Методика Oracle CDM

Методология RAD (Rapid Application Development).

RAD – это методология быстрой разработки приложений. Комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных информационных систем позволяет оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений.

Использование объектно-ориентированных методов позволяет создать описание (модель) предметной области в виде совокупности объектов – сущностей, объединяющих данные и методы обработки этих данных (процедуры). Инструментальные средства RAD обладают удобным графическим интерфейсом пользователя и позволяют на основе стандартных объектов формировать простые приложения без написания кода программы. Высокая скорость разработки интерфейсной части приложений позволяет быстро создавать прототипы и упрощает взаимодействие с конечным пользователем.

Фазы жизненного цикла в рамках методологии RAD: 1. анализ и планирование требований, 2. проектирование, 3. построения, 4. внедрения.

Наиболее известной в России в настоящее время является CASE-система Oracle. Методика Oracle CDM является развитием версии Oracle CASE-Method, применяемой в CASE-средстве Oracle CASE. Основу CASE-технологии составляют:

- Методология структурно нисходящего проектирования («сверху-вниз»), при которой разработка прикладной системы представляется в виде последователь-ности четко определенных этапов,

- Ориентацию на реализацию приложений в архитектуре «клиент-сервер» с использованием всех особенностей современных серверов баз данных,

- Наличие централизованной базы данных, репозитария, для хранений спецификаций проекта прикладной системы на всех этапах её разработки. Такой репозитарий представляет собой базу данных специальной структуры, работающую под управлений СУБД Oracle,

- Возможность одновременной работы с репозитарием многих пользователей,

- Автоматизация последовательного перехода от одного этапа разработки к следующему,

- Автоматизация различных стандартных действий по проектированию и реализации приложения.

Жизненный цикл формируется из определенных этапов (фаз) проекта и процессов, каждый из которых выполняется в течении нескольких этапов. Методика Oracle CDM определяет следующие фазы жизненного цикла ИС: стратегия, анализ, проектирование, реализация, внедрение, эксплуатация.

Методика Oracle CDM выделяет следующие процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла ИС:

  • Определение производственных требований,
  • Исследование существующих систем,
  • Определение технической архитектуры,
  • Проектирование и построение баз данных,
  • Проектирование и реализация модулей,
  • Конвертирование данных,
  • Документирование,
  • Тестирование,
  • Обучение,
  • Переход к новой системе,
  • Поддержка и сопровождение.

 

ТЕМА «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ CASE ТЕХНОЛОГИЙ»

Case – разработка ПО ИС с помощью компьютерных программ.

Под Case понимают программные средства, поддерживающие создание и сопровождение ИС. Включает анализ и формирование требований, проектирование прикладного и ПО и БД, генерацию кода, тестирование, интеграцию, документирование, управление процессами.

 

 

Репозиторий – это ядро системы, БД проекта, представляет собой специальную БД, способную отражать состояние проектируемой ИС в каждый момент времени. Он содержит информацию об объекте проектирования ИС и взаимосвязях между ними:

· Организационная структура,

· Диаграмма,

· Связи между диаграммами,

· Структура данных, программные модули,

· Процедуры.

Графический редактор диаграмм – предназначен для отображения в графическом виде в соответствии с определенным стандартом проектируемой ИС. Он позволяет создавать элементы диаграмм с описаниями связи между элементами, а также редактировать их.

Верификатор диаграмм – служит для проверки правильности построения диаграмм.

Документатор диаграмм – позволяет получать информацию о состоянии проекта в виде отчетов.

Администратор проекта – набор инструментов для инициализации проекта, назначения и изменения прав доступа, мониторинга выполнения проекта.

Сервис – система утилит по обслуживанию репозитория.

Классификация Case средств:

1. По поддерживаемым методологиям ориентирования:

a. Функционально или структурно ориентированные,

b. Объектно ориентированные,

c. Комплексно ориентированные.

2. По поддерживаемым графическим нотациям:

a. С фиксированной нотацией,

b. Поддерживающий комплекс нотаций.

3. По степени интегрированности:

a. Отдельные локальные средства;

b. Комплексные локальные средства,

c. Комплекс программных средств полностью охватывающий все процессы создания ИС.

4. По режиму коллективной разработки проектов:

a. Поддерживающие,

b. Неподдерживающие.

5. По типам:

a. Средства анализа – предназначены для создания и анализа моделей предметной области.

b. Средства анализа и проектирования – поддерживает наиболее распространенные методологии проектирования, выходом таких средств являются спецификации компонентов и интерфейсов системы, архитектуры, алгоритмов и структур данных.

c. Средства проектирования БД – обеспечивают моделирование данных и генерацию схем БД.

d. Средства разработки приложений – осуществляют генерацию программного кода.

e. Средства reengineering – позволяют проанализировать текущее состояние системы, программных кодов, схем БД на основе анализа, сформировать отчеты и осуществить доработку ИС.


 

ТЕМА «СТАНДАРТЫ РАЗРАБОТКИ ИС КОМПЛЕКСА IDEF»

SADT – это совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной структуры сложных иерархических систем в виде модели, которая должны давать ответы на заранее составленные вопросы.

