Ранняя греческая философия.
Философия Буддизма.
Что такое биография Будды.
Это талантливо сделанная легенда для избирательной компании человека, который рвётся к власти.
Этот человек обязательно должен быть сыном царя, который поссорился с папой.
Этот человек должен претендовать на близкое знакомство с человеческими бедами и страданиями.
Основные положения буддизма.
Жизнь есть страдание, и даже смерть не освобождает от него. После смерти человек перерождается, и всё начинается сначала.
Причина страдания – это желания и жажда жизни.
Освобождение от страданий возможно только в состоянии нирваны.
Путём к нирване является благородный срединный восьмеричный путь, низшей ступенью которого является медитация.
Что такое философия буддизма.
Это обоснование четырёх благородных истин с помощью философских категорий.
Субстанцией буддийской философии считается дхарма.
Дхарма – это ничьё впечатление, которое стремится стать чьим-то.
Человеческое я – это комбинация дхарм.
Жажда жизни – это стремление человека сохранить набор впечатлений, характерных для его «Я».
Смерть – это распад комбинации дхарм, которые возвращаются к исходному состоянию.
Перерождение – это новая комбинация дхарм, уже бывших в употреблении.
Нирвана – это растворение человека в мире дхарм, когда он не испытывает эмоциональной привязанности к тому, что он делает.
В чём буддизм прав.
Моё «Я» - это действительно набор впечатлений.
А что будет, если всем подданным предложат один и тот же ограниченный набор дхарм?
Комбинация дхарм называется Джугашвили, и в марте 53 она распадётся, а Сталин – это мир дхарм, и он будет жить вечно.
Если Джугашвили хочет обрести бессмертие, он должен уничтожить всё личное ради надличного.
Где можно искать свою субстанцию.
Древний Китай ищет в окружающем мире.
Древняя Индия – в глубинах человеческого «Я».
Древняя Греция – во взаимодействии человека с миром.
Вопрос о субстанции первым задаёт Фалес.
По мнению Фалеса всё есть Вода.
Вода у него – это не жидкость, а попытка передать свойства понятия по аналогии с водой.
Смысловой перевод фразы: «Всё есть как вода».
Какими свойствами должна обладать субстанция, чтобы быть как вода.
Она должна быть текучей, т.е. перетекать из одного понятия в другое.
Подобно воде, она должна быть чистой, т. е. не содержать признаков, без которых можно обойтись.
По мнению Гераклита всё есть Огонь, мерами разгорающийся и мерами гаснущий.
Он меняет аналогию (не Вода, а Огонь), потому что обнаруживает новые свойства субстанции, которые нельзя передать по аналогии с водой, но можно по аналогии с огнём.
Какими свойствами должно обладать понятие, чтобы быть как огонь.
Подобно огню субстанция даёт свет, который пройдёт через тебя и сделает тебя прекрасным вне зависимости от формы твоих ушей.
Этот свет в православной церкви называется фаворским, имитируя золотой фон икон и нимбы святых.
Но горе тебе, если ты подумаешь, что этот свет принадлежит тебе.
Подобно огню субстанции нужно топливо, и этим топливом будет твоя частная жизнь, которую придётся сжечь.
Гераклит – это самый глубокий философ Ранней Греции, а самый интересный – Анаксимандр.
Он назвал свою субстанцию «апейрон» и от объяснений отказался.
Почему это интересно.
Здесь мышление предпринимает первую попытку оторваться от предмета.
Апейрон и вещи.
Непонятное нечто трансформируется в предметы и становится частично понятным, но только частично.
Я бы хотел думать так, как предлагает Анаксимандр.
Глокая кудра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка.
Что есть всё с точки зрения Пифагора.
По его мнению всё есть число, которое бывает либо чётным, либо нечётным.
Почему Пифагора не устроили варианты Гераклита и Анаксимандра.
Он считает, что многое надо объяснять из единого (Огонь и Вода – это многое).
Число – это единственное во многом.
Единое – это единица, а многое – это её комбинация.
Чем интересно решение Пифагора.
Он первым понял, что субстанция может придти в движение, только если содержит в себе внутреннее противоречие (чётное и нечётное).
Принцип несоизмеримости, переход к геометрической алгебре.
Несоизмеримость - это количественное соотношение, которое нельзя выразить целыми числами.
Это значит, что геометрия – более общая сущность, чем математика, и число надо выражать геометрическими понятиями.
От геометрии Пифагор переходит к музыке.
Он впервые находит в природе объект, который подчиняется числу.
Сегодня «музыку Пифагора» назвали бы экспериментом.
От музыки Пифагор переходит к астрономии.
Планеты вращаются, трутся об эфир и издают звуки.
Земная музыка – лишь отражение мировой музыки.
Астрономия ему нужна как гарантия всеобщности.
От космоса Пифагор переходит к человеку и природе.
Природа у него – это четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь.
Атом земли – это куб и гномы,
атом воды – это икосаэдр (ундины или русалки),
атом воздуха – октаэдр (эльфы),
огонь – тетраэдр (саламандра).
Додекаэдр – пятая сущность или эфир.