Исполнение бюджета.

 

Понятие – применительно к исполнению бюджета нет никаких ссылок на ст.6, нет и правовых позиций КС. В нескольких своих решениях КС высказывался по поводу правовой природы кассового обслуживания: оно в отличие от исполнения бюджета не является властной деятельностью, вывод – исполнение – ВЛАСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Определение в умк – властно-распорядительная деятельность исполнительных органов гнос.власти, исполнительных ОМС и органов управления ГВФ. Содержание этой деятельности составляет обеспечение поступления в бюджет запланированных доходов, осуществление предусмотренных в текущем периоде расходов и привлечение их предоставления средств по источникам финансирования дефицита бюджета.

Начиная с первой лекции, я вам говорила о том, что исполнение бюджета СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Кассовое обслуживание исполнения бюджета по ст.6 БК – это проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета всех форм бюджетной системы осуществляют органы федерального казначейства. Порядок его осуществления также определен актами ФК. Общий порядок определен Приказом от 26 августа 2005 № 12-н, более детальное регулирование в Приказе от 10 октября 2008 г № 8-н. Тот факт, что кассовое обслуживание всех форм бюджета бюджетной системы осуществляется органами ФК, т.е. ФОИВ, не мог не вызвать некого возмущения у субъектов РФ, которые посчитали, что осуществление кассового обслуживания исполнения бюджета ФОИВ умаляет права собственника в отношении средств соответствующего бюджета. Вопрос был поставлен перед КС РФ, который в Постановлении 10 –П от 15 декабря 2006 г противопоставил кассовое обслуживание исполнению бюджета и указал, что кассовое обслуживание – это не властная деятельность, поскольку субъект в данном случае ФК не вправе распоряжаться средствами субъекта, определять направление расходования средств субъекта и санкционировать выплаты с единого счета средств субъекта, т.е. се полномочия собственника по распоряжению средствами бюджета остаются у ППО, и ФК, осуществляя операции по учету, по кассовому поступлению, выплатам, учитывая операции доходные и расходные, лишь осуществляет учетную невластную деятельность. Соответственно ст.215.1 предусматривает, что данное полномочие может быть передано на уровень субъекта. Соответственно могут быть переданы полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъектов, территориальных ГВФ и МО, которые входят в состав субъекта.

Передача этого полномочия осуществляется, во-первых, по соглашению с ИОГВ субъекта, во-вторых, при условии финансового обеспечения указанных полномочий за СЧЕТ СОБСТВЕНЫХ ДОХОДОВ бюджета СУБЪЕКТА, т.е. не предполагает передачу субвенций от РФ к субъекту. Еще одним условием является наличие в собственности либо управлении субъекта необходимого для осуществления им соответствующего полномочия имущества.

