Картина мира

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абхазы // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

2. Борисов И. Грузино-осетинский конфликт // Азия и Африка сегодня, 2001, № 4.

3. Борисов И. Грузино-абхазское противостояние // Азия и Африка сегодня, 2001, № 5.

4. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М, 2001.

5. Гушер А. Россия – Грузия. Утраченное доверие // Азия и Африка сегодня, 2000, № 6 – 7.

6. Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье // Азия и Африка сегодня, 2003, № 10.

7. Записки А.П. Ермолова. 1798 – 1826 гг. М, 1991.

8. Зарубежное военное обозрение, 2008, № 8 – 9.

9. Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М, 1998.

10. Комерсантъ №140 - 155, 09 - 30.08 2008 г.

11. Крылов А.Б. Абхазия. Социальный портрет непризнанного государства // Азия и Африка сегодня, 1998, № 11.

12. Крылов А.Б. Грузино-абхазский конфликт: история и современность // Кавказский сборник. Т №2 (34). М, 2005.

13. Леонтьев М.В. Жуков Д.А. «Независимая» Грузия: бандит в тигровой шкуре. М, 2008.

14. Морозов Ю. Грузия – Абхазия. Межнациональные конфликты – питательная среда криминала // Азия и Африка сегодня, 2003, № 3.

15. Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989 - 2000). К истории падения сверхдержавы. М, 2002.

16. Независимая газета №167 (4514), 11.08 2008 г.

17. Новая газета № 58 (1376), 11.08 – 13.08.2008 г.; №59 (1371) 14.08 – 17.08.2008г.

18. Осетины // Народы России. Энциклопедия. М, 1994.

19. Панарин С.А. Позиционно-исторические факторы кавказской политики // Полис, 2001, № 2.

20. Потто В.А. Кавказская война: в 5 т.; Т. 2, 5: Ставрополь, 1994.

21. Присяга абхазского князя Георгия Шарвашидзе (Сефар-Али бека) при вступлении в подданство России // Под стягом России: сборник архивных документов. М, 1992.

22. Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008.

23. Сулаберидзе Ю.С. Грузинский политический театр // Полис, 2001, №4.

24. Хаджи Мурат Ибрагимбейли. Кавказ в Крымской войне 1853 – 1856 гг. и международные отношения. М, 1971.

25. Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774 - 2006). М, 2006.

26. Цуциев А.А. Осетино-ингушский конфликт (1992 - …) его предыстория и факторы развития. М,1998.

27. Широкорад А.Б. Утерянные земли России. Отколовшиеся республики. М, 2007.

 

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:

1. История Осетии – http://aors.narod.ru/

2. Латынина Ю. 200 км танков. О российско-грузинской войне - http://www.ej.ru/?a=note&id=8579

3. Материалы газеты «Комерсантъ» - www.kommersant.ru

4. Материалы ООН – http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=8790 и др.

5. Материалы сайта Независимой Республики Южная Осетия – http://www.iriston.ru/ru/index.php

6. Материалы сайта осетинской диаспоры - http://www.iriston.ru/ru/

7. Новостной портал Грузии – http://www.news.ge

 

8. Новая газета - http://www.novayagazeta.ru/data/2008/63/06.html

9. Правозащитный центр «Мемориал» http://www.memo.ru/2008/10/28/2810081.html

ПОДРОБНЕЕ СМ. ресурсы Интернета в книге Стукало С.Н. Цхинвали в огне. М, 2008, с. 340 – 347.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущей тенденцией развития цивилизации третьего тысячелетия стала интеграция наук. Достижения микроэлектроники, информатики и биотехнологии преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство. «И совершенно естественно, что новому, более высокому уровню техники и технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого человека в их взаимосвязи с Природой»[1].

Успехи естествознания ХХ в. во многом связаны с исследованиями на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. На результаты подобных исследований опираются современные наукоемкие технологии, позволяющие производить высококачественную продукцию и, прежде всего, товары повседневного спроса. Знакомство с основами естествознания позволяет оценить перспективы развития современных наукоемких технологий, а следовательно сделать прогноз об экономических, экологических, социальных и политических последствиях, оценить необходимые затраты для изготовления такой продукции, оценить возможные направления развития наукоемких технологий в ХХ1 в..

