Тема 1.
Предисловие
Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих — основа формирования светского характера Российского государства
Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
Тема 12. Нетрадиционные религии
Тема 11. Ислам
Тема 10. Протестантизм
Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
Тема 8. Русская православная церковь: история и современность
1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
3. Организация и управление современной Русской православной церкви
4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
1. Особенности вероучения и культа католицизма
2. Организация управления Римско-католической церковью
3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
3. Основные направления протестантизма.
1. История возникновения ислама
2. Особенности вероучения и культа ислама
3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
1 История формирования представлений о свободе совести
2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России6
1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос. Удовлетворяя эту общественную потребность, в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах вводится преподавание таких дисциплин как «Основы религиоведения», «История мировых религий », « Религия в системе мировой культуры » и т. д. Освоение этих дисциплин является составной частью гуманитаризации образования. Оно помогает учащимся овладеть одной из важнейших областей мировой и отечественной культуры, осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научиться грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия являются иными. Это поможет ему избежать, с одной стороны, — догматизма и авторитаризма, а с другой — релятивизма и нигилизма. В конечном счете изучение этих дисциплин будет способствовать установлению духовного климата взаимопонимания, гармонизации межчеловеческих отношений между представителями различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, утверждению гражданского согласия и социальной стабильности в обществе. Однако при изучении данных дисциплин учащиеся и студенты испытывают потребность в учебном пособии, которое в доступной форме, непредвзято, объективно освещало бы ключевые проблемы религиоведения.
Автор данного пособия поставил перед собой задачу ознакомить читателей с различными подходами и концепциями религии: богословско-теологическими, философскими и научными. При этом он стремился, с одной стороны, преодолеть господствовавшую в марксистском религиоведении оценку религии, как неадекватную истинному бытию человека форму его самореализации, которая носит временный характер и должна быть преодолена человечеством на более высоком этапе его развития, с другой стороны, он не ставил перед собой задачу обосновать богословско-теологическую интерпретацию религии как сверхъестественного, внеисторического образования. Его задача как ученого состояла в том, чтобы представить на суд читателей различные позиции и в то же время, не вступая в полемику с представителями богословия и атеизма, на основе научных методов и большого фактического материала раскрыть содержание религии, ее структуру и функцию в жизни каждого человека и общества. В данном пособии освещаются также проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа и организации современных мировых и нетрадиционных религий, рассматриваются проблемы диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим проблемам, правовой статус религиозных организаций в современной России.
Учебное пособие адресуется студентам вузов, учащимся техникумов, колледжей, лицеев, гимназий и всем, у кого есть интерес к изучению религии.