Государственная политика и управление

Система государственной политики. Принципы государственного управления. Методы государственного управления. Виды государственной политики.

В начале XX века Макс Вебер определил сущность политики как сферу отношений по руководству обществом. Государственная политика и государственное управление взаимосвязаны. Государство формирует свою политику в обществе, а выражается она в государственном управлении, которое осуществляется специальными органами. Такая роль государства сочетается с общепринятым понимаем политики как властного способа организации общества, поддержания его целостности на основе согласования разнообразных интересов. Государственное управление является ключевой реализацией государственной политики как таковой. При этом государственная политика более фрагментирована, чем государственное управление. Государственная политика может быть экономической, социальной, культурной, образовательной и т.д.

Государственная политика – это политический процесс управленческого влияния, главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы жизни общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер.

Всё это происходит благодаря непосредственному применению государственного управления, государственных властных полномочий (при разработке и реализации мер). Система государственной политики образует чёткую связанную систему.

Государственная политика включает следующие компоненты:

1. Субстанциальный – это власть, право государства принимать властные решения и даже осуществлять организованное насилие.

2. Человеческий – это народ, являющийся источником власти в демократическом государстве, профессиональные чиновники управленцы, которые входят в аппарат государственного управления и различные уровни политической элиты (центральной, региональной и местной), частично также сюда входят экономические и финансовые элиты, группы интересов и группы влияния.

3. Институциональный – это институт главы государства, который осуществляет управленческие функции во всех системах государственной политики и все государственные институты, которые делятся на 2 большие категории:

1) Гос. институты общей компетенции (правительство страны, администрации регионов и т.д.)

2) Гос. институты узкой компетенции (определённые министерства, комитеты при гос. думе и т.д.)

С оговоркой сюда можно отнести партии и общественные движения, а также юрисдикцию, юридические нормы с помощью которых осуществляется гос. управление.

4. Процессуальный – это взаимоотношения субъектов по поводу осуществления государственной политики (выработка и принятие решения, организация и контроль выполнения решения, итоги решения и т.д.)

5. Духовный компонент – это политическая культура (интересы, потребности, ценности различных социальных групп, которыми руководствуется государства, выраженные в программах, целевых установках). Этот компонент включает в себя 2 процесса:

1) Артикулирование – это преобразование аморфных социальных интересов в чёткие, ясные положения.

2) Агрегирование – это согласование частных целей в общезначимые.

Практика государственной политики подчиняется следующим принципам:

1. Общие принципы – применяются во всех сферах ГП:

1) принцип демократической ответственности;

2) принцип неприкосновения личности и частной собственности;

3) принцип социальной справедливости;

4) принцип разделения задач административного управления на функциональные определённые сферы;

5) принцип эффективности;

6) принцип открытости (гласность и обсуждения);

7) принцип адекватной реакции на внешнюю вреду;

8) принцип разделения властей;

9) принцип соответствия процессуальным нормам.

2. Отраслевые принципы – принципы, используемые в конкретных сферах государственной политики:

1) принцип социальной гарантии;

2) принцип приоритета прав человека и его свобод;

3) принцип солидарности.

Методы государственного управления – способы, при помощи которых осуществляется государственная политика:

1. Общие методы:

1) Директивные (организационно-административные) методы – использование материального принуждения.

2) Экономические методы – методы материального стимулирования (материальная выгода).

3) Социально-психологические методы – методы морального стимулирования (моральная выгода).

2. Отраслевые:

1) Программно-целевой метод – аккумулирует максимум ресурсов для точечного решения задач (различные федеральные программы).

2) Менеджериальные методы:

· метод социального трипартизма – заключение генеральных соглашений между тремя партиями: правительством, работодателями и профсоюзами;

· метод социального двупартизма – двустороннее соглашение между работодателями и профсоюзами;

· ваучерный метод – перечисление на специальные счета социальных трансфертов из бюджета;

· метод социального контракта – обязательное заключение между получателем и фирмой, оказывающей социальные услуги, который накладывает жёсткие обязательства на последних.

Виды государственной политики:

1. По характеру объекта:

· Экономическая

· Социальная

· Культурная

2. Функционально-отраслевой критерий:

· Промышленная

· Жилищно-коммунальная

3. По уровням:

· Федеральная

· Региональная

· Местная