Философия Просвещения.

 

Краткая характеристика эпохи.

 

Взаимодействуют разбогатевшие торговцы (у нас бы их назвали «новыми русскими»), родовая аристократия и королевская власть.

 

В чём заключается их взаимодействие.

 

У одних есть деньги, но нет прав, у других есть права, но нет денег.

Обмен прав на деньги и денег на права осуществляется через королевскую власть.

 

Основные понятия эпохи: природа и разум.

 

Природа - есть великое целое, которое состоит из вещей и состояний, наблюдаемых нами во Вселенной. (Гольбах)

 

Это определение чётко распадается на три части.

 

Великое целое, которое состоит из вещей и состояний

 

Вещи и состояния, которые содержат в себе целое.

 

Разум наблюдателя, который смотрит за целым, воспринимая его через вещи и состояния.

 

Что такое разум.

 

Это умение видеть целое в вещах и действовать в соответствии с ним.

 

К сожалению, разум затемнён предрассудками, его надо очистить с помощью просвещения, и тогда мы получим общество свободных, умных, равных людей.

 

 

Немецкая классическая философия.

 

Представители немецкой классики:

 

Иммануил Кант

Иоганн Фихте

Фридрих Шеллинг

Георг Гегель

Людвиг Фейербах

 

Что их объединяет.

 

Все они вышли из философии французского просвещения.

 

Все они решают проблему свободы.

 

Чего хотели французы и что они получили?

 

Они мечтали об обществе свободных, умных и равных людей, а получили революцию, террор и Наполеона.

 

Немцы идеал принимают, но террора не хотят. Поэтому они ищут ошибку.

 

В чём, по их мнению, ошибка французов.

 

Нельзя ставить основание свободы вне человека. Его нужно искать внутри него.

 

Пример: творчество немецких романтиков.

 

Основные вопросы философии Канта.

 

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

 

Что такое человек.

 

В каждом из нас живут два «Я».

 

Одно «Я» - это общечеловеческая сущность. Но мы о ней ничего не знаем, и она называется «вещь в себе».

 

Второе «Я» - это то, как мы понимаем наше первое «Я». Оно называется «вещь для нас».

 

Чего не любит наша «вещь в себе».

 

Она не любит, когда ты пытаешься понять смысл её требований. Ей надо, чтобы ты подчинялся не рассуждая.

 

Она не любит, когда ты ищешь себе оправдание.

 

При попытке познать «вещь в себе» она выставит перед тобой четыре неразрешимых противоречия-антиномии.

 

Всякая сложная субстанция состоит из простых вещей.

Ни одна сложная субстанция не состоит из простых вещей.

 

Всякая вещь имеет начало во времени и ограничена в пространстве.

Ни одна вещь не имеет начала во времени и не ограничена в пространстве.

 

Есть причина, значит, нет свободы.

Нет причины, человек свободен.

 

Бог есть.

Бога нет.

 

Что я должен делать? (категорический императив)

 

Всегда поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать принципом всеобщего законодательства.

 

Как это понимать.

 

Если ты выполнил требования «вещи в себе», потому что тебе не трудно или приятно, то твоей заслуги в этом нет. Ты должен сделать это через «не могу».

 

Почему вопрос о награде у Канта идёт после вопроса о действии.

 

Он не верит в доблесть поступка, сделанного с расчётом на награду.

Ты должен сделать это, потому что иначе не можешь.

 

Почему вопрос о границах познания у Канта идёт первым.

 

Решение на действие ты должен принять сам.

Кант хочет посмотреть, можно ли полагаться на разум. Нельзя, потому что разум запутается в антиномиях. Решение на действие даёт «вещь в себе». А разум пусть ищет средства реализации.

 

А причём здесь свобода.

 

Воля «вещи в себе» есть отражение твоей сущности, которая объединяет тебя с другими людьми. Подчинение сущности есть свобода.

 

Что делает Гегель.

 

Кант доказал, что очищенный по рецептам французов разум снова создаёт противоречие, в котором запутывается.

 

Но это значит, что противоречия ему нужны как инструмент познания.

 

Следовательно, надо не бегать от противоречий, а научиться думать противоречиями.

 

А причём здесь свобода.

 

Разум рассматривает все ситуации по одному и тому же алгоритму.

 

Если алгоритм известен, а Гегелю кажется, что он его понял, то каждый следующий шаг разума становится предсказуемым, а человек свободным.

 

Что делает Фейербах.

 

Каждый человек хочет любить и быть любимым в системе отношений «Я и Ты».

 

Это чувство (у Гегеля человек думает, у Фейербаха – чувствует) дано человеку от природы, поэтому все влюблённости одинаковы.

 

К сожалении, человек реализует свою потребность в любви на других объектах, например, переносит её на Бога.

 

Надо объяснить человеку, в чём заключается его счастье, и он станет свободным.

 

Принявший эстафету Карл Маркс будет доказывать, что человек познаёт не потому, что ему объясняют, а потому что он действует с материальными предметами.

 

 

Философия Карла Маркса.

 

Благодаря чему Маркс стал великим философом.

 

Теория прибавочной стоимости или почему богатеет капиталист.

Материалистическое понятие истории.

 

Теория прибавочной стоимости.

 

Экономисты до Маркса: А. Смит и Д. Рикардо доказали, что стоимость для любого товара определяется количеством общественного труда, затраченного на его производство.

