Понятие, цели и задачи развития персонала.
Развитие персонала.
По мнению Кибанова развитие персонала представляет собой совокупность организационных мероприятий, служба управления персоналом в области обучения персонала, его подготовки и повышения квалификации.
Компоненты системы развития персоналом:
1. Обучение
2. Управление карьерой
3. Управление кадровым резервом
Причинами инвестиций в развитие персонала являются:
1. Необходимость повышения деловой активности сотрудников с целью повышения конкурентоспособности организации.
2. Обучение работе с новой техникой и новыми технологиями невозможно без инвестиций в развитие персонала.
3. Мероприятия по развитию персонала обеспечивают рост производительности труда, следовательно, финансирование соответствует принципу экономической эффективности расходу.
Развитие персонала требует условий:
1. Оценка персонала с целью выявления способности и возможности работника
2. Выявление цели и задач, стоящих перед сотрудниками в будущем, цели сотрудника должны совпадать с целями предприятия.
Цели сотрудника:
· Выполнение предъявляемых требований и задач
· Удовлетворенность работой
· Улучшение имиджа
· Возможность продвижения по карьерной лестнице
· Возможность улучшения своего положения на рынке труда
· Гарантия надежности рабочего места и достаточность заработка
3. Определение стратегических целей предприятия
Основными целями развития персонала организации:
-формирование общекорпоративных ценностей, представление всем работникам равных возможностей получения достойного заработка и служебного продвижения
-улучшение соц псих климата, снижение текучести кадров
- повышение качества работы
- получение новых знаний и расширение проф навыков
Структура целей и задач развития персонала
Цели | Задачи | Личность | Группа |
стратегические | Улучшение адаптационных способностей и развитие инновационных качеств | Углубление персональной безопасности и стабильности, развитие потенциала личности | Развитие кадрового потенциала команды |
Оперативные и тактические цели развития | Совершенствование профессиональных знаний и способностей. Традиционное обучение персонала. | Ориентация на профессиональную карьеру внутри организации. Развитие творческого потенциала личности. | Развитие персонала в соответствии с изменениями в организации. |
Успешное развитие персонала обусловлено факторами:
-знания
-возможности
-поведение сотрудников
Среди методов развития персонала выделяются 2 группы:
1. Методы формирования и развития кадрового потенциала организации:-методы совершенствования организационных структур, -методы улучшения стиля управления, - методы конфликтного менеджмента, с целью формирования соц-псих климата
2. Методы развития потенциала каждого сотрудника: -методы подготовки и переподготовки, -методы повышения квалификации, семинары, конференции, групповые дискуссии, кейсы и деловые игры.
Вопрос 2. Система развития персонала.
- это целенаправленный комплекс информационных, образовательных, привязанных к конкретным рабочим местам элементов, которые содействуют повышению квалификации работников, в соответствии задачами развития организации, потенциалом, и склонностями сотрудников. К Числу элементов системы развития персонала:
1.- штатное расписание
- ротация
-профессиональная карьера
- замещение должностей
2. элементы развития личностного потенциала: -повышение квалификации и переквалификация
3. информационные: - анализ рынка образования, анализ спроса и предложения на внутрифирменное обучение, персонифицированная система данных о развитии кадров и результаты оценки аттестации персонала.
Развитие персонала рассматривается как производная от философии и миссии предприятия. Основана на долгосрочных целях развития организации.
Цели развития персонала должны быть достижимыми с т.з. сотрудников и приводить к эффективности работы организации.
Вопрос 3. Обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников, современному уровню производства и управления.
Виды обучения:
1. Подготовка в профессиональных и высших профессиональных учреждениях для получения базовой специальности.
2. Повышение квалификации в учебных заведениях с целью повышения новых знаний по базовой специальности
3. Переподготовка для приобретения новой специальности
4. Послевузовское профессиональное образование – аспирантура, докторантура.
Обучение:
- обучение на рабочем месте
- вне рабочего места
Методы на рабочем месте:
--инструктаж
--ротация
--наставничество
Методы вне рабочего места:
--лекции
--семинары
--кейсы
--деловые игры
--тренинги
--самостоятельное обучение
Кооучинг- это модель взаимодействия благодаря которой руководитель повышает уровень мотивации и ответственности у себя и своих сотрудников. Это человек, который взаимодействует с людьми в индивид и групповой форме, это менеджер по развитию, по значительной обогащении работ.
Вопросы:
1. Понятие цели и задачи развития персонала
2. Система развития персонала
3. Понятие обучения типы виды методы
4. Обучающая организация-которая постоянно обучает сотрудников
5. Оценка эффективности обучения
Домашняя: адаптация и оценка
Планирование и развитие карьеры персонала.
1. Понятие и ценности карьеры
Карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности. Это субъективно осознанные суждения о трудовом будущем, она может связана с должностным и проф ростом.
Выделяют 2 группы ценностей карьеры:
1-терминальные ценности или карьерные цели – образцы вознаграждения, уровни притязаний, стандарты соц достижений, престижность статуса.
2- инструментальные- карьерные средства – внутренние ресурсы работника: способности , знание, опыт и ресурсы, которые предоставляются средой- финансы, образование.
Объективные условия карьеры:
· Высшая точка карьеры – это высший пост в организации
· Длина карьеры – это количество позиций от 1 до высшей точки
· Показатель уровня позиций- отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне к числу лиц, на уровне, где находится индивид
· Показатель потенциальной мобильности - число вакансий на след уровне, к числу лиц, где находится индивид.
В зависимости от условий карьера: перспективная или тупиковая