Пакеты прикладных программ

Системное ПО

В классе системного программного обеспечения выделяют базовое ПО и сервисное ПО.

Базовое ПО (base software) – минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера.

Как видно их схемы на рис. 1, в состав базового ПО входят:

операционные системы, предназначенные для планирования и управления вычислительными ресурсами ЭВМ, а также для управления выполнением пользовательских программ (Наиболее известными операционными системами являются MS DOS, Windows, OS/2, Unix);

операционные оболочки (оболочки операционных систем) – специальные программы, повышающие уровень пользовательского интерфейса, за счет «меню», использования функциональных клавиш и др.(Примерами операционных оболочек могут служить Norton Commander, DOS Navigator);

сетевые операционные системы – комплекс программ, обеспечивающий обработку, передачу и хранение данных в вычислительной сети (Например, операционные системы Windows NT, NetWare и др.).

Сервисное ПО – программы, которые расширяют возможности базового ПО и организуют более удобную среду работы пользователя. Эти программы часто называются утилитами. Утилиты – программы, служащие для выполнения вспомогательных операций обработки данных или обслуживания компьютеров. К сервисному ПО относятся:

- программы диагностики работоспособности компьютера (программы-тесты и др.);

- антивирусные программы;

- программы обслуживания дисков (форматирования дисков, восстановления ошибочно удаленных файлов и папок, проверки качества поверхности магнитного диска и т.п.);

- программы архивирования данных;

- программы обслуживания сети.

 

Класс пакетов прикладных программ содержит пакеты прикладных программ пользователей, обеспечивающих специфическое применение ЭВМ и вычислительных систем.

Пакет прикладных программ (application program package) – комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области.

Этот класс программных средств является самым представительным, поскольку компьютерная техника сейчас используется почти во всех сферах человеческой деятельности.

По своему назначению пакеты прикладных программ делятся на следующие классы:

· проблемно-ориентированные ППП ­­– пакеты прикладных программ, ориентированные на решение задач в определенной предметной области. К этому классу относятся ППП планирования и учета, ППП управления материальными запасами, ППП автоматизированного бухгалтерского учета, ППП управления персоналом и др.;

· методо-ориентированные ППП – пакеты прикладных программ, обеспечивающие математические, статистические и другие методы решения задач независимо от предметной области. В их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод решения задач. К таким методам относятся, например, методы статистической обработки информации, имитационного моделирования, решения дифференциальных уравнений, методы сетевого планирования и т.д.;

· ППП общего назначения, которые автоматизируют при обработке информации типовые процедуры взаимодействия пользователя с компьютером. Сложилось несколько типов ППП данного класса: текстовые редакторы, графические редакторы, системы управления базами данных, средства презентационной графики и др.;

· ППП автоматического проектирования – пакеты прикладных программ, предназначенные для работы конструкторов, технологов, связанных с разработкой чертежей, схем и т.п.;

· Офисные ППП – программы, обеспечивающие организационное управление деятельностью офиса. К ним относятся органайзеры (планировщики), программы-переводчики, программы распознавания текста, средства проверки орфографии, коммуникационные ППП, предназначенные для организации взаимодействия пользователя с информационными ресурсами сети;

· Программные средства мультимедиа – для создания и использования аудио- и видеоинформации;

· Настольные издательские системы – обеспечивающие информационную технологию компьютерной издательской деятельности;

· Системы искусственного интеллекта – ППП, реализующие отдельные функции интеллекта человека. Разработка таких систем идет по следующим направлениям – создание экспертных систем, систем управления базами знаний, систем анализа и распознавания речи и др.