Понятие о тексте и аспектах его анализа
Лекция № 4
План самостоятельного разбора текста
(на примере нескольких студенческих работ, анализирующих поэтические произведения):
Пример первый:
1. Несколько слов об авторе.
2. Анализ конкретного произведения:
а) тема и идея стихотворения,
б) образ автора,
в) лексика произведения,
г) особенности синтаксиса,
д) морфологические особенности,
е) стихотворная организация.
3. Заключение.
4. Использованная литература.
Примеры второй и третий (пункты, которые можно добавить в план):
Связь интонации со смыслом произведения.
Использованная лексика (фразеологизмы; устаревшие и новые слова; славянизмы; синонимы; тематические группы слов: профессиональные, временные и др.).
Особенности фонетики, словообразования, морфологии.
Средства стихотворной организации (ритм, рифма и др.).
Графические приёмы, рифма, размер, звукопись.
Ключевые слова произведения.
Жанр.
При оформлении работы обязательны указание места, года и месяца написания, полностью имени и отчества автора работы.
Текст — это речевое произведение, оформленное по законам данного языка, его конкретного стиля, подстиля, а также конкретного литературного жанра.
Пример на определение жанра:
Осведомился Рак, увидев самолёт:
«А он летает задом наперёд?»
— Как, не летает! — возмутился Рак.
— Зачем же выпускают брак?
* * *
Любуясь экскаватором, Свинья
Хвастливо хрюкнула: «Идея-то моя!»
(В обоих случаях жанр — басня).
Каждый текст обладает своей содержательной стороной (несёт информацию), структурой. Каждый текст уникален.
Тексты различаются по объёму (большие и малые), по назначению и другим качественным различиям.
1. Пословица, поговорка (Жизнь прожить — не поле перейти. Цыплят по осени считают).
2. Частушка (У милёнка моего / Поговорочка на «о». / Я за эту поговорочку / Влюбилася в него).
3. Стихотворение, песня, баллада (Широка страна моя родная…)
4. Произведения крупного жанра — поэмы, рассказы, повести, романы, эпопеи.
По языковому оформлению принято различать стихи, прозу и драматургию. Тексты разделяются на пять функциональных стилей и множество подстилей.
1. Официально-деловой (например: основные законы государства, воинская присяга и др.).
2. Научный.
3. Публицистический (в данном стиле, к примеру, ведётся любая агитация и пропаганда, критика).
4. Художественный (язык художественного произведения).
5. Обиходно-разговорный. Это устная форма, иногда встречающаяся в эпистолярной форме (письма малограмотных людей) и в художественных произведениях для речевой характеристики героя.
Все тексты могут быть объектом лингвистического анализа. Однако нерационально заниматься на художественных текстах структурным анализом и статистикой; анализ функционально-стилевой для художественного текста тоже недостаточен, поскольку остаются нерассмотренными многие особенности текста. В данном случае наиболее целесообразен анализ эстетических качеств произведения.
Каждый текст может быть проанализирован в разных аспектах. В зависимости от аспектов возможна следующая группировка:
1. Социологический анализ, т.е. выборка и анализ сведений, несомых текстом соотносительно со структурой общества и социологическими проблемами. Пример: Карл Маркс читал в оригинале «Слово о полку Игореве» ради поиска сведений о структуре русского общества XI века.
2. Культурно-исторический анализ, т.е. сравнение художественного текста с другими формами искусства. Пример: Д.С. Лихачёв обнаружил в «Слове о полку Игореве» сходство художественного стиля с архитектурным стилем того же периода.
3. Литературоведческий анализ.
4. Лингвистический анализ.
Два последних аспекта — литературоведческий и лингвистический — решено объединить, получив в результате филологический анализ, который в основном занимается эстетическим подходом к тексту.