Афинский период. Период рассвета Греческой философии.

Исторически обозначилось идейное противостояние Афин и Спарты.

Сократ (469-399 гг.) Маевтика (помочь родиться)

Всегда говорил, что думал, и всегда делал так, как говорил

Его не интересовал космос, т.к. космос создан богами и его невозможно изменить, а человек, т.к. познав его, его можно изменить. Его интересовали особенности человеческой добродетели

Человек – микрокосм. Человек идеален потенциально

Негативная диалектика (опровержение первоначального, ради постижения чего-то глубокого?..)

Познай самого себя – попытки рационализировать этот мотив

Не писал никаких книг

Почему Сократ считает, что мудрый человек не может делать зла?

Аргументы оппонентов

1.Человек может быть умным, но сознательно

2. человек может уступить по слабости

3. добро и зло для всех людей различны, относительны и нет абсолютного добра и зла.

 

У него были ученики, последователи. Среди них Платон (427-347 гг.) – прозвище. Звали Аристокол.

Первые свои диалоги посвятил рассказу тому, как мыслил Сократ и апологии Сократа.

34 диалога. 7 из них авторство сомнительно.

Эволюция:«протогор», «горбий» и проч.

Диалоги «менон» и «тейтен»

«гос-во»

Первый объективный идеалист

Истинное бытие по Платону – мир идей.

Эйдос – идея: образец (например, лошадь) и парадигма – идея вида в наиболее совершенном виде (идея лошади в её наиболее совершенном виде) -

Идеи разных типов. Идея блага, истины и прекрасного. Они существуют не здесь и сейчас. Они вечны.

Любая вещь – смесь бытия и идеи (по приобщению к идее бытие становится вещью)

Все что возникает проходит свой путь и погибает

Космос наиболее прекрасная из созданных вещей. Т.е. не вечен. Время – движущееся подобие вечности. Некое подобие идеи. Если тело смертно, то душа бессмертна. Душа разумная. Душа действующая, страстная. Душа вожделеющая.

Теория припоминания

Основное познание должно быть построено так, чтобы душа вспомнила….когда она была в мире идей, где созерцало истину. Поселяясь в новое тело, душа =/

идеальное государство по Платону делится на 3 сословия людей. 1. Демиурги.1/з вожделеющая часть души. Главная добродетель - умеренность. Они могут заниматься любым трудом (скотоводство/ремесленничество/купецество). – производят. медь

2.мудрецы-философы. не должны иметь ни собственности, ни семьи золото

3. стражи-воины. Страстная, действующая. не должны иметь ни собственности, ни семьи серебро

Части души можно уподобить металлу.

Искусство укрощает вожделеющую часть души – эпические поэму, театры же наоборот возбуждает в людях …..общего блага

Мажорная музыка в виде маршей

Все это напоминает Государство мобилизационного периода

Человек должен делать то, на что он способен. Все ради общего блага.

Гос-во можно разделить по кол-ву правящих

Монархия, аристократия, демократия (власть большинства). Демократия – плохая власть

На законные и незаконные. Незаконные: тирания, олигархия, незаконная демократия.

Верил, что огда-то было идеальное гос-во. Атлантида. Не было стяжания, было общее благо как главное цель всех. Атланты. Владели телепатией. Стали пытаться использовать свои способности на благо себе.

Концепция истории – концепция регресса. После золотого века (когда людей еще опекали боги) пришла тимократия; правители впали во искушение, пришла олигархия, началась демократия, рано или поздно демократия сменяется тиранией. В реальном гос-ве всегда есть смена.

Категории:

1. Единое -Противостоит своей противоположности – множественности. Мы видим единое через множественное

2. Бытие (в нем находится единство) Противостоит небытие

3. Движение - Противостоит покою

4. Тождество – Все сущ-ее тождественно самому себе. Противостоит категории иное

Эта система категорий по платону может объяснить всё сущее

 

Аристотель (384 – 322 гг.)

Ученик александр македонский

После гибели македонского все ополчились на аристотеля 9предательство афин и проч.). Через год после изгнания скончался

Аристотель уникален, потому что:

1. Энциклопедист

2. Систематизатор

3. Через свои сочинения он излагает всю истории философии

4. Никогда не ограничивался мнением – всегда доказывал

1) Логика – наука о правильном мышлении, к. создал Аристотель (формальная, аристотелевская логика) Арганон (в переводе ?)…..

2) Вторая часть его сочинений посвящена тому, что является принципами устройства этого мира – метафизика

3) Физика - учение о природе

4) учения о государстве, правах и обязанностях гражданина

Критика учения об идеях: 1. Платон не объясняет мир, а удваивает его (идея не может объяснить мир)

2. бесполезны для цели доказательтва

3.очень много противоречивого

Позиция дуализма. Существует 4 причины бытия: 1. Материальная (материя). Отдельна сама по себе не существует. Это потенциальное бытие (без нее нет бытия, но и сама по себе она не существует)

2. формальная (форма) сродни платоновской идее.но она тоже не существует сама по себе (в отличии от платона). Форма активна материя без формы – возможность.

Любой объект – единство материи и формы

3. действующая причина, движение

4. целевая. всё существует по причине, но и для какой-то цели. Цель - энтилехия (движение от низшего к высшему, к совершенству, это стремление зафиксировано через форму)

Понятиие бога для аристотеля – 1) чистая форма, форма форм

2)….