 

Как на этот вопрос ответил Маркс.

 

Он первым понял, что на рынке труда капиталист приобретает не труд, а способность к труду, а пролетариат её продаёт.

 

Сколько стоит способность к труду.

 

Маркс понял, что на рынке труда способность к труду стоит столько, сколько требуется на её восстановление.

 

Капиталист полностью оплатит способность рабочего к труду.

 

Почему рабочий восстал.

 

Маркс считает, что одного человека воспитывает весь мир.

 

Совокупность усилий всего человечества по воспитанию одного человека Маркс называет сущностными силами человека.

 

Капиталист приобретает только твои способности сидеть за компьютером и хочет, чтобы в твоей жизни больше ничего не было.

 

Сущность материалистического понимания истории.

 

Общественное бытие определяет общественное сознание.

 

Внимание! Возможен дополнительный вопрос.

 

Что такое история?

 

Это такое движение к цели, при котором цель одновременно находится в настоящем и будущем.

 

Кто первым открыл это движение?

 

А. Августин в книге «О граде Божьем».

 

Что такое общественное бытие.

 

Это совокупность существующих в обществе отношений, в конечном счёте отношение к собственности: отношение производства, обмена, распределения, потребления сущностных сил человека.

 

Что такое общественное отношение вообще.

 

Это связь двух людей или больших социальных групп по поводу чего-то третьего, причём данное что-то всегда выступает как чувственная материальная вещь или проявляется через неё.

 

Священник и верующий взаимодействуют по поводу Бога, который предстаёт перед нами в форме иконы.

 

Какие отношения Маркс называет ведущими.

 

Формы семьи, а также отношения производства, обмена, распределения и потребления сущностных сил человека.

 

Потребить вещь – это значит извлечь из неё сущностные силы, присвоить их себе, использовать для увеличения общего объёма сущностных сил.

В любом обществе каждая вещь содержит в себе сущностные силы человека, но в одной вещи их больше, а в другой – меньше. Поэтому одной группе людей сущностных сил достанется больше, а другой – меньше.

 

Почему из многих отношений Маркс выбрал именно эти.

 

Это единственные отношения, которые можно просчитать с помощью математического анализа.

 

Остальные отношения не считаются, но это уже не важно.

 

Если хотя бы одно из названных отношений изменится, то остальные изменятся вслед за ним.

 

Всякая история предполагает восхождение к цели, которая находится в настоящем и будущем.

 

Куда по мнению Маркса восходит человечество.

 

К обществу, в котором будет преодолена частная собственность, благодаря которой человек превращается в чистую способность к труду.

 

А почему бы не уничтожить частную собственность.

 

Общество напоминает айсберг с надводной и подводной частью.

 

Если мы взрываем подводную часть, то айсберг всплывает, и вместо будущего мы попадаем в прошлое.

 

Будущее общество в каждый момент времени есть и нет.

 

Чем ближе конец истории, тем этого общества становится больше и меньше одновременно.

 

 

Зарубежная философия 20-ого века.

Основные характеристики данной философии.

 

Огромное количество школ и систем, которые ведут борьбу между собой, но все они относятся к различным школам идеализма.

 

Материалисты есть, но они не востребованы.

 

Такое разнообразие они объясняют правом человека на свободу выбора.

 

В центре этой философии одинокая сильная личность, которая либо спасает мир, либо от него убегает.

 

Противоречивость мира признают, а возможность решения этих противоречий отрицают.

 

Философия неопозитивизма.

 

Первой формой данной философии стал позитивизм О.Конта и Ч.Спенсера (в литературе Джек Лондон «Мартин Иден»).

 

Основной вопрос философии неразрешим, от него надо отказаться.

 

Философия должна изучать законы внутреннего мира человека или феноменальной реальности.

 

Второй формой данной философии стал эмпириокритицизм Э. Мах и эмпириомонизм А. Богданова.

 

Отказ от решения основного вопроса философии.

 

Феноменальная реальность законов не имеет.

 

Третьей формой данной философии стал неопозитивизм (Б.Рассел, Л.Витгенштейн).

 

Отказ от основного вопроса философии.

 

Философия должна анализировать язык науки.

 

Как анализируется язык науки.

 

Всё существующее, в том числе и язык, делится на феноменальную и объектную реальность.

 

Объектный язык – это суждение о внешнем мире.

 

Вещество состоит из молекул.

 

Феноменальный язык – это суждение о моём внутреннем мире.

 

Мне нравятся блондинки.

 

Базовым основным языком объявляется феноменальный.

 

Если объектное суждение удастся переделать в феноменальное, то такое суждение будет иметь смысл.

 

Пример превращения одного в другое.

 

«Вещество состоит из молекул», - это объектное суждение.

«Я вижу в микроскоп, что вещество состоит из молекул», - феноменальное суждение.

 

Что такое верификация.

 

Это опытная проверка научных высказываний, после которой они делятся на истинные и ложные.

 

Заслуга неопозитивистов перед наукой и человечеством.

 

В годы второй мировой войны они станут шифровальщиками и раскроют тайны немецких шифров, после войны – создадут математический аппарат для искусственных языков компьютера.

 

Если убрать красивые слова.

 

Неопозитивист – это всегда естествоиспытатель ???