Методика творчества
Параллельно с подобными поисковыми процедурами, закладывался фундамент методов современной науки. Прежде всего, это касается учения Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.), известного ныне как формальная логика. Формировалась и такая процедура, как диалог Сократа (около 469 - 399 гг. до н. э.) - метод размышления собеседников путем уточняющих вопросов одного к другому. Однако, несмотря на то, что многие античные ученые пользовались опытом, он все же долгое время оставался на задворках науки. Положения не смогли изменить ни "теоретик эксперимента" англичанин Роджэр Бэкон (1214-1294 гг.), по мнению которого только непосредственное исследование фактов и проверка опытом обеспечивают истинное знание, ни сторонник эксперимента Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.).Существенное развитие методы науки получили в трудах англичан Френсиса Бэкона (1561 - 1626 гг.) и Джона Стюарта Милля (1806 - 1873 гг.). Приведем (в современной формулировке) два примера из предлагаемых ими правил.ПРИМЕР 5Каноны (принципы) Ф. Бэкона - Д. Милля.Принцип единственного сходства: если какое-то обстоятельство постоянно предшествует наступлению исследуемого явления, в то время как иные обстоятельства изменяются, то это обстоятельство есть причина данного явления.Принцип единственного различия: если какое-то обстоятельство имеет место, когда аступает исследуемое явление, и отсутствует, когда этого явления нет, а все другие остаются неизменными, то данное обстоятельство и представляет собой причину явления (например: в нормальном воздухе свеча горит, а в воздухе, лишенном кислорода, - нет. Значит, кислород - необходимая предпосылка горения).Используя эту и другие процедуры, описанные в своем главном труде "Новый органон", Френсис Бэкон предположил, что теплая вода замерзает быстрее, чем холодная. Уже в ХХ в. было повторно установлено, что при некоторых условиях это действительно так...Упомянем "боковую ветвь" логики - схоластов, много сделавших скорее не для установления, а для формализации логических процедур.Развитием научного метода занимался и Рене Декарт (1596 - 1650 гг.). Приведем четыре "главных правила метода" Декарта, изложенные им в сочинении "Рассуждение о методе".ПРИМЕР 6"…Не признавать истинным ничего, кроме того, что с очевидностью познается мною таковым, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения"."Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения"."Мыслить по порядку, начиная с предметов наиболее простых и легче познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые не следуют естественно друг за другом"."Составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено".Асмус В. Ф. Декарт,В ХIХ в. формальная логика все больше пересекается с математикой. Это "пересечение", получившее название математической логики, не охватывает широкого спектра способов решения творческих задач и представляет ныне самостоятельное направление (релейная техника, цифровые схемы, ЭВМ и т. д.)По мере развития техники растет количество конструкторов, технологов, изобретателей. Становятся известными "размытые" перечни, рекомендации для изобретательской работы. Вот перечень Б. Н. Юрьева, одного из первых разработчиков и исследователей вертолетной техники.ПРИМЕР 7"Пути изобретательства". Зарождение идеи."От явления к применению. Узнав о каком-нибудь явлении или открыв его, нужно попытаться приложить его к практическим целям. Списки не использованных еще явлений природы.От применения (задания) к явлению. Наметив практическую задачу, пытаться решить, подбирая подходящие физические явления. Списки не использованных еще явлений природы.Подражание природе. Летательные аппараты, инкубаторы.Дикие фантазии с последующим отбором. Неожиданные решения, деление наоборот. Рассуждение по аналогии.Научные исследования вопроса и нахождение оптимальных величин (максимума, минимума, экстремума, вариационные задачи и т. д.). Сначала - перевод заданий на математический язык. Анализ формул. Практические выводы. Необходимость совершенствовать технику, а также бизнес-процедуры "по правилам", вероятно, на интуитивном уровне была осознана, как минимум, в конце прошедшего века. Со временем, это вызвало появление ряда способов генерации идей. Как мы увидим, эти способы во многом повторяют общую историю методов творчества. Условно разделим существующие способы совершенствования техники на четыре основные группы существующие способы совершенствования техники на четыре основные группы:а) стимулирование индивидуальной психики и методы организации умственного