По цели: 1. Науки делятся теоретические для …

Практические – для…

Творческие науки – для создания чего-то совершенного

Второй признак деления по предмету: Теоретические науки делятся на 1. математику с числами, 2. физика с телами и 3. философия

Философия делится на логику и метафизику.

Практические науки делятся на 1. Этику (поведение человека, различение добра и зла) 2. Политика (поведение человека как гражданина) 3. Экономика (руководство поведения человека в доме)

Творческие науки : 1. поэтика (законы рифмованной речи) 2. риторика (законы не рифмованной устной речи)

Число причин ограничено ( в отличие от демокрита) у всего должна быть первопричина, т.к. иначе человек не смог бы познать этот мир.

Этот мир один, но неоднородный. Земля – в центре и неподвижна. Вокруг вода, воздух, эфир (надлунный мир, пятый элемент – место пребывание космических тел). Далее мир ограничивается сферой неподвижных звезд, за ними кристаллический перводвигатель – Бог (у бога нет движения и материального наполнения)

Движение неотъемлемо. Категории:

1. Возникновение и уничтожение

2. Рост и уменьшение

3. Качественные превращения

4. Перемещения

1 прямолинейное движение

2 круговое – за основу.

3 смешанное

В надлунном мире движение совершенно => круговое

В подлунном мире движение наоборот. Вещи имеют дефекты и проч.

Теория естественного места. Каждый объект стремится занять свое естественное место

Теория качеств. Почему предмет живой? Качество жизни. Ломоносов запаял колбу и опроверг теорию =Р

Система категорий: 1. Сущность (то, что раскрывается через другие категории, но само говорит обо всем???)

2. качество

3. количество

4. отношение (то, что делает предметы небезразлиными друг другу: противопоставление, познающий-познаваемый, причина-следствие)

5. место

6. время

7. положение

8. обладание

9. действие

10. страдание

Познание. главный метод - дедуктивный

1. Вероятное знание – достигается с помощью диалектики

2. Достоверное – силлогизмов, логики

3. Знание начал и принципов всех вещей – философия

У каждого человека есть душа, но она существует вместе с телом (производит ощущения и т.д.); для тела душа – форма и только она дает телу жизнь, они неотъемлемы друг от друга. Нет вечного существования души. Она едина, она причина, сущность и цель

Добродетели не являются чем-то изначально заложенным. Человек все формирует сам. Деятельность души

Душа имеет пласты: 1. Растительная часть. Присуща всем. То, что отличает живое от неживого

2. Часть, которая отличает животных от растений, «нервная система»:

· Питательная

· Ощущающая

· перемещающая

3.Мыслительная часть

Если и есть бессмертность души, то она свойственна только этой части

Этику и эстетику Аристотель основывает на категории «мера»

Аристотель не согласен с платоном в основных

Платон ушел от меры и сосредоточил все свое внимание на общем. Аристотель считает, что справедливость и есть мера (космическая и практическая). Цель гос-ва – благая жизнь граждан (соблюдение меры, справедливости), а не обогащение частных лиц. Предпоссылка теории классов. Человек, неимеющий собственности не заинтересован в благе гос-ва, семья – первооснова – отличие от платона. Человеку должно даваться не поровну, а в зависимости от затраченного.

От животного человека отличает общественная сущность.

Гос-во - мера между интересами общими и личными

Упадок пришел несразу.

Эллинизм – третий период (Александрия -> Рим).

1. Академия – последователи Платона (древняя и новая, которая постепенно срастается со скептицизмом)

2. Перипатетики (прогуливающиеся) – последователи Аристотеля

3. Эпикурейцы – последователи Демокрита. Эпикур – самостоятельный философ, изменивший атомизм:

· Хотя общее число атомов бесконечно, их виды многочисленны, но НЕбесконечны

· Атомы отличаются друг от друга величиной, формой и тяжестью. Это важно, т.к. это дает возможность судить о причине их движения

· Причина – тяжесть атомов. От тяжести они падают и приходят в движение (сталкиваются друг с другом)

У Эпикура знание видимых качеств не вполне случайны. Это связано с ансамблем атомов

Счастье. «проживи незаметно». Человек стремится к духовным наслаждениям (знания) и отношения людей (дружба)

Автаркия – невозмутимость духа.

Этика. Желания человека надо разделить: 1. Необходимые (естественные)

2. не необходимые, но естественные – изысканная пища, одежда. Такие желания удовлетворять можно и нужно, главное, не становиться их рабом

3. неестественные желания – стремления к роскоши, власти

В основе религии страх, а страх не может приводить к добру

Эпикур призывает не бояться смерти. НЕ верит в загробную жизнь. Не отрицает богов – они бестелесны и обитают в междумирье (миров бесконечное кол-во). Поэтому надо опираться не на богов, а на разум

 

Стоицизм – стоики – частично стояли на повторении идей героклита. Ранняя стоя – попытка объяснения мира. 3 части: физика, этика и логика. Поздняя стоя – (сенека, марк аврелий) – резкий уход от понимания человека как природного существа и законы природы они подменяют понятием фатума.

….

эклектизм

 


 

Семинар №4

Поздняя стоя, к которой принадлежал Сенека, выработала добродетели, к которой необходимо стремиться:

1. Благоразумие

2. Умеренность

3. Справедливость

4. Мужество

Основной посыл: человек должен вырабатывать равнодушие ко всему, что не входит в рамки этих добродетелей. Причина – попытка найти убежище