые правонарушение, и она не называется администр., а ответст налоговая, её часто относят к финансовой. За эти же правонарушения только со сторны физ лиц ответственность тоже в виде штрафа установлена КоАП).

=>Если исходить из формально- юрид определения, то налоговая ответственность- это не адм ответственность- это ущербный подход.

 

 

Админ Ответсв- как вид адм принуждения.

Признаки, админ принуждения:

-осуществляется органами исполн власти

-обеспечивает функции исполн власти.

(Пр.: налоговая- функция исполн власти- сбор налогов).

 

Админ Ответственность- вид админ принуждения, заключающийся в фиксации адм правонарушений, расм дел об адм правонарушениях, применения к виновным лицам мер адм ответств в целях обеспечения задач и функций исполн власти, в соответствие с законодательством об адм правонарушениях (расмм как процесс. Если обязанность- претерпевать наказание).

 

(КоАП содержит определение) админ правонарушение- это основание админ ответственности, его материальное основание.

Процессуальное основание админ ответств- процедуры необходимые для привлечения лица к админ ответственности, начиная от возбуждения дела в адм производстве и заканчивающиеся вынесением итогового решения по делу.

 

 

Состав админ правонарушения:

1)Объект- общ отношения, которым причиняется вред:

1.Непосредственный- это объект данного, конкретного правонарушения.

2.Видовой- группа общ отношений.

3.Родовой- объединение однородных групп общ отношений.

 

2)Субъект

1.Физические лица.

1.1.Граждане

1.2.Должн лица (индив предприниматели приравнены, это ошибочно).

1.2.1.Представители власти- это лица осуществляющие представительские функции от имени органа власти (пр.: депутата), а также гос, муниц служащие, наделенные распорядительными полномочиями в отношение служебно не подчиненных им лиц (пр.: менты).

1.2.2.Лица осуществляющие (в гос и муниц органах или любых юр лицах) исполнительно- распорядительные или хозяйственные функции.

Они имеют в своем подчинение кого-то или что-то внутри(!) органа, организации (Пр.: руководители органов организации), а также лица наделенные полномочиями по распоряжению имуществом.

2.Юрид лица.

Независимо от формы собственности подподает под админ ответственность.

 

(До июля 2002 г.) КоАП РФ- стал предусматривать админ отвественность юр лицам. Раньше не было, их ответственность предусматривалось отдельными ФЗ (Но! Нал Кодекс остался).

 

 

3)Объективная сторона- это то как протекает админ правонарушение во времени, пространстве:

-деяние (действ/ безд)

-место.

-способ.

 

4)Субъективная сторона- вина (форма псих отношения к совершаемому деянию).

Вина распространяется и на физ и на юр лиц.

До вступления в силу КоАП РФ отдельные законы о адм ответственности юр лиц понятие вины не использовали, что в принципе объяснимо.

 

Налоговый Кодекс РФ первым в 1999 г. предусмотрел понятие вины юр лица:

Вина юр лица определяется виной физ лиц, которые своими действиями, решениями вправе определить действие и решение юр лица (т.е. определяется виной руководителя).

 

По КоАП, Вина Юр лица- юр лицо признается виновным в совершение адм правонарушения, если у него была возможность соблюдение законодательства, но оно не предприняло всех зависящих от него мер по недопушению совершению правонарушения.

Вина юр лица, как и само юр лицо- фикция.

 

Вина юр лица- определяется в форме умысла или неосторожности.

Для наступления адм ответственности необходимо отсутствие обстоятельств исключающих админ ответственность.

 

Вопрос 2: Меры АдО

Это админ наказания.

(Раньше был вид- исправительные работы (пр.: операция «ы»), теперь появилась дисквалификация).

 

1)Предупреждение.

Выносится в письменной форме. Устное предупреждение выносимое с малозначительностью вредного деяния, нужно отличать.

 

2)Штраф, т.е. денежное взыскание (в МРОТах).

 

(1,2 могут предусматриваться как КоАП, так и законами Суб. Могут приниматься во внесудебном порядке).

 

3)«Конфискация» т.е. безвозмездное изъятие имущества явившимся орудием, предметом админ правонарушения.

