I. Понятие и виды адаптаций

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде

 

Указ от 06.05.2010 № 240

Постановление СМ от 29.06.2010 № 981

Закон «О профсоюзах»

Инструкция «О порядке осуществления общественного контроля за соблюдение заква об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организаций». Определяет правоой статус уполномоченных лиц по охране руда работников организаций в которых не создан профсоюз. Такие лица избираются на общем собрании конференции работников со сроком полномочий от 2 до 5 лет. Они обязаны ежегодно отчитываться перед трудовым коллективом. Их компетенция определена в пп. 9, 10 указанной Инструкции. Ткие лица вправе выдать представления об устраниенеии выявленных правонарушений.

 

 

Адаптация персонала представляет собой включение личности в новую предметную среду. Это активное освоение работником профессиональных и социальных функций, предполагающее преодоление негативных моментов, возникающих по вине работника или работодателя. Средняя продолжительность адаптации – от 3 до 12 месяцев. Адаптация не тождественна испытательному сроку (от 3 до 6 месяцев для руководителя).

Процесс адаптации начинается с ориентации – деятельности, посвященной введению работников в курс новых задач, ознакомлению с организацией и подразделением.

Основные цели ориентации:

1. смягчение этапов первоначального вхождения в профессию;

2. Установление благоприятного отношения к организации;

3. Сокращение текучести кадров;

4. экономия времени коллег и руководителей

5. развитие положительного отношения к работе, удовлетворённость трудом.

Программа ориентации подразделяется на 2 этапа:

1. введение в организацию – осуществляет менеджер по персоналу, содержит общие представления об организации, основные условия занятости, систему оплаты труда, охрану труда, регулирование трудовых отношений;

2. введение в должность – проводится линейным менеджером, представляет собой совокупность процедур, направленных на установление контактов внутри подразделения.

 

Эта т.н. специализированная ориентация включает в себя:

- функции подразделения

- рабочие обязанности

- ответственность

- отчётность

- правила и предписания

- осмотр подразделения

- представление сотрудникам

Выделяют 2 группы факторов, влияющих на сроки, темпы и результаты адаптации:

1. Личностные:

- демографические – стаж, возраст, образование, квалификация;

- психологические – уровень притязаний работника, восприятие самого себя;

- социологические – степень профессионального интереса, степень заинтересованности в собственном заработке, наличие установки на продолжение образования, знание производственных перспектив;

 

2. Производственные:

- содержание труда;

- условия труда и правила внутреннего трудового распорядка;

- возможности обучения;

- возможности участия в принятии решений;

- виды и способы передвижения на работу, её продолжительность;

- з/п;

- психологический климат в коллективе

 

Основные виды адаптации:

I классификация:

1. Профессиональная – освоение специфики и тонкости профессии, приобретение необходимых профессиональных навыков

2. Психофизиологическая – приспособление к санитарно-гигиеническим условиям, режиму работы, характеру и содержанию труда

3. Социально-психологическая – привыкание к коллективу

II классификация:

1. Первичная – первоначальное вхождение в производственную среду

2. Вторичная – возникает при смене рабочего места без смены или со сменой профессии или при существенных изменениях производственной среды