Скептицизм

Ранний скептицизм. Пирон из элиды, Тимон

Поздний скептицизм. Секст Эмпирик 3 в. н.э.

1. Атараксия. Правильное отношение к миру

2. Апофея. Стремление избавиться от страдания

1+2=счастье. Мир вокруг нас - «вещи не более то, чем это». => мы должны воздерживаться от суждений (будет меньше повода для разочарований)

Для доказательства – тропы (суждения, почему надо придерживаться именно этой точки зрения)

1. От судящего (каждый воспринимает вещи по-своему , например, ввиду различных окружающих условий)

2. От предмета (предмет изменчив, может поменять свои свойства, величина и )

3. От судящего и предмета (положение человека относительно предмета может изменить его взгляд, время изучения предмета и пр.)

От скептицизма античности средневековый скептицизм отличает…….

 

Неоплатоники: попытка…….с тем, как в человеке

Плотин 204-270 г.

Конец античности

Х-ка: космоцентризм. По образу и подобию космоса все живет.

 

В это время в риме – травля ранних христиан. Враги - гностики

 

СРЕДНИЕ ВЕКА

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).

2 основных источника формирования:

1) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях,

2) Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего".

Теоцентризм - понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами.

Номинализм - зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума:

Рационалистическая точка зрения.

Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;

Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной;

Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;

Точка зрения полного отрицания ценности науки.

Патристика 3-8 век

Причина возникновения – ощущение безысходности

325 г. Никейский собор

Схоластика (эта философия изначально заявляется как попытка донести, разъяснить для людей истины, которые прописаны в Св.писании

9-12 – ранняя схоластика

13-14 века – поздняя схоластика

Во 2-3 веке складывается т.н. клир, руководство церковью.

Тертулиан credo qua inertum – верую, потому что абсурдно

Существует превосходство веры над разумом. Если разум начинает размышлять…..абсурдно. Разум не может постичь

Основные догматы: Троединство бога

О роли беспорочного зачатия

Климент. 150-213 годы. Бог через логос творит мир. Человек через логос постигает мир.

Ориген. 185-254 годы. Он считал, что было бесконечное число миров, предсущетвовавших нашему (отсылка к платону). Знания как припоминания. Трактовка бога как постижимого разумом.

Диалектика

Центральная фигура – Аврелий Августин 354-430 Блаженный.

«Исповедь»

Человек – странник, светильник на скользком ветру.

Душа – истина, свет. Тело – его оковы

1 спор. Манихеи.

теодиция – богооправдание

2 спор.

Спепопианы (?!?!) – человек свободен и независим от Бога, д-я определяет дальнейшую судьбу

3 спор

Донатисты – церковь состоит из святых. Церковь пристанище Бога на земле

 

Схоластика – защита и обоснование основных догматов христианства

Основа: Авторитеты

3 уровня:

· Священное писание

· Писания отцов церкви

· Решения церковных соборов

Методология – дедуктивный метод

Проблемы:

1) Универсальный. Общих понятий

Реализм (универсальная…реаль…???) ????? (универсальные имена?????)

2) Бог и мир

Теизм: бог трансцедентное миру. Бог сущ. Всегда в этом мире

Пантеизм: Бог есть природа

В 11 в. трактовка

 

 


 

СЕМИНАР №5

Фома Аквинский

Название теологии сумма идеи сумма против язычников

 

Галилей является наследником средневековых идей

Астрономия уже была

Иоган кеплер

Как и галил

Пифагорийская идея о гармонии сфер

Музыку хотел воплотить в математические записи

Как побочный продукт получились 3 закона движения Платон

1.Нет единого центра

2.есть круговое движение орбит

3неидеальное движение

Опровергают теорию Аристотеля (подлунный мир и прочее)

Экстраполяция законов механики. Дают универсальное представление о мире. Материальные тела, притягиваются друг к другу, получается движение

Натур философские поиски в одном направлении

 

Есть и другие, касающиеся человека

Парацельс – «цельсий»- лат. Имя врача. Хотел возродить античные идеи о гармонии

Сущ-ют 3 сост.-щие человека

Дух- ртуть

Тело - соль

Сера – душа

Из этого следовал вывод – все болезни – недостаток какой-то из этих частей или ее избыток => надо восстановить равновесие. Этим он напоминает тибетских целителей.

