Неналоговые доходы.
Лекция № 4.
Неналоговые сборы – часто называют «фискальными сборами» (КС их так называет).
*хотя не вполне корректно, студенты начинаю путаться.
Кроме как в решениях КС этого понятия «фискальные сборы» нигде нет.
П КС от 18.02.1997 №3-П,
П КС от 11.11.1997 №16
«Законно установленные налоги и сборы»:
- установлены Федеральным законодательным органом,
- в надлежащей форме, т.е. ФЗ,
- в предусмотренном законом порядке,
- введены в действие в соответствии с действующим законом.
Установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. На тот момент (1997г) еще не было 1 части НК. Размер налогового платежа должен быть определен в законе (ставки или фиксированный размер платежа).
«Законно установленный фискальный сбор»:
- фискальные сборы не должны выводиться из-под действия ст.57 К. РФ (П КС 2006 года №2-П) и соответственно правовых позиций КС, сформированных по поводу этой статьи.
- фискальные платежи должны рассматриваться как законно установленные не только тогда, когда ставки предусмотрены ФЗ, но при определенных условиях, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством РФ.
*ОИВ (при делегировании полномочий).
Т.е. будут фискальные сборы законными, если их элементы устанавливаются и подзаконным актом. Сомнительное толкование КС…нужно критично к этому подходить…логичнее было бы помещать их в НК и регулировать НК! Но реальность другая у нас!
Виды:
- обязательные платежи,
- доходы от участия публично-правового образования в гражданском обороте,
- суммы принудительных изъятий.
Если в рамках доходов критерий классификации был формальный, то в неналоговых доходах единого критерия нет.
Неналоговые доходы – ст.41 БК – открытый перечень.
Ст.42 – расшифровывает понятие «доходы от использования имущества».
*аренда, залог, плата за пользование бюджетного кредита, дивиденды и прочее…перечень открытый.
В состав неналоговых доходов не входят денежные средства, полученные от продажи и использования определенного государственного и муниципального имущества:
1.бюджетных учреждений,
2.автономных учреждений
Это доходы самих учреждений
3.государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Применительно к бюджетным и автономным учреждениям до реформы. Доходы бюджетных учреждений признавались доходами бюджета, позднее статус бюджетных учреждений изменился. Что понимается под тем, что доходы учреждения – это доходы бюджета? Это значит, что у учреждения не может быть никакого своего расчетного счета, только лицевые счета, на которых только отражаются операции, но непосредственно расчетный счет в банке для него не открывается, все средства, полученные от продажи и использования имущества, к примеру, казенного учреждения, должны быть зачислены на единый счет соответствующего бюджета в ЦБ РФ.
*Например, если у нас какое-то казенное учреждение СПб продает свое имущество, то все доходы – это доход бюджета СПб и зачисляется на единый счет бюджета СПб. Если же у нас бюджетное учреждение, то средства не поступают в бюджет.
Подобные изменения обусловлены изменением статуса бюджетных и автономных учреждений.
Бюджетным и автономным учреждениям больше возможностей для осуществления предпринимательской деятельности, но, отпуская их в свободное плавание, государство отказывается их полностью финансировать. Поэтому, получая собственные доходы, они лишаются финансирования по всем статьям расходов, как правило, финансируются на основании государственного задания под оказание какой-либо государственной услуги.
Казенные учреждения полностью обеспечиваются государством. За это оно ограничивается в осуществлении предпринимательской деятельности, доходы казенного учреждения – доходы бюджета.