Почта в СССР 1940-1990 гг.

Таблица 2

Развитие средств связи в СССР в 1913-1950 гг.

Таблица 1

 

 
Почтовые предприятия
Почтовые маршруты
Письма
Посылки 9,8 13,6 45,5
Периодика
Переводы
Телеграммы

Источник: Народное хозяйство СССР. Статистический сборник. М., 1956. С.184

 

Вторая мировая война была самой разрушительной из всех войн, которые до этого вело человечество. В результате этой войны на территории СССР было уничтожено или же выведено из строя 65 тыс. км. железных дорог и 36 тысяч почтовых предприятий (70% их общего числа).

Уже к 1950 г. довоенный уровень бы восстановлен. Общее представление о развитие почтовой связи с СССР с 1950 по 1990 гг. дает прилагаемая таблица.

 

 

 
Предприятия
Письма 2,6 2,6 4,2 8,0 9,5 7,5
Посылки
Периодика 6,7 5,9 14,4 33,2 43,8 55,4
Переводы
Телеграммы

 

Увеличение потока корреспонденции имело своим следствием расширение количества почтовых отделений, рост числа почтовых служащих и, как следствием всего этого, возрастание расходов.

В связи с этим по мере развития промышленного переворота и индустриализации разворачивается механизация почтовой связи.

Прежде всего, она затронула процесс доставки почты. Если до начала XIX в. корреспонденция доставлялась с помощью гужевого транспорта, парусных и гребных судов, а также пешим путем, то с 1830 г. в Британии впервые ее стали перевозить по железным дорогам. Затем к этому подключаются паровые суда, автомобили, авиация. В результате во второй половине XХ в. немеханизированной оставалась только доставка корреспонденции по адресам.

«Труд почтальонов, - констатировали специалисты положение дел в Великобритании 60-х годов XX века, - остается немеханизированным. В крупных городах из-за большого движения автотранспорта почтальон лишен возможности пользоваться велосипедами и мопедами. Доставка почты, как правило, осуществляется пешим порядком».

В то же время началась механизация работы внутри почтамтов, где для перемещения корреспонденции стали использовать электрические конвейеры и лифты.

Особенно трудоемкой была сортировка корреспонденции. «Сортировка писем, - писал современник о Великобритании конца 60-х годов прошлого столетия, - как правило, осуществляется вручную». И далее: «Детальная сортировка посылок повсеместно осуществляется вручную в мешки…Из автомашин мешки сгружают тоже вручную…погрузка мешков и посылок в автомашины механизирована частично».

Так продолжалось до тех пор пока, не было предложено использовать для обозначения почтовых отделений специальные цифровые индексы. Во второй половине XX века это предложение было поддержано Всемирным почтовым союзом. Начался переход к машинной сортировке почтовой корреспонденции.