Зарождение почты
В связи с этим создание письменности можно рассматривать как вторую информационную революцию, которая имела своим следствием ускорение развития культуры, а вместе с нею всего общества.
Вопрос о возникновении алфавита является дискуссионным. Чаще всего его создателями называют финикийцев. У финикийцев алфавит заимствовали евреи и греки. Греческий алфавит лег в основу латиницы, арабской письменности и славянской азбуки.
Суть этого изобретения заключалась в том, что для каждого произносимого человеком звука было придумано специальное обозначение - буква, которая сама по себе, как и этот звук, ничего не значит, но, используя буквы, можно обозначать произносимые человеком слова. В результате появилась возможность с помощью нескольких десятков знаков записывать любую информацию.
Если появление языка открыло возможность хранить знания об окружающем мире в объеме человеческой памяти, а также передавать их из поколения в поколение посредством личного, непосредственного общения, то письменность позволила не просто сохранять и накапливать информацию, а делать это в возрастающих в объемах, превышающих возможности человеческой памяти. С этого момента объем накапливаемой обществом информации был поставлен в зависимость не от продолжительности жизни отдельных людей, а от продолжительности существования всего общества. Вместе с тем открылись совершенно новые возможности для передачи, а значит и распространения знаний.
Письменность, государство и производящее хозяйство – основные черты той стадии развития общества, которая получила название «цивилизация».
Развитие письменности, а значит, накопление и распространение информации, во многом было связано с использованием писчего материала.
В Древнем Египте такую роль играл папирус – водное травянистое растение, пригодное не только для изготовления ткани, но и писчего материала. Папирус появился в Египте в конце III тыс. до н.э., затем получил распространение в Средиземноморье и использовался здесь до нашей эры.
На Ближнем Востоке долгое время писали на глиняных дощечках. Но поскольку они отличались хрупкостью, их тоже со временем вытеснил папирус.
В поисках его заменителя было обращено внимание на шкуры
животных. Так появился пергамен или пергамент – особым способом выделанная телячья кожа. Свое название он получил по малоазийскому городу Пергаму, который славился когда-то производством этого писчего материала.
Для письма использовали также деревянные дощечки. В Китае на них писали краской, на Руси их покрывали воском и «писали» палочками. Кроме того, на Руси в качестве писчего материала служила береста.
Более широкое распространение письменность получила после того, как появилась бумага.
Бумагу изобрели в Китае на рубеже нашей эры не позднее II в. н.э. В VI-VIII вв. ее производство получило распространение в Средней Азии, Корее и Японии. В VIII она появилась у арабов. В XI-XII вв. арабы познакомили с ней европейцев. В XII в. ее стали производить итальянцы, в XIII в – немцы, в XIV в – англичане. В XIV-XV вв. ее начали использовать на Руси.
И.Гутенберг
(ок.1399-1468)
Важную роль в распространении знаний сыграло книгопечатание. Оно тоже было изобретено в Китае, еще в VII в. В XV в. И. Гутенберг положил начало книгопечатанию в Западной Европе.
Распространение знаний привело к появлению и развитию периодической печати, прежде всего газет. Слово «газета» происходит от итальянского слова «gazzetta» – первоначально монета мелкого достоинства. Первая рукописная газета «Куранты» появилась в России в 1621 г., первая печатная – «Ведомости» - в 1702 г.
Поскольку долгое время писчий материал был дорог, а население в своей массе являлось неграмотным, возникшая переписка имела главным образом официальный характер, затем появляется деловая и, наконец, личная переписка.
По мере того, как расширялся поток корреспонденции, происходило формирование и развитие такого средства связи как почта.
Что отличает почту от других видов связи?
Как считают специалисты, слово «почта» происходит от позднелатинского слова «posita», что когда-то означало остановку или станцию. Следовательно, под почтой первоначально понимали передачу информации из рук в руки как эстафету.
Можно принять на веру, что греческие гемеродромы передвигались со скоростью 10 км/час. Однако если это и было так, то скорость их передвижения находилась в обратно пропорциональной зависимости от расстояния, иначе говоря, чем большее расстояние им требовалось преодолеть, тем с меньшей скоростью они могли передвигаться.
Чтобы обеспечить их передвижение с максимальной скоростью, необходимо было разделить преодолеваемое ими расстояние на короткие дистанции и организовать передачу информации от одного гонца к другому.
В связи с этим следует обратить внимание на то, что в древности (например, в Индии и Китае) одним из атрибутов гонцов были бубенчики, т.е. небольшие колокольчики. Некоторые авторы считают, что с их помощью гонцы давали знать о том, чтобы им уступали дорогу. Однако маловероятно, чтобы в Древней Индии и в Древнем Китае улицы были так запружены людьми, что существовала необходимость в подобной сигнализации.
Вероятнее другое. Таким образом гонцы сообщали о своем приближении к эстафетным или почтовым станциям, чтобы те, кому необходимо было передать информацию, к моменту их прибытия были готовы сразу же последовать дальше.
Позднее, когда пеших концов заменили конные, колокольчики стали подвешивать к дуге.
Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Слово «почта» означает не только учреждение связи, но и пересылаемую корреспонденцию. Поэтому формирование почты как средства связи завершается тогда, когда устная передача информации заменяется письменной, т.е. когда пересылка корреспонденции становится главной функцией почты.