 

Везалий – анатом. Пытался исследовать человеческие тела

Сервит – открыл 2 круга кровообращения

Были сожжены

Гарвий – был физиологом конец 16 - 17 век. Как отдельные части человеческого тела представляли собой единую прирожу

19 в пирогов VS иностранные коллеги, к.-е считали, что обезболивание эфиром убивает …(душу?!?!!?)

Вселенная и человек по-прежнему оставались запретными объектами

 

 

4 направление деятельности : изменение отношения к государству и обществу

В европе возрождается интерес к тому, ко…

Критика современного положения общества (устроено неправильно) – объедияет всех. Они приходят к мнению, что корень зла – в частной обществе, она разобщает их

Правильное гос-во – без частной собственности

«Утопия» Томаса Мора (1478-1535 г.) «место, которого нет»

Суть:

Томазо Компанелло 1568-1639 гг – город солнца

Все беды от наличия частной собственности ergo не будет повода для зависти, войн. Материальные интересы отойдут на второй план

Все люди равны в труде, все должны трудиться (против рабского труда, искл. заключенными)

 

Люди спят общей комнате, меняются кроватями, чтобы ничто материальное не привязывалась к жизни человека. Рабочий день должен быть небольшим, не слишком тягостным. Остальное время – разумному досугу. Все результаты труда должны объединяться, а каждый должен получать по мере необходимости. Человек будет жить общими интересами. Это делает невозможным такие пороки общества как зависть, ненависть, войны.

1ый мотив: мотивация к тому, чтобы все трудились. НО: для этого необходимо внешнее принуждение

2ой мотив: природа

Николо Макиавелли 1469-1527 гг. «государь». Анализирует реальные формы правления?

Заслуги:

Как было до: Государь – богом избранное сущ-во, но отчетен только перед богом

Макиавелли: бог дал власть для того, чтобы …..

Государь ответственен пред своим гос-вом и своим народом (до этого ответственен перед Богом), а цель – благо. Впервые поднимается понятие патриотизма: забота о благе своего отечества

Вторая задача: как он достигает блага. Вопрос о методах, о способах, которые звучат неприятно для нравственных людей..

«Цель оправдывает средства»

храбрость льва и хитрость лисы

Маленькая победоносная война

Весьма противоречивая эпоха

 

Новое время.

Конец 16 – 17 век

Началась в Англии (затем Франция, Голландия)

Сложные соц катаклизмы: огораживание (объед. Территории, на которых пасли овец, т.к. научились производить шерсть, нужны были большие объемы; крестьянам, которые сгоняли скот с наделов, ничем не воздавалось; они становились дармовой силой, и пошли они по свету, тут же был выпущен ситуативный закон о бродяжничестве, когда таких крестьян отправляли в тюрьму за неимением какой-то обусловленной суммы (n шиллингов). Затем следовала каторга, смертная казнь, высылки в Америку; добровольно же туда уезжали от не очень хорошей жизни.

Англичане не любили детей, с 9ти лет их определяли в закрытые школы.

И это норма жизни

Дикенс, Sommerset Maoghm

 

Впервые онтология уходит на второй план; на первый план выходит гносеология; Зарождается методология

Гидростатика, механика, оптика

Англия становится страной, у которой хорошо развит флот

Уильям джиберт (физик), уильям гарвия (см. выше),

Френсис Бэкон (1561-1636)

1605 г. – «о преуспевании наук»

«мысли ….

1620 г. – «Новый Арганон» - чтобы спорить с аристотелем по методожу познания

«Великое восстановление наук»

Он считает, что весь мир материален

Душа не материально, исследовать невозможно

Теория двойственной истины (Есть определенные вещи, ктоторые непознаваемые, их не надо трогать, их нужно оставить теологии)

Оправдание природы. «Природы покоряется лишь подчинением ей».

Считает, что опыт и наблюдение должны лежать в основе -> его философия называется эмпиризмом в основе….????

Все, что достойно существовать, должно быть познано

Таким образом, он спорит со схоластами

Призраки/идолы, присущие челокеку: 1. Рода. Ограничения человеческого ума и органа чувств

2.Признак пещеры

«новая атлантида» - целые коллективы ученых и каждый занимается тем, чем нравится. На принципе взаимодействия

Теория психологии малых групп Креативщик+тот, кто логично формулирует+лаборант+критик

3. Призрак рынка

4. Призрак театра, слепая вера в авторитеты

Призраки создают помехи

Есть метот индукции, чтобы это все преодолевать

Много опытов -> много данных -> вывод, закон

Да, метод важный, но не единственный, не универстальный

Катологизация науки. Не по объективному предмету, а по способностям человека

Исходя из памяти возникает история, история дел-ся на гражданскую (обещства и гос-ва) и естественную (о природе: описательная и аналит-ская)

Воображение: поэзия (гражданская, лирическая)

Важная особенность человека – разум. Возникает философия, занимается изучением объектом не с точки зрения материала (физика) или цели (Теология), а с точки зрения форм

Заложил основу эмпирического направления в философии

Поледователи томас гоббс, локк, берклии, юм

 

Томас гоббс 1588-1679 гг.

