II. Технология адаптации
Управление адаптацией:
1. Ориентация:
- вхождение в подразделение;
- вхождение в должность;
2. Технология адаптации:
- оформление;
- первичное знакомство;
- стажировка, испытательный срок;
- наставничество;
- обратная связь.
Управление адаптацией в организации требует проработки 3-х организационных элементов:
1. Структурное закрепление функций управления адаптацией – может быть осуществлено в трёх формах:
- выделение подразделения, которое занимается адаптацией;
- распределение специалистов, занимающихся адаптацией по подразделениям;
- развитие наставничества;
2. Технология процесса управления адаптацией;
3. Информационное обеспечение адаптации – сбор данных и оценка показателей по уровням и длительности адаптации; целесообразно проводить в рамках технологии оценки персонала.
Выделяют 4 стадии адаптации:
1. Стадия ознакомления – 1 месяц – даёт возможность продемонстрировать свои способности
2. Стадия приспособления – до 1 года – постепенное привыкание к организации, достижение совместимости с коллегами
3. Стадия ассимиляции – постепенная интеграция работника в организацию, полное приспособление к её среде
4. Стадия идентификации – работник отождествляет личные цели с целями организации, возникает лояльность персонала
Наставничество –
Метод обучения на рабочем месте. Наставниками могут быть опытные работники со стажем, руководители и молодые работники, положительно себя закоремендовавшие. Он консультирует, обучает и контролирует работу новичка. Преимущество: индивидуальный подход. Как правило, наставник имеет одного или двух учеников. В организации должно быть разработано положение о наставничестве.
Эффективность адаптации
Показателями эффективность могут быть:
- оценка уровня текучести кадров среди новых сотрудников
- количество должностных продвижений в течение первых лет работы
- количество и причины возникающих конфликтов
Объективные показатели адаптации – это показатели, характеризующие эффективность трудовой деятельности и активность участия сотрудников в её различных сферах.
Субъективные показатели адаптации характеризуют удовлетворённость работой сотрудника в организации.
Для качественной оценки адаптации используются интервью и анкетирование. Количественно оценить эффективность системы адаптации можно по с ледующим показателям:
1. Процент сотрудников, успешно прошедших испытательный срок и выступающих в роли наставника
2. Стоимость адаптации одного из сотрудников или наставников.
ДЗ:Понятие, цели, виды адаптации
1. Программа ориентации
2. Наставничество
3. Технология адаптации
4. Адаптация различных категорий сотрудников:Молодые специалисты, новые сотрудники, руководители
Тема: Оценка персонала
I вопрос: Понятие, задачи, функции
Оценка персонала – это комплекс мероприятий, которые направлены на определение соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту.
Основные задачи ОП:
1. Оценка кандидатов при приёме на работу
2. Оценка соответствия работников требованиям рабочего места или должности
3. Оценка эффективности труда для установления формы оплаты и стимулирования
4. Оценка лидерства и профессиональных качеств для формирования кадрового резерва и планирования карьеры
5. Оценка знаний и навыков для планирования обучения
6. Оценка качеств работников при необходимости смены вида деятельности, профессии в связи с состоянием здоровья, переориентации предприятия или высвобождением персонала.
Выбор методов и периодичности проведения оценки зависит от задач оценки, категории работников и специфики трудовой деятельности.
Основные функции ОП:
1. Конструктивная – оценка лежит в основе принятия кадровых решений
2. Координационная – оценка лежит в основе информационного обеспечения управления
3. Контрольная
4. Аналитическая – информационная база для анализа
5. Коммуникационная – обеспечение взаимосвязей
6. Мотивационная
Периодическое проведение ОП помогает сотрудникам скорректировать своё представление о деловых качествах, позволяет определить недостатки в квалификационном развитии сотрудников и позволяет определить степень укомплектованности квалифицированными работниками.
По целевому назначению оценка может носить прогностический или оперативный характер. Прогностический подход позволяет построить модель-гипотезу о будущей деятельности сотрудников. Оперативный подход обеспечивает получение оценочных данных за предшествующий период.
Для сотрудника оценка необходима для обеспечения чётких оснований для карьерных решений с целью обеспечения работников информацией, насколько хорошо они работают.