Естественно, подобная ситуация также не прошла мимо КС РФ, и в том же самом постановлении №10-П судом рассматривался и вопрос о том, что по мнению заявителей подобное ограничение финансирования не вполне соответствует Конституции. Заявители полагали, что должно передаваться и финансирование. Честно говоря, обоснование суда в этой части оно весьма уязвимо, единой логики в нем нет. Но в данном случае, КС естественно признал норму конституционной, посчитал, что подобное распределение финансирования возможно и более того на Федерацию возлагается необходимость обеспечить проведение и заключение соответствующего соглашения, ну а то, что в ФЗ и БК написано, что именно таким образом распределяется финансирование, ну в принципе законодатель может как угодно распределить его, вот он и воспользовался этим своим полномочием. Здесь, если вспомнить все те положения, которые мы проходили, когда говорили о субвенциях и основе для передачи полномочий, из ОП у нас исходит то, что передача полномочий при осуществлении передачи соответствующего финансирования, хотя в Конституции этого нет, но это следует из федерального законодательства. И в принципе в других ФЗ можно привести новое регулирование, рассмотрев это как частный случай, но … Поэтому обосновывая эту ситуацию, мы может предложить какие варианты? Либо первое – сказать, что это властное полномочие, потому что этому противопоставляется кассовое обслуживание, невластная деятельность, поэтому можно передавать без передачи полномочий. Но Килинкарову эта позиция немного смущает, в первую очередь в связи с тем, что все-таки это полномочие органа власти, и говорить о том, что оно это некая невластная функция, предать которую можно и без передачи полномочия, ну…как-то не очень! Скорее всего, реальное обоснование состоит в том, что в части публичных финансов вся политика РФ направлена на жесткую централизацию, у нас есть ограничения по выбору кредитных организаций, где могут открываться счета по хранению денежных средств бюджета, вот как раз то, что кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляет один орган – федеральная служба, как раз и является способом обеспечит прозрачность публичных финансов. Если ФОИВ осуществляет учет всех доходов и расходных операций всех бюджетов, это означает, что у Федерации на любой момент есть информация об актуальном состоянии публичных финансов во всех субъектах, МО. Если мы соответствующую функцию передаем органу субъекта, то это возможность по реальному контролю за ситуацией сразу упирается во взаимодействие информационное между ФК и соответствующим ОИВ. Поэтому условие, что финансовое обеспечение осуществляется за счет средств субъектов как раз и говорит о том, что Федерация не собирается никому это полномочие передавать, но просто потому что почему-то решили предоставить такую возможность, вот специально и оговорили, чтоб общие положения не распространялись 184 закона, т.е. без финансового обеспечения (в 184 – условие, когда НЕ предоставляются субвенции, это, например, когда не требуется создание новых органов, рабочих мест и т.д.). Понятное дело, что в этой ситуации будут затраты на реализацию этой функции. Поэтому, поскольку Федерация не хочет делиться этим полномочием, вот и появилось такое условие о финансовом обеспечении. Конституционно ли оно? Можно лишь рассуждать. В настоящий момент ни разу такое соглашение не заключалось и полномочие не передавалось.

Поскольку кассовое обслуживание осуществляется ФОИВ в отношении бюджета всей бюджетной системы, то естественно должны быть предоставлены определенные гарантии прав субъектов, МО о том, что в рамках соответствующей учетной деятельности не были бы нарушены их права собственников и чтобы не возникло какой-либо неразберихи о том, сколько же средств в каком бюджете должно оставаться. Эти гарантии закреплены в ст.241.1. К ним относится:

· Учет операций осуществляется на единых счетах бюджета, которые открываются отдельно для каждого бюджета в ЦБ. Т.е. ФК для каждого ППО открывает свой собственный единый счет (ЕСБ) соответствующего бюджета.

· Управление средствами на ЕСБ осуществляется финансовым органом соответствующего ППО.

· Кассовые выплаты из бюджета осуществляются на основании платежных документов в порядке очередности их предоставления и в пределах фактического наличия остатка их средств на едином счете. Т.е. жестко соблюдается порядок предоставления, и они исполняются только в пределах остатка.

· Все операции проводятся и учитываются по КБК

· Органы ФК предоставляют финансовому органу необходимую информацию и издают отчеты по кассовому обслуживанию.

Вернемся к исполнению бюджета как к властной деятельности соответствующих органов по обеспечению поступления соответствующих доходов, осуществлению расходов и привлечению источников финансирования дефицитов.

Можно назвать определенные принципы исполнения бюджета. Многие мы уже рассматривали. Например, принцип адресности и целевого характера от вообще-то тоже относится к исполнению бюджета (тут Килинкарова видимо на слайд указывает, не перечитывая, что там написано, поэтому – см.тетр!). К основным принципам можно отнести:

1. Принцип самостоятельного исполнения бюджета

2. Распределение компетенции в процессе исполнения бюджета

3. Принцип единства кассы

4. Принцип подведомственности расходов

5. Организация исполнения бюджетов на основе кассового плана и сводной бюджетной росписи

6. Иммунитет бюджета

3,4. – были подробно уже рассмотрены в теме «принципы».