 

4)Возмездное изъятие имущества, явившегося орудием, предметом адм правонарушения.

 

5)Админ Арест.

 

6)Дисквалификация (она новая), т.е. лишение лица права заниматься деят по управлению юр лицами (назначается за эконом правонарушения).

 

7)Лишение спец права. Применяется к физ лицам: право управления т/с, право на охоту.

 

!Все перечисленные меры назначаются судом.

 

8)Адм выдворение за пределы РФ. Применяется к инсотранным гражданам и лицам без гражд.

Может проводится и не в судебном порядке.

 

Вопрос 3:Порядок производства по делам о Ад правонарушениях.

Типовые случаи (порядка) производства по делам по админ правонарушениях:

I.В зависимости от количества стадий и процессуальных действий.

1)Обычный.

2)Упрощенный.

3)Усложненный.

 

(1)Обычный порядок.

Стадии:

1.Возбуждение дела в адм производстве и направление протокола о адм правонарушение в орган уполномоченный рас дело о адм правонарушениях.

Дело возбуждается на основание двух видов документов:

-протокол об адм правонарушение (он фиксирует факт правонарушения). Его вправе составлять должн лица органов указанных в КоАП (Пр.: МВД).

-постановление прокурора. Прокурор может возбудить дело по любому правонарушению (Протокол должен быть составлен немедленно, в течение 2 суток он должен быть направлен органу, уполномоченному расм дела о адм правонарушение.

2.Расм дела о админ правонарушение уполномоченным органом:

-суды (включая мировых судей).

-уполномоченные гос органы исполн власти.

-админ комиссиями (формируется при органах местного самоуправления).

-комисии по делам о правонарушениях несовершеннолетних.

(Срок расм дела- 15 дней + 1 месяц).

3.(Факультативная) Стадия обжалования.

4.Стадия исполнения постановления по делу об адм правонарушениях вступает в силу с момента получения правонарушителем (с этого момента исчисляется срок обжалования).

 

Штраф- денежное взыскание.

С начало дается 30 дней для добровольного исполнения. И если лицо в это срок не исполняет то происходит принудительное взыскание.

В отношение физ лиц постановление направляется по месту работы, учебы для взыскания.

В отношение юр лиц- в банк в котором обслуживается организация (это основание для списание денежных средств).

 

Дисквалификация.

Смысл наказания- человеку запрещается руководить юр лицом.

Должен быть орган, который ведет реестр дисквалицированных лиц. А работодатель обязан при приеме на работу брать выписку из реестра.

Решение выносится по дисквалификации, но норма практически не работает (в Омске нет).

 

 

(2)Упрощенный порядок.

Это отсутствие необходимости составления протокола и применение админ наказания на месте совершение адм проступка.

Применяется когда адм наказание являя предупреждение или штраф до 1 МРОТ, если правонарушитель не оспаривает правонарушение.

 

(1)Усложненный порядок.

Предполагает наличие стадии как адм расследование (для выяснение обстоят дела после обнаружения правонарушения выносится постановление о назн адм расследования и по окончание составляется протокол).

Срок расследование- до 6 мес.

 

Назначается не по всем видам правонарушения, а по тем которые указаны в КоАП.

В результате адм расследования- удлиняется срок производства.

 

Меры обеспечения производства в делах об адм правонарушениях.

Они описаны в Кодексе. Но есть похожие меры:

«доставление и привод»: Доставление- когда правонарушитель. Привод- в отношение др лиц, (пр.: свидетель).

«Эксперт и специалист», похожие участники. Они обладают спец познанием. Специалист- выявляет и закрепляет. Эксперт- оценивает.

 

ТЕМА: Методы и функции Управление отраслями.

Любая тема особенной части:

-объект

-субъект

-функции и методы управления.

Функции и методы зависят от объекта (отрасли), от лиц…

 

Методы:

1)Прямые:

-легализующие режимы:

лицензирование,

выдача разрешения на опред действия;

регистрация;

аккредитация (признание со стороны государства способности субъекта действовать в определенном качестве исходя из определенных гос стандартов (Пр.: сфера образования: лицензирование аккредитация учеб организаций. Чтобы учить- лицензия, чтобы выдавать дипломы гос образца0 аккредитация. Лаборатории).