Различают 2 разновидности процедуры оценки:
1. Американская процедура – оценка проводится для определения соответствия рабочему месту и выявлений изменений, которые произошли после последней оценки. Результаты влияют на оплату труда и статус организации;
2. Европейская – акцент делается на получении обратной связи для планирования карьеры и обучения. Оценка не приводит к значительным изменениям оплаты и карьеры.
II вопрос: Система и уровни оценки персонала
Оценка бывает двух видов:
1. Оценка труда – имеет целью сопоставить реальное содержание качества
2. Оценка деятельности – формальная процедура оценки деятельности сотрудника путём сбора информации по выполнению поставленных задач.
Оценка мб использована для определения квалификации, для определения личностного потенциала и для выявления результативности работника. Формализованными видами оценки являются аттестация и квалификационные испытания. Основной принцип оценки персонала – демократичность:
o Процедура оценки применяется ко всему персоналу, а не к конкретным работникам;
o Строго регламентированные периодичность, порядок процедуры и оценочной документации;
o Оценка проводится на соответствие нормам и стандартам, которые доводятся заранее до начала оценки;
o Методы оценки дб адекватны её задачам;
o Для различных категорий персонала функциональных и квалификационных групп формируется свой специфический набор оценочных критериев.
Т.о., система оценки персонала – это совокупность объектов, субъектов, предметов, средств и форм оценки, направленных на решение задач кадровой политики.
ОП дб регламентирована положением об оценке персонала:
o Субъекты оценки
o Методы и критерии оценки
o Оценочные характеристики
o Описание и распределение ролей при проведении оценки
o Документация по оценке персонала
III вопрос: Методы оценки персонала
Как правило, оценка персонала даётся по двум группам параметров:
1. Личностные качества
2. Профессиональные навыки
Выделяют следующие методы оценки:
1. Интервью (собеседование)
2. Анкетирование (самооценка)
3. Социологический опрос
4. Наблюдение
5. Тестирование
6. Экспертные оценки
7. Критический инцидент
8. Критические ситуации и наблюдение за их решением
9. Деловая игра
10. Анализ кейсов
11. Аттестация
12. Оценка по методу 360 градусов – оценка деловых и личностных качеств работника, получаемая от окружения (начальник, коллеги, подчинённые)
13. Асессный центр (центр оценки) – метод глубокой оценки профессиональных способностей, навыков и личностных качеств, позволяющий прогнозировать эффективность сотрудников в определённой деятельности.
Вопрос 4
Асесмент –центр как метод оценки.
Центр оценки представляет собой метод глубокой оценки проф. знаний и навыков, это комплексный метод, включающий в себя различные методы оценки.(тесты, письменные задания, деловые игры, презентации, интервью и др.)
Типы асесмента:
1. Асесмент руководящих работников - сравнение работников с некоторой профессиональной моделью персонала.
2. Асесмент специалистов - оценка успешных специалистов и сопоставление их с неуспешными.
3. Асесмент трудовой деятельности
Асесмент может проводиться внутри организации или в специализированных компаниях с привлечением внешних специалистов и без их участия.
В целом, асесмент-центр- оценочная процедура для выявления компетенций
Особенности асесмент центра:
- игровые задания, точно разработанные под конкретной компетенцией, на оценку одной компетенции предлагается несколько заданий. У каждого участника в разных заданиях- разные эксперты. Количество экспертов от 6 человек.
Асесмент –центр может продолжаться от полудня до 2-4 дней, в зависимости от количества компетенций, которые нужно оценить. При оценке руководителей высшего звена, как правило оценивается около 10 компетенций. Длится асесмент 2-3 дня, стоимость около 1тыс долларов для 1 работника. Асесмент-центр рационально использовать для оценки руководителей высшего и среднего звена, с целью выявления потребности в обучении, формировании кадрового резерва и оценки эффективности деятельности сотрудников.
Методы в асесмент-центре:
- индивидуальные тестирования
- ситуационно поведенческие тесты
- психологические тесты
-организационно-управленческие игры
- интервью
-оценка 360
-групповые упражнения
ДЗ
1) Понятие, задачи, функции оценки персонала.
2) Система оценки персонала
3) Методы оценки персонала(в комплексе)
4) Асесмент-центр
5) Метод 360
6) Аттестация
На кр-1,2,3,4 тема!