Лекарства нового поколения и искусственные ферменты, синтетические и композиционные материалы, искусственные кристаллы и аморфные металлы, сорта сельскохозяйственных растений, устойчивые к болезням и вредителям, – это, с одно стороны, объекты разработки естествоиспытателей, а, с другой стороны, – это продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса.

Новая материальная база, новые технологии лежат в основе любого перспективного дела. И знание основ естествознания позволяет оценить перспективные направления в технологии.

Мир, существующий вокруг нас и внутри нас, отражают наука, искусство и религия. Каждый из способов отражения носит свои черты и, как правило, свои области применения. Существует довольно значительный круг вопросов, где пересекаются эти три способа отражения мира.

В сою очередь, науку принято делить на естественные, гуманитарные науки и технику. Такое деление связано со спецификой объектов изучения. Нас в первую очередь будет интересовать наука.

В природе, в большей части, действуют не зависящие от человека, слепые, стихийные силы. В обществе, как правило, ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании делались и делаются попытки противопоставить естественнонаучную культуру гуманитарной культуре (например, дискуссия о «физиках» и «лириках» в 60-е годы ХХ в.). Вместе с тем, между способами описания мира, используемыми в естественных науках, и способами, используемыми в гуманитарных науках, существует значительная разница, что дало основание английскому писателю и ученому Чарльзу Перси Стоуну в 1959 г. прочитать в Кембриджском университете лекцию «Две культуры и научная революция» [1]. В лекции обращалось внимание на возникновение пропасти между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой научной культурой, связанной с научно-техническим прогрессом. Все увеличивающееся взаимонепонимание между учеными и «литературными интеллектуалами», по Стоуну, может привести к гибели человеческой культуры, если не принять радикальных мер для реорганизации образовательной системы, для сближения точек зрения излишне практичных «физиков» и индивидуалистами «лириками». Здесь гуманитарные науки отождествлялись с культурой в целом.

Сближение естественных наук и культуры не только возможно, но и закономерно, т.к. в основе научной и культурной деятельности лежит творчество. Часто дискуссии о «физиках» и «лириках» по сути дела отражают тоску об универсалах эпохи возрождения и энциклопедистах. Тем не менее, беспокойство общественности обосновано.

 

Одной из важнейших характеристик человека, отличающей его от животного, является то, что он в своих действиях опирается на разум, на систему знаний и их оценку. Поведение людей, степень эффективности решаемых ими задач, конечно, зависит от того, насколько адекватно и глубоко их понимание реальности, в какой мере они могут правильно оценивать ту ситуацию, в которой им приходится действовать и применять свои знания.

С давних пор в человеческой жизни большое значение приобретали не только те знания, которые имели непосредственное практическое значение, но и те, которые относились к общим представлениям о природе, обществе и самом человеке. Именно последние как бы скрепляют в единое целое духовный мир людей. На их основе возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности. Важную роль при этом играет то, как человек представляет устройство мира. Человеческое самосознание стремится представить себе окружающий мир, т.е. увидеть мысленным взором то, что называют Вселенной, и найти свое место среди окружающих вещей, определить свое положение в космической и природной иерархии. С древних времен людей беспокоят вопросы об устройстве мироздания, о возможности его познания, его практического освоения, о судьбах народов и всего человечества, о счастье и справедливости в человеческой жизни. Без стремления постичь мир в его целостности, желания понять природу и общественные явления человечество не создало бы ни науки, ни искусства, ни литературы.

Современная наука нацелена на построение единой целостной картины мира, изображая ее как взаимосвязанную "сеть бытия". В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые обычный человек воспринимает как данность, как объективность, существующую независимо от наших личных мнений.

Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается. Поэтому понятие "картина мира" занимает особое место в структуре естествознания[2].

 

 

Картина мира[3]:

· система образов (и связей между ними) – наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;

· порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира:

· целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;

· представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;

· имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

Картина мира -- сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента – мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.

Мировоззрение – концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы – каркас картины мира – представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) – это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте – новую картину мира. Прогресс – развитие человека и человечества – это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное – и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры[4]. По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода[5].