На основе SADT дискрептивное описание системы снабжается изобретением его модели с целью обеспечить написание искусственной системы средней сложности и её среды.

SADT применяется на ранних этапах жизненного цикла. В модели используются как естественный язык, так и графический язык.

С точки зрения SADT модель может быть сосредоточена либо на функциях системы (функциональная модель), либо на её объектах (модель данных). Модели данных дуальны к функциональным.

 

ТЕМА «СЕМЕЙСТВО СТАНДАРТОВ IDEF»

IDEF – используется для моделирования сложных систем, представляет собой семейство методологий, основанных на графическом представлении системы. С их помощью можно представить и анализировать модели системы из широкого спектра областей деятельности человека в разных разрезах.

IDEF0 – методология функционального моделирования, используется для создания функциональной модели с помощью графического языка, отображает структуру, процессы и функции системы в виде взаимосвязанных функциональных блоков, а также информационные потоки и реальные объекты в виде стрелок или дуг.

IDEF1 – методология информационного моделирования, применяется для построения информационных потоков внутри системы, необходимым для поддержки функций системы. Позволяет отражать и анализировать взаимосвязь информационных потоков.

IDEF1х – методология построения реляционных структур, относится к типу методологий супуность-связь и используется для построения реляционных БД.

IDEF2 – методология динамического моделирования развития системы, позволяет создавать динамическую модель меняющихся во времени поведения функций системы, информации и ресурсов.

IDEF3 – методология моделирования процессов, происходящих в системе, предназначена для создания сценариев и описания последовательности операций для каждого процесса.

IDEF4 – методология объектно-ориентированного проектирования и анализа системы.


 

ТЕМА «IDEF0-МЕТОДОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ».

Модель IDEF0 – это искусственный объект, представляющий собой виртуальный образ системы и её компонентов в виде функциональной структуры объектов или совокупности диаграмм отражающих производимые ими действия и связи между ними.

Система – совокупность взаимосвязанным, взаимодействующих частей. Частями этой системы могут быть любые комбинации разнообразных сущностей.

Функциональная модель – ориентирована на функции и представляющее собой структурированное изображение функции системы или среды.

Декомпозиция – процесс разделения объекта моделирования на его структурные части, блоки и стрелки с целью создания диаграмм.

Диаграммы – часть модели описывающая декомпозицию блока.

Блок – схематическое представление функции.

Стрелка – схематическое представление объекта или информации.

Субъект – сама система заданная в определенных границах.

Область моделирования – основа построения модели, включает в себя точку зрения системного аналитика, представляет собой описание системы в целом и отдельных элементов.

Родительский блок – диаграмма содержащая одну или несколько родительских блоков.

Дочерняя диаграмма – диаграмма более низкого уровня, отражающая основные подфункции родительского блока.

Дочерний блок – любой блок на дочерней диаграмме.

 
 

 

 


 

 

Правила построения диаграмм IDEF0:

1. Корневая диаграмма содержит только один блок и нумеруется № «0», сама диаграмма нумеруется А0.

2. В названии функции должен быть глагол.

3. Стрелки именуются существительными.

4. Все блоки и стрелки на всех диаграммах должны быть пронумерованы и подписаны.

5. Выходы образуются из входов.

6. На дочернюю диаграмму переходят все стрелки с родительского блока.

7. У каждого блока обязательно должны выходы и процедуры.

8. Блоки нумеруются по порядку: слева - направо, сверху – вниз.

9. Количество пересечений стрелок должно быть минимизировано.

10. Блоки не должны пересекаться.

11. Количество блоков не должно быть более 7.


 

ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ»

В общем виде, схема передачи данных, включает в себя отправителя информации, канал передачи и получателя информации.

Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации).

Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему за единицу времени. Обычно пропускная способность измеряется в битах в секундах (бит\сек).

Пользователь, подключивший свой компьютер к другим, может работать с их данными и периферийными устройствами. Группа соединенных компьютеров и других устройств называется (компьютерной) сетью. А концепция соединенных и совместно использующих ресурсы компьютеров носит название сетевого взаимодействия.

Самая простая сеть состоит как минимум из двух компьютеров, соединенных друг с другом кабелем, что позволяет им совместно использовать данные. Все компьютерные сети (независимо от уровня сложности) основаны на этом простом принципе.

Локальная сеть – это распределенная вычислительная система, позволяющая всем подключенным к ней компьютерам – узлам или рабочим станциям – обмениваться данными, а также совместно использовать различные аппаратные и программные ресурсы. Ресурсы – это данные, приложения и периферийные устройства.

Для понимания работы любой сети, необходимо рассмотреть основные компоненты, из которых состоит сеть:

· Сетевое аппаратное обеспечение – сетевые карты, кабели, разъемы терминаторы, концентраторы.

· Коммуникационные протоколы, определяющие методы обмена информацией между компонентами сети.

· Сетевое программное обеспечение – программы, работающие на сервере и рабочих станциях и обеспечивающие обмен данными между компьютерами, а также различные сетевые службы.