Bona fides поп patitur, ut bis idem exigatur (D. 50.17.57). - добрая совесть не терпит, чтобы одно и то же взыскивалось дважды.

Ex pluribus causis deberi nobis idem potest (D. 50.17.159. Paulus). -Одно и то же может нам причитаться по нескольким основаниям.

Non est novum. ut duae obligationes in eiusdem persona de eadem re concurrant (0.19.1.10. Ulpianus). - Нет нечего нового в том, чтобы рядом существовали два обязательства одного и того же лица об одном и том же предмете.

Qui bis idem promittit, ipso iure amplius quam semel поп tenetur (D 45 1.18).- Кто обязуется дважды об одном и том же, тот по праву отвечает не более, чем единожды.

Novationem ita demum fieri, si hoc agatur, ut novetur obligatio (D 46 2 2). - Новация только тогда происходит, если действие было направлено к тому, чтобы обязательство было новировано.

Поскольку Гай не упоминает об animus novandi, полагают, что этот реквизит (требование, условие) появился после Гая. В Институциях Юстиниана (3. 29. 3-а) рассказывается, что выявление этого намерения сторон - animus novandi было делом нелегким и старая школа юристов ввела различные презумпции (предположения), позволяющие судить о намерении сторон.

Некоторые критерии для суждения о намерении сторон сохранились в источниках. «Если деньги даны взаймы без стипуляции и тотчас же заключена стипуляция, то договор один; то же нужно сказать, если заключена стипуляция и вскоре даны деньги» (D.46.2.6.1).

Помпоний держался того мнения, что при наличии двух обязательств направленных на одну цель, силу имеет только одно обязательство.

Это положение связано со старым процессуальным правилом ne bis de eadem re sit actio - нельзя дважды предъявлять иск об одном и том же.

«Конкуренция» двух обязательств. Однако потребности практики, в особенности по договору купли-продажи (D. 19.1.11.6) заставили острее поставить вопрос о возможности одновременного существования (конкуренции) двух обязательств, направленных на одну и ту же цель, с тем, что одно обязательство не поглощается, не новируется другим, а существует рядом с ним, но удовлетворение получается только по одному из них.

Это положение включено в сводные нормы старого права — regulae iuris antiqui:

Разумеется, в силе остается правило, что

При Юстиниане в 530 г. была проведена реформа в области новации как по вопросу о критериях распознавания animus novandi, так и по вопросу об одновременном существовании двух обязательств, направленных на одну цель. По первому вопросу было установлено, что намерение произвести новацию не предполагается, если стороны хотят совершить новацию, то они долж­ны это положительно и определенно выразить.

Tunc solum fieri novationem quotiens hoc ipsum inter contrahentes expressum fuerit (1.3.29.3-а). - Только тогда имеет место новация, когда это именно было положительно выражено договаривающимися сторонами.

По второму вопросу о том, какова судьба двух обязательств в тех случаях, когда новация не возникает, Юстиниан постановляет:

Manere et pristinam obligationem et secundam ei accedere (1.3.29.3-а). - Остается и первоначальное обязательство, а второе к не­му присоединяется.

Судебная новация. Новирующее (обновляющее) действие оказывали на обязательство различные стадии процесса, а именно, должник по обязательству становился после предъявления к нему иска ответчиком по иску.