Центральный уровень государственного управления

Центральный уровень государственного управления.

Главным органом центр управления государства является правительство. Правительство бывает 2-х видов. Оно может иметь либо коллегиальную форму правления (Кабинет министров), либо не иметь коллегиальную форму правления.

Коллегиальная форма правления свойственна для государств с парламентской формой правления. Коллегиальное правительство возглавляет премьер-министр. В устройстве правительства подразумевается, что решение принимается всем коллективом и ответственность несёт весь коллектив министров. Иногда в странах с коллегиальным правительством разделяются понятия «правительство» и «кабинет». В кабинет в таких случаях включаются «политические министры», а в правительство – «министры-профессионалы». В государствах с президентской формой должность премьер-министра отсутствует, министры подчиняются напрямую президенту, который принимает все основные решения.

Центральные органы правления правительства бывают следующими:

1) Министерства (департаменты) – государственные органы которые осуществляют управление с чисто директивных позиций. Это иерархические управленческие структуры, которые дифференцированы по отраслям и издают нормативные акты, которые имеют административно-директивный характер.

2) Независимые комиссии регулирования – создаются в тех сферах, где нужен беспристрастный надзор и экспертиза. Этот уровень очень распространен в США, например там существуют Комиссия междуштатной торговли, Федеральная морская комиссия, Федеральная торговая комиссия, Комиссия федеральной резервной системы, Национальный совет по трудовым отношениям, Комиссия по безопасности потребительских товаров и др.). Комиссии освобождены от непосредственного административного и парламентского контроля, хотя и формально входят в системы гос органов. Свободны самостоятельно формулировать и осуществлять свою политику. Гарантией такой политики служит то, что они носят коллегиальный характер. Коллеги, которые руководят комиссией назначаются в США например непосредственно президентом, а их назначение утверждается сенатом, но на срок не превышающем срок, действующего президента, отстранять от должности может президент. Состав комиссии обновляется постепенно по частям, чтобы обеспечить преемственность. В США для некоторых комиссий зарезервированы квоты.

Эта структура почти отсутствует в России.

3) Правительственные корпорации – это коммерческие независимые организации. Являются независимыми, потому что освобождены от иерархического административного и даже парламентского контроля в своей деятельности. Они свободны самостоятельно формулировать и осуществлять свою политику. Они носят коллегиальный характер. В России правительственные корпорации носят государственный характер (РАО ЕЭС России) и не носят независимого статуса. Впервые появились в США в период первой и второй мировой войны, в период великой депрессии. Их основные преимущества в том, что их можно быстро сформировать и расформировать, они освобождены от бюрократического консерватизма, и им свойственна предпринимательская предприимчивость. В США к концу второй мировой войны количество правительственных корпораций доходило до 101, в Японии их было 108, в Великобритании правительственные организации создавались в результате национализации. Как правило, управляются коллегиально советом директоров. Более зависимы от государства. Директора корпораций назначаются соответствующими министрами. В США главы корпораций назначаются президентом, с согласия Сената. Контроль над правительственными корпорациями ограничен. Корпорация сама решает, как распределять и направлять средства. В России аналогом корпораций являются акционерные общества, в которых представлены интересы и средства государства. Это предприятия, которые занимаются стратегическими отраслями (транспорт, энергетика, ресурсы), это те сферы, которыми надо управлять коммерческим способом.