 

-методы прямого регулирования деятельности путем установления цен, тарифов на услуги (наиболее значимые услуги регулируемые государством; цены на детское питание, в вузах; транспорт; связь).

Контрольная деят и выдача предписаний о устранение предписаний; применение мер адм ответственности (см. адм правовой статус юр лица).

 

Когда говорим о админ- полит сфере (оборона) у нее свои методы (см. адм принуждение, применяемыми правоохранительными органами, это мера адм принуждения, пресечения, адм ответственности). Весь материал нужно брать из закона, который регулирует этй сферу (3-5 примеров прямого управления).

 

 

2)Косвенные методы управления (применительно к отраслям и особенной части). Косвенный метод дает возможность, варианты и необходима встречная воля, поведение.

Методы:

2.1.Государственное финансирование (из бюджета), формы:

2.1.1.Финансирование бюджетных учреждений (Пр.: соц- культурная сфера; образование; здравоохранение; наука). Осуществляется путем смет доходов/ расходов бюджетных учреждений. Она должна обеспечивать выполнение бюджетным учреждений тех заданий, которые определяются госуд., расходы лишь на те цели.

2.1.2.Финансирование внебюджетного сектора (обычных коммерческих организаций).

Он носит не системный, всеобъемлющий характер, а адресный, избирательный характер в случаях строго предусмотренных бюджетным законодательством.

 

Финансирование:

1)Возратное

2)Возмездное

2.1)Субвенции.

2.2)Бюджетные субсидии.

Они даются строго на определенные цели. Субсидия, в отличие, предполагает долевое участие получателя в финансирование соответствующего расхода.

Пр.: субсидирование процентных ставок банковских кредитов, для поддержания различных отраслей, когда гос гасит часть кредита.

Кредит дается, как правило, на покупку => деньги не уйдут (Пр.: ипотека).

(Когда говорят «дотации»- это взаимоотношение между бюджетами. Организациям и физическим лицам не предоставляются).

 

Форма бюджет безвозратного финансирования- инвестиции в уставные капиталы организации, т.е. приобретение акций, долей участие со стороны государства. Эта форма тяготеет к гражданско-правовой.

Субвенции и субсидии никакими гражд договорами не оформляются.

 

Возратное и возмездное финансирование- гос кредитование => гражд => легко оспорить, метод гос управления, т.к. оформляется обычным гражд договором => малая грань между косвенными методами и гражд правовой деятельности.

Пр.: заключение и финансирование госуд государственных контрактов. В учебниках гос контракт- форма адм- правого договора. Гос контракты- это важная форма воздействия гос на общ отношения, когда гос на договорной основе стоят свои отношения с орган для удовлетворения гос нужд (закупки мат ресурсов, военный заказ). Гос контракты все же основываются на нормах ГК => с оговоркой нужно говорить, что это метод гос управления.

 

 

Метод бюджетного финансирования:

-предоставление налоговых кредитов, отсрочка по уплате налога.

Комплексным, особым случаем явл- реструктуризация задолжности о налогам и сборам. Он был актуален и распространен в конце 90-х г. когда отрасли эконом не могли рассчитываться по налогам.

Простить долг, значит профинансировать.

 

Особый случай бюджетного финансирования- бюджетные выплаты населению. Эти выплаты (трансферты населению):

Пения (это не адм форма т.к. выплачивается пенсионным фондом- не исполн орган).

Выплаты. Человек может отказаться от выплаты (Управление в сфере соц защиты, если попадет вопрос).

 

Специальные формы воздействия на отдельные отрасли:

1)Управление с/х. Косвенный метод- товарно-закупочные интервенции.

Может быть перепроизводство -> низкие цены; диспаритет цен- когда цена затрат выше цены возможной реализации. Чтобы не разорились существует этот метод, т.е. гос закупок по более высоким ценам.

Когда цены слишком высокие, гос продает (товарная интервенция) с/х продукцию по ценам ниже рыночных.