Модели разработки политической стратегии.

Модели разработки политической стратегии:

1. Модель открытых систем (Р. Хофферберт) – основана на воронке причинности. Её суть в том, что государственная политика определятся в зависимости от различных причин, от самых широких к самим узким:

· историко-географические факторы системы (самый широкий фактор)

· социально-экономическая структура общества

· массовое политическое поведение

· особенности правительственных институтов

· поведение элит в процессе обсуждения политики (самый узкий фактор)

2. Модель институционального рационального выбора (М. Остром) – за основу берутся индивидуальные условия (ценности индивидов) и на условиях, связанных с ситуацией (экономические и т.д.). В соответствии с ситуацией индивиды ведут себя по-разному. Учитываются 3 уровня:

1) Операциональный – уровень людей, принимающих решения.

2) Коллективный – согласованные коллективные нормы.

3) Конституционный – конституционные нормы государства.

3. Модель политических потоков (Кингдом). Он выделяет нескольких потоков, на которых основана политика:

1) Проблемный поток – информация о реальных проблемах общества.

2) Сообщества исследователей и экспертов, исследующих проблемы.

3) Политический поток – выборы, деятельность политиков, конкуренция в ходе политических процессов и т.д.

Когда все эти три потока объединяются, формируется «окно возможностей».

4. Модель конкурирующих защищающих коалиций (Собатьер). Он выделяет следующие факторы, которые надо учитывать:

1) Взаимодействия конкурирующих коалиций (групп интересов и т.д.).

2) Внешние перемены.

3) Относительно стабильные общественные параметры (базовые социальные структуры, конституционные правила).

Общее в моделях: необходим учет рисков, расчет ресурсов, приоритетность политики, зависимость политики от условий; учет интересов различных акторов.

Конституция государства фиксирует, каким образом будут приниматься решения, фиксирует учреждения и ведомства, определяет сферу компетенции тех или иных органов. Она определяет, каким образом интересы преобразуются во властные решения. Внутри каждого органа государственной власти существуют свои правила выработки государственных решений.

Модели принятия решения в государственных органах:

1. Патерналистская – основную ответственность за принятия курса берут на себя лидеры, они решают, что нужно для общества (министры).

2. Коллективистская – решения принимаются в результате нахождения равновесия между различными группами интересов (парламент).

3. Индивидуалистская – государственная политика формируется с учётом интересов индивидуума.

 

9.Влияния на процесс выработки политики: партии и «фабрики мысли».

Влияние партий на государственную политику

Степень влияния партий на государственную политику зависит от количества эффективных партий, т.е. от тех, которые имеют реальный вес в парламенте. Степень влияния зависит от партийной системы:

1) Однопартийная система

2) Система партии-гегемона (одна доминирующая партия)

3) Система простого плюрализма

4) В системах умеренного плюрализма (3-4 эффективные партии (Германия, Швеция)) степень влияния зависит от количества занимаемых мест.

5) В системе крайнего плюрализма (от 5 до 8 партий итали) – только одна партия реально оказывает влияние на принятие решение, потому что у остальных партий мест мало.

6) Атомизированные Свыше 8 партий малайзия) – влияет на политику одна партия, остальные играют фоновую роль.

Огромную роль играют институты think tanks (фабрики мысли) – различные социологические или политологические исследовательские центры, которые исследуют политику и в целом общество и их исследования оказывают существенное влияние на формирование политики. Иногда они независимы, не связаны ни с какой партией (в США это Rand corporation) или связан с какой-нибудь партией (в США фонд «Наследие» связан с демократичической партией). В России такие центры в основном ориентированы на получение прибыли, и делают анализы под заказ.

Возникли в США в начале 20 века когда была потребность в рационализации гос политки. Первая такая организация была основана в бруклинском институте в 1916 году и институт бувера в 1919. Независимые фабрики проводят исследования из научных целей. Они помогают выявлять повестку дня, вычленять проблемы и предлагать решения этих проблем.

 

10.Государственная политика в экономической сфере: институты, формы, методы.

I Экономическая политика. В основном, государственная политика в экономической сфере заключается в том, что она создаёт государственный сектор в экономике, который занимается производством общественно-значимых товаров и услуг, которые не могут производиться частным сектором (например, интернет, атомная энергетика и т.д.).

