Древняя Индия

Ая школа. Конфуцианство

Учитель Кун (конфуцианство-легистов), в Европе более ивестен под именем Конфуций (551-479гг.)

Лунь Юй – книга, сборник идей и высказываний Конфуция.

Он говорил:

· Единый закон для всех без исключений (школа законников 4 в. до н.э. во время Конфуция незнаменита, но позже она прославилась благодаря идеям Шан-яна)

Фа-дзя

213 до н.э. – культурная революция в империи Цин, совпадающая с идеями законников.

Династию Цин сменяет династия Хань

Жу-дзя – конфуцианство

 

 

 

1) руководить народом с помощью добродетели – вводить порядок с помощью правил поведение.

2) Главный достоинство императора – великодушие (научить, обогатить народ)

3) Не вести войн необученным народом

4) Не делать того, чего не пожелаешь себе (поставить себя на место другого)

5) Концепция воли Неба: стремиться к тому, чтобы народ выполнил свой долг (почитать своих духов и души предков), но держался от них подальше (мудрость).

 

Всех людей можно разделить на:

· благородных мужей, которые всегда стремятся к знаниям, обладают Сяо (почитание предков), Ли (Этика) и Жень (великодушие)

· низких людей, которые думают только о себе, заботятся о насыщении своей утробы, не знают Великого неба и презирают всех

4 типа человека:

1) Обладающие знанием от рождения (император)

2) Обладающие знаниям благодаря знаниям (благородные мужи)

3) Обладающие знаниями вследствие необходимости

4) Те, которые не учатся даже в следствие необходимости (90%)

Познание мира: слушать многое, выбирать многое и следовать этому.

· Не ходите там, где смута

· учение об исправлении понятий

· путь золотой середины (учение о том, что чрезмерность так же плоха, как и отставание)

· Главное – интерес: понимание человека в обществе

5ая школа. Моизм- модзя

Учитель Мо (485-395)

Воля Неба: Большой не нападал на малого, люди взаимно любили друг друга

Любовь, желательная Небу, не к ближнему, а к дальнему

Знание должно иметь практическое значение

 

Культура Древней Индии невероятна. Были этапы в становлении государственности

1) Были харапы (2 тыс. до н.э.)

Вторая половина 2 тыс. до н.э. – пересенения народов (синтсу). Пластика и танцы

2) Ранне-классовые гос-ва Макгада, Маурье. С возвышением Маурье стали возникать первые философские школы.

Тексты Веды (ведомы, описание эпоса, песен, описание людей) – 3 тыс. до н.э.:

· Риг-Веда

· Само-Веда

· Яджур-Веда

· Адтхар-Веда

 

Школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря:

АСТИКИ НАСТИКИ

ортодоксальные, неортодоксальные,

не потому, что допускают не признают

наличие бога, а потому, авторитет вед

что признают авторитет вед

 

Школа астики:

· Веданта идеи

· Ниманса Вед

· 1) Брахманы возникли из уст Пуруши, цвет: белый

2) Кшатри из рук Пуруши, цвет: красный

3) