Природа профессионального пространственного мышления архитектора
Воспитание архитектора во многом связано с развитием специфического чувства пространства, которое в различные времена по-разному отражало специфику профессионального сознания. В наше время экологизация образования, науки, культуры, да и всей деятельности человека, необходимость раннего формирования и развития профессионального экологического сознания вносит новые акценты в понимание архитектурной пространственности. Это понимание связано с развитием нового направления архитектурной экологии, которое можно обозначить как «архитектурно-экологическая топология» [1].
Актуальность его развития определяется обострением чисто пространственных проблем организации городской среды: переуплотнением, уменьшением ресурсов, повышенной интенсификацией, стратификацией, сокращением природного компонента жизненного пространства человека. Другой причиной развития данного направления является изменение подходов к архитектурному формообразованию, к решению практических проблем современной архитектурной среды.
В соответствии с этим принципы пространственной экологии должны найти отражение в методике архитектурного образования, в первую очередь на том этапе, когда формируются основы пространственного мышления будущего зодчего. Этим этапом, как известно, является пропедевтический курс «основы архитектурного проектирования и композиции».
Развитие «чувства пространства» как важнейшая составляющая профессиональной подготовки архитектора связано с тренировкой таких форм психической активности как восприятие, память, представления, мышление, которые являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, а значит, выполняют важнейшую экологическую функцию. Соответственно, развитие профессиональной составляющей этих качеств должно включать пространственно-экологический аспект, что предполагает получение соответствующих знаний и умений, а также развитие интуиции и определенной экологической чувствительности: чувства среды, места, пространства.
В пространственно-экологическом подходе, как методе подготовки архитектора, существенным являются два аспекта – педагогический и деятельностный. Педагогический аспект должен отражать наиболее существенные положения методики, связанные с методологией развития экологического сознания. Проводя параллели с известными методами, например, с психоаналитическим, предлагаемый метод можно обозначить как «экопсихологический» (таблица). В процессе обучения специалиста решаются две основные проблемы экологического плана: экология развития творческой личности и экология профессиональной деятельности. Первая заключается в сохранении и развитии проявлений самобытности, естественности, неповторимости в творчестве студента. Вторая – в развитии профессионального экологического сознания и овладении методом экологического формообразования.
18.Творческий акт архитектора как моделирование вселеннойЗначение использования метода моделирования в образовании будущих архитекторов трудно переоценить. Он позволяет методически грамотно и интересно построить учебный процесс, обучая студентов решать при этом целый комплекс задач, осмысление которых необходимо в архитектурной практике, концептуальном проектировании и обучении. Среди задач, лежащих «на поверхности» архитектурного творчества можно выделить следующие:1.АбстрагированиеБогатство представлений о реальности, богатство ощущений, связанных с реальностью, нельзя выразить формами, которые сами взяты из реальности. Архитекторы всегда ощущали неизбежность ее нового анализа и нового синтеза и пришли к воплощению реальности новыми конструктивными эквивалентами, которые еще сохраняют контакт с подобием формы, однако представляют ее в других материалах и с известной степенью абстрагирования.Цель моделирования заключается в том, чтобы разработать объемно пространственную концептуальную модель- композицию заданного архитектурного пространства. Композиция основана на авторской интерпретации каждого из элементов и всей структуры в целом по принципу геометрического структурирования. Композиция не является копией реального пространства, а представляет собой самостоятельное произведение, выявляющее характер элементов и их взаиморасположение в пространстве. Заданный материал (картон, пластик, металл и др.), а так же выбранные способы геометрического обобщения и ритмической организации композиции предопределяют условный характер моделируемых в макете элементов. Композиционная модель является импровизацией на тему абстрактных объемов, связанных единым пространственным сценарием. Диалектическое равновесие между узнаваемостью и новизной - является ключевой задачей процесса моделирования архитектурного объекта или градостроительного комплекса .2.Концептуальностьпозволяет студенту объединить процесс творчества и процесс его исследования. Концепция помогает выявить основную мысль, сформировать понятие будущего архитектурного произведения без субъективных эмоций и вкусов, исследовать условия его социальной значимости, функционирования и эстетического восприятия. В концепции моделируются не только пространство и объемы, но и особенности их восприятия, их пространственная адаптация в городе.3.Сценарное моделирование-это вполне конкретное программирование заданной «окраски» восприятия архитектурного пространства как сценарного пространства. Сценарное моделирование помогает созданию эмоционально окрашенных архитектурных и городских пространств с сохранением устойчивых признаков выбранного места. В студенческом проектировании сценарное моделирование может происходить в несколько этапов:- на первом этапе ставится задача составления легенды - концепции заданного пространства;- на втором этапе - формирование ассоциативного ряда в виде тематического коллажа, выявление на его основе знаков и символов, характеризующих заданное пространство;- третий этап нацелен на построение поисковой модели-макета с учетом составленной легенды и выявленных знаков и символов.4.Выявление структуры и вариативность при моделировании архитектурных объектов.Моделирование объектов архитектуры в виде макетов-моделей или в виде компьютерных моделей позволяет создавать различные вариативные пространства на базе одной модели. При этом вариативность создается за счет использования различных форм, цвета, фактур, материалов и других вполне определенных средств. Пространства, созданные по одной модели, могут видоизменяться под влиянием различных условий. Пространства, смоделированные по модульной сетке, обладают большей гибкостью и вариативностью. В основе любого моделирования пространства лежит композиция. Композиция или эстетическая структура пространства формируется по принципу согласования частей в интересах целого. Все композиции строятся в пространстве и во времени и развиваются в движении. Движение, или система связей является основой композиции. При моделировании различают несколько принципиально разных типов организации пространства:- закрытая (самодостаточная) классическая композиция, характеризующаяся закрытостью границ, иерархичностью членения пространств, четкой направленностью движения внутри пространства;- открытая гибкая композиция пространства, развитие которого ориентировано во внешнюю среду. Композиция характеризуется открытостью границ, отсутствием пространственной иерархии и развивается на основе группирования однотипных элементов;- открытая универсальная композиция пространства без иерархии, строящаяся по принципу универсального движения и повторения приема организации системы прямоугольных перетекающих пространств;- супрематическая художественная композиция, построенная на свободном экспериментальном взаиморасположении простых геометрических форм и объемов.Среди тенденций в архитектурном образовании можно констатировать широкое распространение для обучения студентов методов моделирования, однако в разных архитектурных школах мира отмечаются различные методические подходы. Каждая архитектурная школа осознает преимущества моделирования в обучении студентов творческому подходу к проектированию, однако стремится выработать свою стратегию применения этого метода.Традиции легендарной немецкой архитектурно-художественной школы Баухауза, построенные на принципах «вещественности» и индустриальности прослеживаются и в проектах нового поколения немецких архитекторов. Основное внимание при обучении студентов обращается на изучение и освоение наследия известной архитектурной школы, на грамотное продуманное решение функциональных, эстетических и конструктивных задач. На выставках дипломных работ Баухауза в Веймаре представляются на первый взгляд очень простые дипломные работы, не претендующие на оригинальность формы или подачи. Однако проработка всех проекций и особенно конструктивной части вызывает уважение. Модели архитектурных объектов, являющиеся неотъемлемой частью любого дипломного проекта, представляют собой выставочные макеты, выполненные очень тщательно и добротно. Дипломники имеют возможность работать в специально оснащенных макетных мастерских и используют для макетов различные материалы: дерево, металл, стекло, пластик, картон.Другой подход к моделированию формы и пространства преобладает в учебном архитектурном проектировании в американских ВУЗах. Здесь основное внимание уделяется поисковому моделированию новой формы. Например, в Колумбийском Университете Нью-Йорка студенты-архитекторы выполняют поисковые модели композиционных структур, напоминающих живые организмы, природные формы и предметы быта. Прообразом будущей архитектурной формы могут стать любые предметы, например, кроссовки, рюкзаки, куски скрученной арматуры...Фантазия будущего архитектора, моделируя подобные объекты, может превратить их в современные объемные и пространственные композиции. Модели выполняются как в макете, так и в компьютерной графике. Причем наличие множества компьютерных программ для моделирования архитектурных форм значительно облегчает студенту решение той или иной задачи. Сложные криволинейные формы элементов структурных сеток вырезаются на специальных станках с компьютерным управлением. Подобные задачи выполняются студентами архитектурного отделения Массачусетского Технологического института в Бостоне. Креативные модели, созданные студентами, открывают большие возможности для поискового проектирования, для создания смелых неожиданных архитектурных форм.
19.Эмоциональный потенциал архетипов.Пространственные и природные образы-символы. Их отражение в архитектуре. В сознании каждого современного человека, помимо сугубо рациональных структур, содержится также слой «индивидуального бессознательного». Его составляют забытые впечатления жизни, вытесненные из активной памяти страхи, вновь погрузившиеся в подсознание сновидения и т. п. Крупнейший швейцарский ученый К. Г. Юнг показал также, что на еще более глубоком уровне психика любого человека сохраняет структуры, общие для целого человеческого сообщества, объединенного общим культурным пространством, — структуры «коллективного бессознательного ».Наличием таких психических структур объясняется отмечаемая у большой группы людей общность представлений о том, что недопустимо, а что приветствуется, что стыдно, а что является благородным поступком. Оказалось, что дело не сводится к социально обусловленным реакциям, зависящим от воспитания отдельной личности, но вся система интеллектуально-духовных и нравственных ценностей закреплена на таком глубочайшем уровне, что никакое «перевоспитание» не способно изменить ее значений. Попытки же пересилить бессознательные установки психики способны привести лишь к тяжким для здоровья последствиям.«Коллективное бессознательное», этот доличностный, доиндивидуальный слой психики, определяет его носителя как принадлежащего определенной культуре и активно присутствует в психике современного человека, знакомого с философией и наукой, руководит его эмоциями, реакциями, а часто и его поведением. «Глубинные "слои" психэ теряют свою индивидуальность по мере того, как отступают все дальше в темноту» , что и позволяет находить в них инварианты средового восприятия, средового поведения. «Коллективное бессознательное — ...это потребность в деятельности, не имеющая сознательной мотивации, но ощущаемая как необходимость. ...(В этом глубинном слое психэ мы находим также архетипы)» .Сам по себе архетип — еще не образ, а лишь потенциальная возможность этому образу оформиться в соответствии с изначально заданной в сознании «кристаллической решеткой». Однако по мере того, как такие образы и представления оформляются, восприятие их сопровождается, по утверждению К. Г. Юнга, необычайно оживленными эмоциональными тонами, они способны впечатлять, внушать, увлекать. Подобно тому, как насыщенный раствор какого-либо вещества порождает кристалл лишь определенной конфигурации, так же и образ формируется в нашем сознании по законам содержащихся в нем архетипов. Но для окончательного оформления этих образов, для выхода их на поверхность сознания необходим «насыщенный раствор» жизненных впечатлений, предоставляющих образному мышлению свой материал. К. Г. Юнг показал, что все перечисленные ниже явления имеют под собой одну и ту же природу, один исконно образный символический язык человеческого воображения:
дошедший до нас архаический миф;творческая фантазия современного художника;совершенно бессознательное фантазирование в сновидениях;метафорическое поэтическое высказывание.
«Понятие архетипа... вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя всегда и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в фантазиях, снах, бредах и галлюцинациях современного человека. Эти образы и ассоциации я называю архетипическими идеями. Их свойства проявляются тем отчетливее, чем более окрашены они в чувственные тона... Они производят впечатления, оказывают влияние, они заманчивы» .
Эмоционально чувственная вовлеченность человека в «средовое» переживание определяется бессознательно присутствующими в нем «архетипическими идеями». Выявление их конкретного содержания весьма существенно для дизайна среды, поскольку обращение к глубинным структурам восприятия адресата вызывает в нем непосредственную реакцию высокого эмоционального накала. Впечатления, резонирующие с этими психическими структурами, обладают силой внушения, суггестией, сопровождающейся отключением аналитического фильтра. Дизайнер, следующий средовому подходу, задумывая будущий объект, моделирует прежде всего «средовую атмосферу», которую намеривается создать проектными средствами. Он намеренно и направленно формирует эмоционально-психическое состояние, которое предметно-пространственная среда должна будет вызвать у погруженного в нее субъекта. Имея представление об особенностях средового восприятия, об отличии его от преимущественно рационального, критического, на которое привычно ориентировано традиционное проектирование, дизайнер может запланировать и задать в проекте содержание и силу такого воздействия.
20.У истоков понятия «композиция» Понятие "композиция", сложившееся в европейском искусстве, несет на себе отпечаток тех смыслов, которые были
заложены в соответствующих латинских определениях античной культуры. В трактате Витрувия natura (композиция) –
"соблюдение законов нравственности" и, значит, "своего доброго имени". Natura – "рождаемое", процесс непрерывного
изменения (становления) и его результаты – новые формы. У Плавта и Теренция означает – "уловки, хитрости". В целом
сложились две группы значений: 1) "составление", "сочетание", "устройство"; 2) целенаправленное переустройство мира
– "примирение", "заключение договора".
Витрувий отмечал, что "композицию" мы обнаруживаем в определениях диспозиции, евритмии и декора. Диспози-
ция стоит на втором месте после ординации, первоначального этапа проектирования, состоящего в том, что устанавлива-
ется модуль, в соответствии с которым и согласно законам симметрии рассчитываются размеры каждой из частей соору-
жения, а затем всего сооружения в целом. Ординация – абстрактная процедура создания числовой идеи сооружения; ко-
гда она завершена, начинается процесс проектирования, создание конкретного данного сооружения на данном месте –
диспозиция. Диспозиция – взаимоувязывание функций составных частей сооружения, объединение частей в симметрич-
ное целое, исполнение данного сооружения. Евритмия – визуальные поправки к рассчитанной по законам соразмерности
форме.
Витрувием предлагались три варианта расчета архитектурного модуля: 1) ранний, эллинский. Исходной величиной
для вычисления модуля (нижнего диаметра колонны) являлась принятая ее высота (вертикаль); 2) исходя из протяженно-
сти портика; 3) исходя из величины интерколумния (функциональный подход). Таким образом, последовательность про-
ектных преобразований по Витрувию была направлена от функции к конструкции (в третьем варианте).