Источники БП.
*пояснение к схеме.
Условно говоря, их можно объединить в эти группы, но указанная схема не отражает юридической силы и соотношения актов по юридической силе, потому что международные договоры вводятся в соответствии с законами, а К РФ имеет высшую юридическую силу.
Международные договоры
Конституция РФ Конституции (Уставы) субъектов РФ Уставы МО
Бюджетное законодательство акты представительных органов МО
Иные НПА, регулирующие бюджетные правоотношения
Как мы уже говорили, в развитие положения ст.15 К РФ бюджетный кодекс закрепляет, что международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством, но следует отметить, что международный договор не самый распространенные источник регулирования бюджетных правоотношений.
Наиболее принципиальные положения содержатся в актах конституционных ( К РФ, субъектов РФ, Уставы субъектов и МО).
Применительно к К РФ для цели регулирования бюджетных правоотношений интерес представляют статьи 72, 71, 73 и 132. В частности, мы можем из этих статей сделать вывод о системе бюджетов публично-правовых образований, и что закрепляется принцип самостоятельности бюджетов разных уровней. О системе – п.з ст.71 (федеральный бюджет к предмету ведения РФ), ст. 73 во взаимосвязи со ст.71 и 72 относит бюджет субъекта к предмету ведения субъекта. Ст.132 – о самостоятельности ОМС (формируют, утверждают и исполняют местный бюджет).
Кроме того, в К РФ закреплены полномочия высших органов власти в бюджетном процессе, в частности, в области принятия соответствующего закона. Специальные правила, кто вносит этот закон, что обязательно заключение Правительства РФ для рассмотрения соответствующего закона, кроме того, этот закон должен быть обязательно рассмотрен СФ и не может быть им автоматически одобрен, как это предусматривается для большинства других законов.
Наряду с этими положениями К РФ, К и Уставы субъектов также содержат положения, регулирующие бюджетные правоотношения. В частности, в Уставе СПб ст.42,36, 44, 47, 73 – нормы, устанавливающие полномочия органов государственной власти СПб в сфере бюджетных правоотношений и определяют некоторые нормы бюджетного процесса СПб. В прошлый раз их рассматривали, говоря от функциях.
Уставы МО также включают в себя нормы, которые определяют полномочия ОМС в регулировании бюджетных правоотношений.
В соответствии со ст.2 БК термин «бюджетное законодательство» охватывает ФЗ, законы субъектов и акты представительных ОМС.
Подобный подход представляется не совсем верным, поскольку законодательство – это акты, которые приняты законодательными органами власти, а это только на уровне федерации и субъекта федерации. Поэтому более верно разделять бюджетное законодательство (которое включает федеральное и региональное бюджетное законодательство) и акты представительных органов МО. Но БК говорит вот так…
З уровня бюджетного законодательства.
Федеральный уровень.
1. БК – занимает особое место,
2. ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий период,
3. ФЗ о бюджетах ГВФ,
4. иные ФЗ, регулирующие бюджетные правоотношения (ФЗ «Об общих принципах организации…» №184…)
БК – особое место в системе бюджетного законодательства РФ. Регулирует вопросы бюджетной системы РФ, бюджетного процесса, государственного и муниципального контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В качестве особенности данного акта выделяют – кроме того, он содержит общие нормы, касающиеся всех уровней бюджетной системы, он также содержит регулирование бюджетных правоотношения на федеральном уровне бюджетной системы РФ.
*по п.2 и п.3 – специфические нормативно-правовые акты. Вопрос о правовой природе ФЗ о федеральном бюджетестал предметом рассмотрения КС РФ. КС РФ в Постановлении от 23.04.2004 г. №9-П признал что такой ФЗ это НПА особого рода. Специфика:
- соответствующий закон создает лишь надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных ФЗ (это его цель),
- не порождает и не отменяет права и обязанности, установленные в других законов (не может этого делать),
- предмет регулирования ФЗ о бюджете – это установление, определение размеров доходов и расходов, т.е. это лишь финансовый план, правовая форма соответствующего финансового плана. По идее, там могут содержаться только следующие положения: «утвердить доходы в таком-то размере, утвердить расходы в таком-то размере…», т.е. только количественные характеристики бюджетов по соответствующим показателям.
Никаких иных норм, которые каким-либо образом влияют на права и обязанности лиц, в таком законе содержаться не могут.
- не может в качестве последующего закона изменять положения других ФЗ и лишать их юридической силы.
Т.е. если законодатель принял решение о том, что он хочет отказаться от какого-то расходного обязательства, то вносить нужно изменения в тот закон, которым соответствующая выплата предусмотрена, нельзя внести в ФЗ о бюджете статью, в которой будет написано «на соответствующий финансовых год действия такого-то закона приостанавливается». ФЗ о бюджете – это лишь финансовый план.
Несмотря на позицию КС, до сих пор встречаются такие нарушения в ФЗ о бюджете.
ФЗ «Об общих принципах организации контрольно-счетных органов субъектов и МО».
Отдельные нормы в ФЗ №184.