Самые ранние сведения о существовании почты датируются концом III тысячелетия до н.э. К этому времени относятся упоминания о существовании службы царских курьеров в Древнем Египте. «Около 2000 г. до н.э., - пишут П. Джеймс и Н. Торп, - египетские фараоны учредили царскую службу курьеров, доставлявшую корреспонденцию сначала по реке, а затем и по суше», причем «приблизительно в 1900 г. до н.э. были установлены эстафетные станции».
Во время раскопок в Эль-Амарне были обнаружены остатки архива середины XIV в. до н.э. Среди сохранившихся документов удалось прочитать письма к Тутанхамону.
Более ранние следы почтовой корреспонденции сохранились на территории турецкого города Культепе. Здесь археологи раскопали около 16 тысяч глиняных табличек, относящихся к XIX в. до н.э..
Одно из этих самых древних писем гласит: «Я получил твои указания и в тот же день, когда пришла табличка с твоим письмом, дал твоим агентам три мины серебра для покупки свинца. Так что, если ты еще брат мне, верни мои деньги с курьером».
Не позднее 1000 г. до н.э. почта возникла в Китае. Судя по всему, первоначально она тоже была пешей. Несмотря на это, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) писал: «…Справедливые деяния распространяются быстрее, чем императорские приказы, передаваемые по эстафете или с курьером». Из этого явствует, что в середине I тыс. до н.э. в Китае тоже существовали эстафетные или почтовые станции.
Как уже отмечалось, когда в 490 г. до н.э. грекам понадобилось сообщить о разгроме персов в Марофонской долине, они направили в Афины гонца. Из этого явствует, что в V в. до н.э. греки использовали пеших гонцов даже для передачи экстренной информации.
Увеличить скорость передвижения гонца могла только лошадь. Дикая лошадь обитала в индоевропейских степях и была приручена примерно в IV-III тысячелетии до н.э. Однако самые ранние сведения о ее использовании в упряжке относятся к XVI-XIV вв. до н.э., для верховой езды ее стали использовать не ранее XIV в. до н.э..
Но «даже в конце II тысячелетия до н.э., - пишет В. А. Шнирельман, - такие индоевропейские народы как фракийцы, иллирийцы, дорийцы и ахейцы либо вообще не знали верховой езды, либо ездили на лошадях очень редко».
Верховая езда получает распространение лишь в I тысячелетии до н.э. Одним из тех народов, которые первыми начали использовать ее для почтовых целей, были персы.
Рассказывая о персидском правителе Дарии II, греческий историк Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) писал: «После того, как он установил, какой путь может проделать лошадь днем до того, как ее потребуется кормить, он устроил на соответствующих расстояниях специальные станции, на которых находились лошади и конюхи. Помимо этого, он назначил на каждую из таких станций смотрителя, в обязанности которого входил прием и дальнейшая отправка писем, приют уставших лошадей и людей и отправка свежих. Рассказывают, что доставка не прерывалась также и ночью».
«Ничто в мире не передвигается так быстро, как персидские
курьеры, - писал другой греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., - ничто не может сбить их скорости на дистанции, которую они должны пройти, - ни снег, ни дождь, ни жара, ни темнота. Первый всадник передает депешу второму, второй-третьему, и та далее, из рук в руки, по всей линии, подобно огню при греческом факельном беге».
В результате этого 1600-мильный путь от столицы Персидской
империи города Сузы до побережья Эгейского моря они преодолевали за 9 суток. Если учесть, что древнегреческая миля была равна 1,4 км, получается, что скорость доставки персидской почты составляла около 250 км в день.
Когда в 330 г. до н.э. Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) разгромил Персию, он сохранил ее почту. Через семь лет Александр Македонский умер, его империя распалась, и унаследованная ею от персов почта пришла в упадок.
Прошло время и в Средиземноморье возникла новая крупная держава – Римская империя. Она превзошла по своим размерам Персидскую, а поэтому нуждалась в еще более совершенных средствах связи.
На Апенинском полуострове сложилась настолько разветвленная транспортная система, что родилась поговорка: «Все пути ведут в Рим». По некоторым данным, в период расцвета Римской империи их общая протяженность превышала 100 тыс. км.
Упорядоченный характер почтовая служба приобрела в правление
императора Августа (27 г. до н.э.- 14 г. н.э.). При нем на дорогах появились почтовые станции, где можно было отдохнуть и поменять лошадей. Это обеспечивало доставку почты со скоростью 10–15 км/час..
В VII в. в Передней Азии на обломках империи династии Сасанидов, возникло новое государство, в котором получили власть последователи пророка Мухаммеда - Арабский халифат.
От столицы халифата Багдада в разные концы империи протянулись дороги, на которых было открыто более 900 почтовых станций.
Халиф Абу Джафар Мансур утверждал: «Мой трон держится на четырех столбах и мое владычество на четырех лицах, а именно: безупречном кади (судье), энергичном управляющем полицией, честном министре финансов и преданном почтмейстере, осведомляющем меня обо всем».
Существует мнение, что почтовая служба продолжала существовать и
после распада Арабского халифата в XI в., пока не была разрушена в результате завоевания Тимура 1400 г.
К тому времени была создана другая более разветвленная
почтовая связь. В середине XIII в. возникла Монгольская империя, границы которой протянулись от Центральной Европы до Тихого океана. Посетивший ее во второй половине этого столетия итальянец Марко Поло в своих записках сравнил монгольскую почту с персидской и привел поражающие наше воображение цифры.