труда;b) неалгоритмические методы;c) организационные мероприятия;d) творчество непознаваемо;К отдельной группе d) мы отнесли сомнения в принципиальной познаваемости и управляемости процессов творчества. Рассмотрим последовательно все эти группы, выделяя их узловые моменты, достоинства и недостатки. ПРИМЕР 11"В американской печати появились сообщения об экспериментах по сенсорному стимулированию творческой деятельности. Речь в них идет о световых, звуковых, температурных и прочих воздействиях. Практически это выглядело так: исследуемые сидели в креслах, которые вибрировали и откидывались по неожиданной для участников эксперимента программе; на стены проецировались яркие разноцветные вспышки; в помещении температура менялась в чувствительных пределах; звучала музыка на струнных и ударных инструментах; воздух насыщался сильными ароматическими веществами. В дополнение ко всему подопытным давали вкусовые раздражители - специальные конфеты. Как ни странно на первый взгляд, результаты подобного "силового" давления оказались обнадеживающими. Тесты зафиксировали повышение продуктивности, глубины и оригинальности мышления испытуемых".Лук А. Н. Стимулирование творческой активности: Обзор зарубежных исследований,"Целых пятнадцать лет работал японец Йосиро Накамацу над конструкцией своего кресла, которое недавно на выставке необычных изобретений в Токио получило первую награду. "Кресло для размышлений доктора Накамацуе, - пишет токийская газета, - имеет подставку для ног, которые обогреваются инфракрасными лучами. На высокой спинке установлена специальная подушечка для головы - она испускает микроволны, проникающие в мозг. Это усиливает снабжение мозга кровью и якобы улучшает мыслительные способности. Студенты одного из университетов Японии, испытывавшие кресло, уже после десяти минут сидения в нем гораздо лучше запоминали числа, быстрее складывали их, множили...""Американский медик Майкл Мэрфи на протяжении десятка лет занимался тестированием "гениев" - людей, добившихся выдающихся результатов в разных областях деятельности: спортсменов - победителей олимпиад, композиторов, художников, ученых, нобелевских лауреатов. Данные тестирования были заложены в ЭВМ. Затем Мэрфи начал прием лиц, неудовлетворенных своим физическим и психическим здоровьем, своим социальным статусом. Этих людей также подвергали тестированию по широкой программе, результаты которого вводили в ту же ЭВМ.Машина сравнивала характеристики "больных" и "гениев", выявляя в пациентах скрытые дарования. Затем приглашались крупные специалисты в области обнаруженной у пациента творческой способности и по индивидуальной программе обучали его, например, изобразительному искусству или музыке. Обучаемому давались все необходимые технические средства - вплоть до студии. Через весьма непродолжительный срок - от 3 до 6 месяцев - пациент становился мастером: он демонстрировал это на публичном экзамене, где дирижировал оркестром, исполнявшим сочиненную им симфонию, или открывал свою художественную выставку. Вместе с проявлением творческого дара приходило и полное выздоровление. Пребывание в основанном Мэрфи в Калифорнии "Институте здоровья" по карману лишь богачу - оно стоит 300 000 долларов".Рич В. Будущее надо изобрести, или Третья возможность барона Мюнхгаузена,
Кроме подобных экзотических и дорогостоящих процедур, направленных на "выжимание идеи" любой ценой, существуют рациональные правила организации индивидуального и коллективного труда, которым посвящено большое количество литературы.
10 заповедей изобретателя, разработанных в американской изобретательской ассоциации. Они имеют подзаголовок: "Как удержать в голове перспективную идею":"Держи под рукой блокнот. Эдисон имел его даже в ванной.Никогда не надейся, что удержишь в памяти хорошую идею.Запиши идею и сделай набросок. Графический образ, как правило, запоминается лучше.Отбрось все дела и сконцентрируй внимание на идее и ее развитии.Новую идею легче воспроизвести в памяти, когда есть исходная база, к которой можно вернуться.Новые идеи всегда сопряжены с риском, а риск противоречит человеческой натуре. Память сотрет идею, если будешь невнимателен.На стадии обдумывания идеи не рассуждай "почему?" и "возможно ли это?". Твори. Твои руководители и подчиненные со временем скажут тебе, в чем твои ошибки.Нацеливай идею на будущее. Записывай все, что может пригодиться. Позже что-то отсеется, но кое-что и останется.Остынь. Вернись к своим записям на следующий день.Десятая заповедь? Да, была ведь и десятая, но мы забыли ее записать. Где же ее теперь искать?"