 

Нет ничего хуже гражданской войны. Ее надо избегать любыми способами

«О гражданиене» 42г. воспевает благо гражданского мира, пытается объяснить функцию общества в целом, оправдывает роль монархии. Враг республиканцев

«левиафан» 52???? Раз уж свершилась революция, надо найти компромисс, чтоы не преумножать раздор в обществе. Враг монархистов

Хотел написать трилогию

55г «о теле» (о физ мире, первая часть трилогии) весь мир – телесная сущность, нечто материальное, вся природа едина, включая человека

«о человеке» что же делает человека необычным на фоне всего остального

«о гражданине»

Гражданеское «сознание»(?)

В состоянии отличать общее от частного

Коллосальная роль становления человека – язык

Философия открывает общие законы

 

Гоббс приходит к выводу, что если бы человек был в естественном своем виде он бы дрался друг с другом «война всех против всех». Поэтому гражданское состояние члеовека требует того, чтобы часть своего суверенитета человек отдал государству. Но это благо (в отличие от спинозы). Но это единсвтенный путь, т.к. гос-во будет обеспечивать эти права

Все позноваемо разумом.

Истинност mb ложность 0 теоретические суждения

Эмпирик, сенсуалист

Материя вечна не создается, не исчезает

Против остатков реализма. Наши обобщения могут быть правильными/неправильным… наши суждения могут нас обманывать. Он отдает предпочтение реальности природы

Перед реальностью наших знание

Аналитический метод

Сводит все механике (дань времени). Отсутствует обобщение природы (в отличие от бэкона)

Законченный материализм

Избегает понятия души

Теория tabula rasa прокладываетдорожку веку просвещения

 

Альтернатива – чистый рационализм, Франция

Рене Декарт (1596-1650 гг.)

«мир»

Сначала надо все подвергнуть сомнению.

Мыслю, следовательно, существую

Субстанция человека – мышление

Субстанция мира – протяжения

Господь не будет обманывать человека сознательно

Противник атомизма

Тоже дуалист (одна субстанция не вытекает из другой), протяжение и мышление конечно не отрицает, что мир создан богом:

Автор теории координат (декартовы координаты, математическая физика)

Автор учения о рефлекторной дуге

Интересовался проблемами познания

Правила для руководства ума (21 пункт каким должно быть познание). Послужило основой «Рассуждению о методе» 1637 г. 4 шага к идеальному методу:

1. Истинным надо признавать лишь очевидное

2. Любую проблему надо разделить на возможно большее число частей (свести 1 сложную проблемы к совокупности простых)

3. Начинать с простых и постепенно двигаться к все более сложным предметам исследования не пропуская ничего

4. Составлять полные перечни (когда мы сталкиваемся с проблемой, мы не ограничиваемся выборкой данных, а наоборот; опыты нужны, но приоритет разуму)

У человека сущ-ют врожденные идеи, в процессе познания они работают в виде интуиции. И эти идеи позволяют отделить истинное от ложного

(в основном это распространяется на этику и математику)

Его оппоненты – сторонники «чистой доски»

 

 

ЛЕКЦИЯ №6

Беркли и Юм – последователи Декарта, Спинозы и Лейбница

Бенедикт Спиноза

Causa sue - единая субстанция

Отрицал наличие цели (природа не могла стремиться, этим отличался от аристотеля).

