Государственное управление на городском уровне

Государственное управление на городском уровне.

Специфика государственного управления на городском уровне состоит в том, что на ограниченной территории сосредоточена крайне высокая концентрация населения, что делает процесс управления более сложным. Обычно такие города делят на несколько типов.

Советская классификация (уже устарела):

1. Малые города (до 20 тыс. человек) – существуют как самостоятельные муниципальные образования, либо имеют либо свою систему МСУ (райцентры), либо входят в состав других систем МСУ.

2. Полусредние и средние города (от 20 до 100 тыс. человек) – образует свою систему МСУ, хотя в северных странах, что полусредние города являются часть более крупных образований.

3. Большие города (более 100 тыс. человек) – всегда самостоятельные, функционируют как самостоятельные муниципальные образования, и имеют подчинённые себе муниципальные образования (центры графств в Великобритании, центры земель в ФРГ).

4. Крупнейшие города (более 500 тыс. человек).

Греческий урбанист Доксиарис дал другу классификацию:

1. Компактный город бывает двух видов:

1) Агломерация – это город-ядро и несколько тяготеющих к нему городов-спутников (центральный район вокруг Москвы и северо-западный возле Санкт-Петербурга), которые вместе образуют урбанизированную территорию, которая обладает высокой степенью связанности её элементов за счёт экономических взаимодействий, развития транспортной инфраструктуры, значительных потоков маятниковых эмиграций и социальной инфраструктуры.

Признаки агломерации:

· Отдельные элементы системы не могут существовать самостоятельно;

· Наличие единой инфраструктуры (коммуникация, транспорт, образование, рекреация);

· Единая самоидентификация граждан.

2) Мегаполис – это совокупность агломераций. В мире насчитывается около 10 мегаполисов (Токио, Мубай, Сан-Паулу, Шанхай, Нью-Йорк, Мехико, Пекин, Лос-Анджелес). Предполагается, что в России первый мегаполис образуют Москва и Новгород. Численность от 10 до 50 млн. человек. Он говорит о том, что в будущем, из совокупности мегаполисов образуются урбанизированные районы - затем урбанизированные континенты - затем экуменополис (город-планета).

Главная проблема управления мегаполисов и агломераций – это их стремление обрести определённую автономию внутри системы национального государства, т.к. по своему уровню они влияют на экономические, социальные, культурные и др. процессы, и не хотят играть низовую роль. Поэтому государство создаёт автономную законодательную базу для управления такими городами. Разделение между государством и городами должно быть построено по принципу субсидиальности, т.е. те вопросы, которые могут быть решены самой город системой должны решать самостоятельно, а те, которые не могут, решаются государственными органами.

Способы разграничения компетенции между федеральным уровнем и городами:

1. Характерен для федеративных государств: крупнейшим городам присваивается статус субъекта федерации (Германия, России), тогда эти города соответствуют своему значению. Используется понятие город-государство, которые являлись таковыми исторически (Гамбург в Германии, Брюссель в Бельгии).

2. Характерен и федеральным и унитарным: выделение крупнейших городов в административные округа (Бразилиа в Бразилии и др. столицы государств Латинской Америки). Государственное управление строится по принципу, что все решения принимаются органами государственного управления, город ничего не решает, а только реализует.

3. Смешанная система, которая строится из МСУ, государственного управления и надмуниципального уровня (Лондон в Великобритании, Нью-Йорк в США, Лондон в Великобритании), но в таком случае автономия город системы сохраняется ограниченно. Смешанная система подразумевает разную систему разделения между всеми тремя уровнями.

Нью-Йорк имеет 3 статуса: 1) статус муниципального образования (Нью-Йорк сити), 2) статус метрополитенского ареала (Нью-Йорк сити + 4 графства штата Нью-Йорк + 8 графств штата Нью-Джерси), 3) большой Нью-Йорк (всё предыдущее + 1 графство штата Коннектикут).

Берлин включает в себя: 1) большой Берлин (имеет статус самостоятельного образования) и 2) районы Берлина (имеют статус самостоятельных МСУ). Районами управляют районные правления и собрания народных представителей районов. Они не могут издавать свои НПА, но определяют статьи расходов бюджета и несут за них ответственность, также занимаются застройкой, землеустройством и т.п. Большой Берлин решает только те задачи, которые относятся ко всему городу (полиция, дороги), а все остальные вопросы решаются на уровне МСУ, т.е. на уровне районов. При этом существует Специальный отдел Берлинского сената, который контролирует все действия районов.

Лондон, после преобразований 1985 года, перестал быть графством, там были отменены общегородские органы управления, должность мэра, городского правительства и прочее. Часть полномочий была передана районам, центральному правительству, т.е. министерствам (застройка, управление транспортными потоками) и неправительственными организациями (корпорациями). После 2000 года город отказался от такой системы, и опять был объединён под властью одного мэра и пошёл по пути Берлина. Хотя районы сохранили статус МСУ и оставили за собой основные функции.

Москва и Санкт-Петербург получили статус субъектов Российской федерации. Они получили самостоятельность в рамках своей компетенции. Они имеют двойственный статус. Например, с одной стороны, у них есть компетенция заниматься вопросами образования и культуры совместно с федеральным уровнями, но с другой стороны они не контролируют крупнейшие ВУЗы и культурные заведения, они относятся к федеральному уровню. Они не имеют муниципального статуса и формируют МСУ на низовых уровнях. Система управления обоих городов высоко централизована, т.к. все стратегические вопросы принимаются центральными органами власти (на уровне мэра, правительства Москвы, МосГосДумы). Огромную роль играют органы исполнительной власти (мэр Москвы и губернатор Санкт-Петербурга). Оба города разделены на территориально-административные образования, которые не имеют представительные органы и управляются из центра, чиновники, которые ими управляют назначаются мэром, и могут осуществлять управлением своей территории только в соответствии с ним. В Москве и Санкт-Петербурге существует более ста единиц МСУ. Сходная модель применятся в Париже.