Источники ФП.

Лекция №2.

В системе финансового права выделяется 3 группы отношений:

- отношения, регулируемые налоговым правом,

- бюджетным правом,

- отношения, возникающие в связи с организацией денежного обращения.

 

В связи с этим, является дискуссионным вопрос: налоговая право отрасль БП или самостоятельная отрасль права. Эта некая неоднородность финансового права проявляется и в системе источников ФП, сложно говорить о единой системе источников ФП. Нет финансового кодекса.

В рамках ФП 3 системы источников:

- в рамках налогового права,

- система источников БП,

- система источников, регулирующих организацию денежного обращения.

Что касается видов источников, то в системе нормативно-правовых актов к источникам ФП относятся:

1.Конституция РФ,

2. Финансовое законодательство,

3. НПА ОИВ,

4. НПА ЦБ РФ и ГВФ,

5. НПА МО.

 

Очевидно, что поскольку финансовые отношения это прежде всего властно-имущественные отношения, то есть имущественные отношения с участием публичного субъекта, которые этим же публичным субъектом организовываются, регулируются→ особая роль отводиться К РФ и К и Уставам субъектов РФ. Это связано с тем, что именно К РФ содержит наиболее важные положения, которые призваны закрепить конституционные ограничения публичной власти, что позволит создать надлежащие условия для формирования и распоряжения фондами денежных средств. Применительно к ФП нас в первую очередь будут интересовать (Конституционные основы ФП):

1. Основные принципы осуществления налоговых изъятий (ст. 8 (в рамках раскрытия права частной собственности интересует), 19, 57, 74, 75, 104 (специфика законодательного введения налогов и сборов), 106),

2. Основы разграничения полномочий в финансовой сфере между РФ, субъектами РФ и МО (ст.71-73, 75, 132 – организация МС),

3. Основы разграничения финансовой компетенции между законодательными (представительными) и ИОВ (ст.75,104, 106, 114),

4. основы организации денежного обращения в РФ (ст.75).

 

Акты финансового законодательства. (после К РФ, К субъектов РФ)

 

Особое положение налогового, бюджетного законодательства и законодательства регулирующего основы денежного обращения.

Необходимо отметить, что применительно к термину «законодательство», законодатель использует его в узком смысле, понимая под ним лишь законы и соответствующие акты представительных органов МС. Такое понимание содержится в ст.1 НК, в ст.2 БК РФ.

 

В системе источников налогового права – главенствующее место НК РФ,

Бюджетного права – БК РФ.

Нормы, регулирующие систему денежного обращения, содержатся прежде всего в ФЗ №86- ФЗ «О ЦБ РФ».

 

Подзаконные акты.

Сложно говорить о неком единстве.

Роль подзаконных актов различается в зависимости от того, о какой подотрасли или институте ФП мы ведем речь.

Например, в НП реализована попытка создания законодательства прямого действия, которое исключает необходимость подзаконного правого регулирования. Такой подход понятен, поскольку НП регулирует конституционную обязанность по уплате налогов и сборов, поскольку речь идет об ограничении конституционного права, права частной собственности, то оно должно ограничиваться законами, а не подзаконными актами.

Условия подзаконного нормотворчества определены в статье 4 НК, которая достаточно жестко устанавливает ограничения для ОИВ по нормотворчеству:

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах(проблематично такой акт представить, но законодатель хотел подчеркнуть максимальное ограничение нормотворчества ОИВ в сфере налогооблажения).

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

 

В рамках системы источников БП роль подзаконных НПА наоборот достаточно велика. В частности, ст. 3 прямо предоставляет Президенту, правительству, ОИВ всех уровней осуществлять нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений.

Например, МФ РФ издает множество приказов, которые детализируют порядок исполнения федерального бюджета.

Массив подзаконных НПА несравним в рамках БП и НП. В БП многие содержательные моменты урегулированы подзаконными актами.

 

В рамках системы источников, регулирующих систему денежного обращения особая роль отводиться актам ЦБ РФ, которые являются обязательными для всех лиц, которым они адресованы.

Что касается иных источников, то большую роль играют международные договоры РФ. В первую очередь, речь идет о международных договоров, которые регулируют сферу налогообложения. В частности, речь идет о двусторонних договорах об избежании двойного налогообложения.

Вместе с тем, и БК (ст.4) и НК (ст.7) допускают напрямую возможность регулирования соответствующих отношений международным договором. Приоритет международных договоров.

 

Правовые позиции КС (как источники ФП): особую роль имеют в сфере налогообложения, на основе правовых позиций КС 90-х годов появились многие статьи современного НК. Однако КС не обделял и БП.

 

ФП включает в себя две основные подотрасли – НП и БП – и основной институт – это организация денежного обращения.

Все, что мы будем изучать далее, касается только БП!