Горюнов И. Американские изобретатели в поисках поддержки,В заключение отметим интересные результаты московского врача-психотерапевта В. Л. Райкова, ведущего эксперименты по раскрытию творческих возможностей человека в состоянии гипноза."Так, не умевшие рисовать в состоянии гипноза выполняли "похожие" реалистические портреты, легко входили в заданную роль, результативнее играли в шахматы и т. д. Как правило, испытуемые после примерно 10 сеансов получали возможность активного творческого рисования уже в состоянии бодрствования".Райков А. Л. Роль гипноза в ситуации психологических условий творчества,Это, пожалуй, единственная эффективная процедура получения творческих результатов, предложенная психологами. Нужно сказать, что психология творчества со своими методами (воспоминания ученых, писателей, художников; самоотчеты; метод упрощенных модельных экспериментов; анкетирование; тесты), к сожалению, не дала практикам стабильно работающих поисковых процедур...
К определенным достоинствам стимуляции индивидуальной психики нужно отнести простоту и общедоступность (хотя, как считает автор, разумнее пользоваться простейшими правилами организации умственного труда). Главный же недостаток подобных процедур - сравнительная узость самой опоры, случайность решения сложных задач-"многоходовок", отсутствие видимых резервов развития... <BR.
При анализе возможностей индивидуальной психики следует учитывать тот факт, что человеческий мозг сформировался приблизительно 40-100 тыс. лет назад и в последующее время все большее значение приобретали не биологические формы накопления и наследования (гены, безусловные рефлексы), а социальные - устные инструкции, книги, вещи, магнитные диски и т. п.
b) Неалгоритмические методы творчества (методы активизации творческого процесса) включают: различные списки контрольных вопросов, мозговой штурм, синектику, метод фокальных объектов, морфологический анализ и их многочисленные комбинации. Поучительно, что они были созданы не психологами, а инженерами, естествоиспытателями. Им посвящена книга Дж. К. Джонса "Методы проектирования" (М.: Мир, 1986). Анализ этих методов дан практически во всех книгах по ТРИЗ. Все без исключения неалгоритмические методы творчества направлены на резкое увеличение числа вариантов решения. В отличие от них, в ТРИЗ целенаправленно ищутся не любые (в том числе и самые слабые), а одно или несколько сильных решений. Ниже мы остановимся лишь на основных достоинствах и недостатках неалгоритмических методов.