Метафизически и механистический материализм

(нет связи….?...) Сам объект не рассматривается в динамике, а рассматривается как равный самому себе. Это тесно связано с потребностями, зарождающимиcя в науке

Наиб развитой наукой была именно механика

Атрибуты (проявления субстанции) модусы (составляющие ее, без которых ее нельзя представить – пространство, время)

Не только цели нет, но нет и случайности – жесткий лапласовский детерменизм (Если бы мы знали расположение всего и их импульс движений, то мы смогли бы все предсказать)

Вся вселенная – механизм. Но первый источник – Бог

1 способ познания: по наслышке 2:беспорядочный опыт – выбирает большинство людей

3- Остальные - По следствию находят причину или от общего – к частному. Эталон – евклидова геометрия

4 – познать некий объект исключительно через его сущность (что-то сродне откровению, косвенно идет сродне Декарту)

«Этика» - по такому же принципу:

Не в чувствах критерий истины, а в разуме

 

Естественное и гос состояние жизни человека (похоже гоббсу но по существу прямо противоположное: он признает неотчуждаемые права личности, которые он делегирует государству; если гос-во не справлялось с поставленнми задачами, то челоек в праве его изменить. Самая приемлимая орма - демократия)

 

Джон Локк 17..2-1704

Трактат о веротерпимости – о толерантности

Центр философии – гносиологическая проблематика

Его материализм был декларативным, не носил аналит характер

Считал, что:

Природа существует. Важно не факт того, что она есть, а как она познается?...

1690 г. Опыт человеческого разума.

Критикует декарта, против теории врожденных идей (несостоятельно то, что ребенку свойсвтенно врожденное понимание мат идей + географ открытия – воззрения о добре и зле различны, следовательно приобрет опытным путем

1. Тело рождается нагим, а душа – нищей. Tabula rasa. Опыт пишет в душе человека свои письмена

2. Нет ничего в разуме, чем прежде не было в чувствах

Импирик, потому что опыт – ключевое понятие для познания мира, но он не своит опыт к внешнему:

1. Внешний опыт, к. дает нам опт….-sensation

2. Дается не всем, не сразу – reflection – внутренний опыт

Качества

Первичные – неотъемлимо присуще субъекту, воспринимаются более, чем 1 чувством (фигура, величина и движение + плотность)

Вторичные – совокупность первичных качеств, изменяются, воспринимаются только 1 чувствам, не могут быть выражены математически (цвет, тепло, вкус)

Первичные качества при обработке приобретают простые адекватные идеи

Вторичные – неадекватные

Сложные идеи – благодаря актттттттивному разуму

1. Сопоставление простых идей (более темный, более светлый)

2. Обособление (так рождаются разные понятия: обособление всех признаков от всех других)

3. Соединение

Идеи делятся:

1. Идея субстации (эмпирические субстанции – выделяем сущность предмета, отвлекаясь от частностей)

Сущность

Модусы

Отношение

 

3 типа знания:

1. Самоочевидное (не требует доказательств) = самые достоверные

2. Выводные, демонстрационные знание (ыводтся из доказательств эмпирическим/…путем) – могут быть достаточно достоверными

3. Сенситивные – не обладают достоверностью вообще

 

 

Лейбниц 1646-1716 гг

Считал себя сторонником декарта но как и спиноза не мог с какими-то положениями декарта

У декарта, спинозы и лейбница – у каждого с

Монады – единицы, присущие всему. Есть примитивные (присущи неживым вещам), монады духи и монады души

Делают возможным изменение существа

Бог – уникальная, неповторимая монада

Монадология

Пытается добиться единства через разнообразие (монады есть во всем)

Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувстве, кроме самого разума

Есть истины факта, к. дает нам опыт – они случайны, вероятностны, к ним ведет индукция

Истины разума – ведет логика, математика, физика – поэтому более важны понимании мира

Джордж Беркли

На позициях номинализма

Существуют вещи, но отдельные, доступные чувству

Если понятие нельзя ощутить, то это обобщение (материя) – вредно

Трактат о теории и принципах познания

Субъективный идеализм – существует только то, что воспринимается нами. Существовать – это быть воспринимаемым

Солепсизм (что сущ-ет только индивидуальное сознание)

Приходят к истинам коллективно

 

Девид ЮМ

Продолжал традиции английских философов-эмпириков

Агностицизм

 

Кант

История земли, целесообразное строение челоека

К 70 ому году

О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира

3 основные большие работы

«критика чистого разума» , посвящена познавательным сопсобностям человека

Весь период называется критическим

Критика способности суждени посвящ жстетике

Человеческие способнсти

1.математика

2.есествоазание

3.метофизика

Используя чувственность рассудок разум человек пытаетс zffggtknbhjdfnm различными суждениями (аналитическими и синтетическими)

Спааааааааааааааааать 5.5-

5категория единства множеств

Качества: реальность, ограничения, отрицания

Отношения: субстанция, причина, общение

Модальность: возможность, бытие, необходимость

«Вещь в себе» - 1) (по канту) вещь сама по себе. То как вещ сущ-ет сама по себе, не то, как она сущ-ет в нас. (Пространство и время – априорные форм нашего созерцания. Они не объективно присуще вещам этого мира, а присуще человеку, это его сознанию присуще.Мы никогда не в состоянии ответить на трансцедентальные вопросы, выходящие за пределы природы

Как бы не раскрывалась перед нами природы Мы будем считывать ее явления как трансцедентальные, т.к. они выходят за рамки природы?!?!?!?!?!?!?

