Сбалансированность бюджета.

Часть.

Когда мы о ней говорим, то по сути обсуждаем дефицит и профицит бюджета.

Профицит - превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит – превышение расходов над его доходами.

Дефицит может быть плановый и кассовый.

Плановый – тот, что запланирован в утвержденном законе о бюджете.

Кассовый – это тот, что возникает в текущий момент финансового года и может быть связан с цикличностью экономических процессов, доходов мало, зато наступило много расходов.

Цель б. планирования сделать так, чтоб кассовый дефицит по возможности не наступал.

В БК предусмотрен принцип сбалансированности бюджета, который предполагает, что расходы должны соответствовать или быть меньше поступлений от источников финансирования дефицитов. Законодатель не устанавливает запрета на дефицитный бюджет, но предписывает необходимость минимизации дефицита бюджета. Приэтом не запрещая утверждение таких бюджетов, БК устанавливает предельные размеры дефицитов бюджетов. Их превышение рассматривается как нарушение БЗ.

Для федерального бюджета предельные размеры дефицита связаны с размером не нефтегазового дефицита бюджета. Не нефтегазовый дефицит бюджета – это разница между объемами доходов федерального бюджета без учетов нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами от резервного фонда и фонда национального благосостояния и общим объемом расходов. Законодательно установлено ограничение для не нефтегазового дефицита и федерального б. в целом это 4, 7 % ВВП, которые прогнозируются в финансовом году. Этот ВВП указывается в законе о бюджете. Это правило, что не нефтегазовый дефицит не больше 4,7% ВВП вступает в силу с 1 января 2013. Но это ограничение уже не действует.

Для субъектов РФ – общее правило и специальное для высокодотационных субъектов. ОП – размер дефицита не более 15% от утвержденного общего объема доходов бюджета субъекта. При этом не учитываются безвозмездные поступления, т.е. по сути те поступления, которые на добровольной основе предоставляются. Для высокодотационных – сокращенные размеры – 10 %.

Исключения м. б. предусмотрены, потому что в составе источников дохода бюджета должны быть определены источники финансирования дефицита. Это, во-первых, поступления от продажи акций и иных участий в капитале, находящиеся в собственности субъекта, второе – снижение остатков средств на счетах по учету средств бюджета, включая средства резервного фонда субъекта, которые аналогичны резервному фонду Федерации.

Соответственно первое условие, что у нас вводится в состав эти 2 вида источников и второе, что превышение максимального дефицита соответствует суммам поступлений от этих 2х источников финансирования дефицита. Т. е. увеличение происходит только на сумму финансирования от этих 2х источников.

Ограничения для местных бюджетов законодатель урегулировал аналогичным образом. ОП здесь – не более 10 % утвержденных доходов, не учитываются доходы в виде безвозмездных поступлений и поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для высокодотационных МО снижен порог – 5 %.

Превышение данных ограничений - аналогичные правила как для субъектов. Это введение в состав источников финансирования 2х источников – акции .. и снижение остатков средств… Превышение возможно на сумму поступлений от соответствующих источников финансирования.

Все эти правила определены в ст.92.1 БК.

Что касается источников финансирования дефицитов бюджетов (далее - ИФДБ), то все они делятся на 2 вида.

· Внутреннего финансирования

· Внешнего финансирования

Критерий – валюта, в которой они выражаются. Если РФ – внутреннее, если в иностранной – внешнее.

В БК эти источники отражены по методу сальдирования, от слова «сальдо» - разница.

ИФДБ – разница между поступившими средствами и средствами размещенными.

Например, если источник – бюджетный кредит, то это разница между средствами поступившими, в виде оплаты кредита и процентов по нему, и суммами кредитов, предоставленных в текущем году.

Есть ограничения на использование ИФДБ. Для местных – ограничение на использование источников внешнего финансирования – возможны только источники внутреннего финансирования, т.е. только рубли. Кроме того установлен абсолютный запрет на использование кредитов ЦБ и не может использовать приобретение ЦБ РФ ц.б. субъектов и МО при их размещении. Это касается всех бюджетов.

Одним из источников является бюджетный кредит.