Главный администратор доходов бюджета.

 

Ст.6 – это 1. уполномоченный субъект, который отвечает определенным признакам (БК через попытку перечисления):

- ОГВ,

- ОМС,

- Орган местной администрации,

- орган управления ГВФ,

- ЦБ РФ,

- иная организация,

2. имеет в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) является сам администратором доходов.

3.лицо, являющееся главным администратором доходов, определяется законом (решением) о бюджете.

 

Полномочия (ст160.1):

· Формирует перечень подведомственных администраторов.

Как правило, перечень такой возникает, когда у главного администратора есть перечень подведомственных органов, есть, кого наделять соответствующими полномочиями, либо когда круг администрированных доходов настолько широк, что нужно привлекать для администрирования разные органы. Поэтому для федерального бюджета характерно наличие и главного администратора и администраторов (ФНС, например). В МО – чаще только главный администратор, который осуществляет функции и администратора.

· Предоставляет сведения, необходимые для составления проекта бюджета, т.е участвует в финансовом планировании.

· Предоставляет сведения необходимые для составления и ведения кассового плана,

· Формирует и предоставляет бюджетную отчетность,

· Иные полномочия

Вот эти полномочия именно главного администратора носят больше организационный характер в части обеспечения исполнения бюджета, а непосредственное исполнение бюджета по доходам осуществляет администратор. Но мы помним, что главный администратор может иметь подведомственных администраторов, либо сам выполнять функции администратора.

 

Администратор доходов бюджета (ст.6):

1.Уполномоченный субъект (перечень закрытый):

- ОГВ,

-ОМС,

-Органы местной администрации,

- орган управления ГВФ,

- ЦБ РФ,

- казенное учреждение.

2.осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, а также начисление, учет, принятие решения о зачете/возврате излишне уплаченных платежей, пеней и штрафов по ним. В отношении тех платежей, которые являются доходами соответствующего бюджета.

Полномочия (ст.160.1):

· Осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежа,

· Осуществляет взыскание задолженности по соответствующим платежам,

· Принимает решение о возврате излишне уплаченных сумм и направляет в ФК поручение об исполнении этого решения,

· Принимает решение о зачете и предоставляет уведомление в орган Казначейства,

· Формирует и предоставляет главному Администратору необходимые документы для формирования отчетности.

После этого возникает вопрос: по какому критерию те или иные субъекты наделяются статусом Администратора? Какого либо алгоритма, закрепленного законодательно нету, но можно сказать, что бюджетно-правовой статус администратора доходов и главного администратора является производным от соответствующих отраслевых отношений. Те органы, которые в рамках своей отраслевой деятельности осуществляют контроль за правильностью исчислений и полнотой и т.д уплаты соответствующих платежей, вот те органы и наделяются статусом администратора соответствующих доходов. К примеру, если налоговый орган в рамках своей отраслевой деятельности осуществляет контроль за уплатой налогов, то именно ФНС со своими территориальными органами становится главным администратором и администратором всех налоговых доходов независимо от уровня бюджета. Иногда это приводит к определенным сложностям. У нас вроде как каждое публично-правовое образование имеет право самостоятельно исполнять свой бюджет. А принятие решения о зачете или возврате излишне уплаченного относиться к исполнению бюджета по доходам. Но вот применительно к налоговым доходам у нас возникает ситуация, когда ФОИВ (ФНС) принимает решение о возврате, поскольку администрирует все налоговые доходы, и отправляет решение для исполнения в ФК. В результате такого междусобойчика федеральных органов у нас происходит исполнение бюджета регионального и местного, по сути приводит к тому, что деньги уходят в неизвестном направлении, что порой вызывает негодование со стороны субъектов и муниципалов.

В общем, статус бюджетно-правовой производен от отраслевого.

*у нас есть задача посвященная статусу администратора дохода. И традиционный там вопрос, кто администрирует доходы местного бюджета от арендной платы? Тот орган МС и его казенные учреждения, которые в рамках своей обычной деятельности, не связанной с бюджетным статусом, осуществляют контроль за уплатой арендных платежей, как правило, в большинстве МО этим занимается КУМИ.

*Часто студенты пишут просто КУМИ…никак не обосновывая ответ. А это 3 из 10 баллов.

Ст.160.1 – правила о соотношении органов власти и бюджетов, которые они администрируют.

У нас есть главный администратор, который принимает акт о наделении соответствующего субъекта статусом администратора или сам выполняет эти функции.

Налоговые доходы это не единственные доходы, которые администрируются ФОГВ, есть много платежей других, которые тоже администрируются ФОГВ.

**Обосновывая, к кому обратиться за уплатой излишне взысканных или уплаченных сумм (если речь о налоговых платежах), ссылайтесь на БК на ст.6, ст.160.1. Не нужно на НК ссылаться!!! Нужно указать общие положения об администраторе (им, в частности, будет налоговая), а у администратора есть такие-то полномочия…

У нас есть еще администраторы применительно к источникам финансирования дефицитов бюджета. Такая же система – главные администраторы и администраторы (ст.6 и ст.160.1)