3) Особые объекты умопостиаемого мира

Антимномии. Мир бесконечен

Не отрицает наличия мира

Критика практического разума

Можно найти такой закон. Который бы действовал так же неотвратимо как и ньютоновский закон

Всеобщий закон – всё живет по необходимости

Свобода в том, что человек может осознать моральные категории

Кант не соглашается с религиозным осознанием долга

Мораль делает человека рабом: по христианству человек делает добро из желания награды, а не делать зло под страхом наказания – кант с этим не согласен

Высокое достоинство долго не имеет никакого отношения к наслаждению

Свободная воля и воля подчиненная нравственным законам – одно и то же

Основываться все должно на разуме

Вера в бога необходимо связана с возможностью высшего блага, достижения высших моральных ценностей

Бог – абсолют, от которого меряется доброе

 

Человек должен выработать такое отношение к себе как цель, не как средство

 

Иоган Фихте

Под влиянием канта

Субъективный идеализм

Разработал собвстенную систему категорий. Главная категория «я». Оно выстраивает все последующие категории по кругу. Все происходит из субъекта

Находится потенциально в человеке

 

 

Фридрих шеленг

Природа более значимый объект

Природа создается творческим усилием

Вводит свое понятие абсолюта

Природа возникает путем отклонения от абсолюта ????

Объект и субъект и реально – тождественно

Реалигиозно-мистическая трактовка мира. Искус христос – что-то конечное из бесконечного

 

 

Гегель

Вершина рационализма

«феноменология духа»

Процесс в постепенном выявлении творческой силы мирового разума

Это стало для гегеля абсолюта

С истема саморазвивающихся, самодвжущихся категорий

Идей, которые в своем поступательном развитии

На третьем этапе дух оглядывает ретроспективно

Идея порождает свое инобытие, природу

 

Гегель в отличие от канта считает, что все познаваемо

Сущ-ет тождество мышления и бытия

 

Реформация 1046

Разделение церкви на направления….

Массонство?

1) Кабала породила масонство

2) Массонство – миссианство (=прогрессоррство, цель – направить человечество на правильный путь)

3) Тайное правительство

4) И пр пр пр

Причины реформации:

Определенные установленные канонические формы .(псалмы на родном языке, библия на родном языке; каков переход после смерти; упрощение обрядов

 

Второе направление в эпоху возрождения

Пересмотр отношения к человеку

«гуманизм»

Что ценилось больше всего? Человек способен к творчеству

Гуманизм в Италии. В чем отличие от остальных? Почему Возрождение началось именно здесь? Раскопки, греческие и римские статуи, образцы искусства + литер источники античности. Непосредственная взаимосвязь с тем времени, открыли новые идеалы человека, человек прекрасен, не только душой, а в целом

 

 

2. Натурфилософия – пересмотрение роли природы

Николай Кузанский

Творец – абсолютный максимум. «Творец и творение суть одно и то же»

­вселенная – круг, окружность которого повсюду, а центр – нигде. Мир бесконечен

 

Коперник

Ввел понятие гелиоцентрическая система (до этого была геоцентрическая система по Птолемею)

Бруно (пантеист: Бог всесилен)

Солнце – не центр мира, нет центра мира, а есть множество миров в абсолютном пространстве

Галилей

Для расширения базы чел познания, использовал телескоп + активно применял математику (язык, который дан нам богом, чтобы распутать хаос мироздания) + опыты должны доказывать гипотезу (научный метод: эмпирический подход + теоретический подход)

 

Маккиавелли – вопрос о личности правителя. Республика – лучшая форма власти

«Цель оправдывает средства»

 

1. «Диатриба или рассуждение о совбоде воли», «похвала глупости»

2.

3.

4.

5. солнце – не центр мира, т.к.центра не существует

6.

7. использовал телескоп, математику