Достоинства | Недостатки |
Помогают решать относительно простые задачи, увеличивают количество новых идей. | Плохо решают сложные задачи; низка вероятность получения новой качественной идеи. |
Принципиально доступны в освоении. | Нет корректного отечественного опыта их применения. |
Иногда опираются на коллективный опыт. | Не развиваются на качественном уровне. Не дают критериев оценки полученных идей. |
d) Нужно упомянуть, что существует ряд мнений о принципиальной непознаваемости творческого процесса непознаваемости творческого процесса, ненормальности творцов и тщетности попыток найти "рецепт изготовления" изобретателей, творческих личностей. Ограничимся несколькими цитатами без комментариев."Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться. Так, можно научиться от другого, как надо делать хороший стих; но от других нельзя научиться тому, как сочинить хорошее стихотворение, ибо это само собой должно следовать из природы автора".Кант И. Сочинения в 6-ти томах, Том VI,
16 Особенности дизайнерского мышления Любое творческое мышление отличается от рутинного, и было бы несправедливо заявлять, что у дизайнеров все происходит совсем не так, как у других проек-тировщиков. По способу профессионального мышления дизайнер ближе всего, конечно, к архитектору, но тот дизайнер, который занимается проблемами го-родской среды, как раз зачастую и не находит общего языка с архитектором, получившим классическое образование (в следующей части книги мы попытаемся понять, отчего так происходит).Для производства любого промышленного изделия творческие способности столь же необходимы и конструктору, и инженеру, и технологу, и прочим специалистам, которые своим трудом создают какой-либо материальный объект. Ивсе же, не в обиду будет сказано представителям этих профессий, определенное от-личие существует. Особенно ясно и наглядно демонстрирует его одна краткая фраза-формула, ставшая уже хрестоматийной. Звучит она так:«Дизайнеру заказывают не мост, а переправу» Во-первых, в любой деятельности есть корифеи и есть хор — то есть в нашем случае те, кого знаменитый американский дизайнер Джорж Нельсон называл «пленными дизайнерами»: работая на производстве, им приходится заниматься текущим проектированием с минимальными нововведениями и даже модернизацией устаревших образцов продукции. Так что внутри самого дизайна сложилось естественное разделение на инновационное проектирование и проектирование аналоговое. Между двумя этими профессиональными установками (возникшими по объективной необходимости или в силу дарованных природой возможностей) есть принципиальное различие в методе работы (табл. 3.1).72 Часть I. Дизайн как предметное творчество Таблица 3.1. Принципиальное различие логики инновационного и аналогового проектирования
Аналоговое проектирование(решение задачи) | Инновационное проектирование (разрешение проблемы) |
Неопределенная ситуация сводится к определенной, имеющей известное решение | Определенная ситуация при расширении ее контекста (при включении в нее новых обстоя- тельств, точек зрения и т. п.) освобождается от готовых решений |
Находятся аналоги, прототипы решения сходной задачи | Ситуация становится неопределенной, открытой, обладающей широким спектром возможных разрешений |
Проверяется возможность перенесения найденных решений на проектируемый объект | Выбранное решение конкретизируется, проверя- ется его уместность и своевременность в данной социокультурной ситуации, рассматривается практическая возможность воплощения, соответ- ствие уровню развития технологий, допустимым финансовым затратам и т. д. |
В проектном предложении минимально трансформируются знакомые решения сходной задачи | В проектном предложении содержится неожи- данное и на первый взгляд парадоксальное разрешение проблемы |
Прототипический подход («мост») | Проблематизирующий подход («переправа») |
И все же, как бы реальные жизненные обстоятельства ни корректировали дизайн-деятельность, для представителя этой профессии более характерна логика, обозначенная во втором столбце таблицы, — логика проблематизирующего подхода. Именно эта способность делает проектировщика вещей дизайнером, и именно это отличает его от прочих, близких ему, специалистов. Инженерное проектирование тоже может быть исключительно новаторским, но эта новизна воплощается в способах совершенствования вещи относительно исполняемого ею практического назначения, в направлении большей технологичности или рентабельности ее производства и т. п., тогда как дизайнер вносит изменения в саму жизненную ситуацию, где эта вещь традиционно использовалась. В об-новленной ситуации она в прежнем своем качестве, возможно, и вовсе не потре-буется (нет смысла думать, каким спроектировать мост, если проблему переправы решает канатная дорога). И тогда уже эту, обновленную, ситуацию дизайнеру приходится оснащать новыми вещами.Особенность дизайнера состоит также не в том, что он усваивает композиционные приемы. Архитекторы владели ими задолго до того, как возникла (выделилась) профессия дизайнера. Специалисты же технических профессий тоже могли бы с пользой обучаться им, поскольку усилиями таких школ, как Баухаус или ВХУТЕМАС, эти приемы достаточно формализованы. Такие моделирование предметного мира знания и навыки были бы ими востребованы при решении их профессиональных задач, включая и квази-дизайнерские, то есть требующие аналогового проектирования. Но подлинный дизайн— это внесение социально-культурных инноваций и поиск нестандартных решений, дизайн— это прежде всего раз-решение проблемы «переправы» в ситуации, когда «мостостроительство» почему-либо невозможно или нецелесообразно.