Формы государственной политики в экономической сфере:

1. Государственная программа – это форма реализации какого-либо государственного приоритета в социальной, экономической и других областях, за счёт фискальных средств и использования коммерческой базы монополий и предприятий. Это наиболее типичная форма государственной экономической политики.

2. Государственный заказ - формируется на основе государственной программы. Основная функция государственного заказа состоит в том, чтобы создавать устойчивые конкурентные позиции подрядчикам. В государственный заказ входит гарантированная оплата труда, обеспечение отсутствия конкуренции, налоговые льготы и т.д. Часто работа на заказы превращают компании в монополисты (ВПК, РАО ЕЕС России). Иногда программа носит временный характер, и при достижении результата контракт заканчивается.

3. Государственные монополистические комплексы – это группа монополий государственных органов и учреждений в конкретной области экономики, в которую через систему контрактов и субподрядов (заказ другим предприятиям) притягиваются некоторые другие корпорации. Формируются в тех отраслях, где частотность воспроизведения программ высока.

4. Создание свободных экономических зон – на определённой территории государство на некоторое отказывается от сбора налогов, таможенных пошлин, даёт свободу частному капиталу. В результате в таких зонах наблюдается интенсивный экономический рост (Люксембург). В мире насчитывается около 5 тыс. свободных экономических зон.

5. Создание государственных предприятий (не монополистические) – это юридическое лицо, учреждённое государством в предпринимательских целях или для производства общезначимых товаров, которые не выпускают коммерческие учреждения, потому что это не выгодно (предметы для слепых). До курса Рузвельта считалось, что государство должно минимально вмешиваться в экономику, однако сейчас явно, что это вмешательство необходимо даже при капиталистическом строе.

Государственное регулирование экономики – это опосредованное (непрямое) воздействие на поведение хозяйственных субъектов путём изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов и т.д. Экономическое регулирование необходимо государству, т.к. свободная рыночная конкуренция не является универсальным механизмом, и не способна регулировать все отношения. Она необходима, потому что есть нерентабельные и малорентабельные сферы экономики, которые необходимо поддерживать, также необходимо создавать предприятия для ликвидации безработицы, увеличивать денежную массу, регулировать занятость, активизировать сдерживание экспорта и импорта, стимулировать экономический рост и выполнять др. функции.

Способы регулирования в сфере экономики:

1) Правовое обеспечение рыночного механизма (нормативная база): защита прав потребителей и производителей, защита прав собственности, её не отчуждаемость, антимонопольное законодательство, защита прав интеллектуальной собственности, законодательство регулирующая банковскую сферу и уголовное законодательство.

2) Производство общественных товаров: оборонные товары (оружие, содержание правоохранительных органов, содержание аппарата управления, содержание дорог).

3) Компенсация внешних издержек - государство заставляет платить за те издержки, которые кто-то приносит государству, с помощью прямого (штрафы) или косвенного (повышение налоговых ставок) воздействия.

4) Субсидирование положительных издержек – государство финансирует общественно значимые услуги, выделяет деньги (здравоохранение, образование, благотворительность).

5) Стабилизация макроэкономических колебаний - государство делает то, на что не способен сам рынок:

· Директивные стимулы – обязательные (правовые нормы, адресные задания, лимиты, ставки и вида налогов, обязательные экономические нормативы);

· Индикативная стимулы – рекомендательные, которые нацелены на то, чтобы заинтересовать экономического субъекта (налоговые льготы, использование бюджетных инвестиций, влияние на цели, совокупность спроса и предложения и т.д.).

· Морально-этические стимулы – призывы частному капиталу участвовать в общественно-полезных делах (создание обществ фондов, «джентльменские соглашения» с банками и профсоюзами)

Все формы вмешательства государства можно разделить на 2 типа:

1. Прямое вмешательство – расширение государственной собственности, законотворчество и управление производственными предприятиями, долевое участие и др. На западе примерно 10-11% рабочих заняты в государственном секторе экономике. Государственный сектор экономики включает в себя угольную промышленность, ж/д транспорт, атомную энергетику и др. предприятия требующие долговременных инвестиций, которые не смогут потянуть частные предприятия.

2. Косвенное вмешательство – стимулирование капиталовложений, обеспечение занятости, стимулирование импорта и экспорта товаров, распределение доходов и др. Для косвенного вмешательства используется фискальная (манипулирование гос. доходами и расходами) и кредитно-денежная политика (регулирование обращения денежной массы и кредитной сферы).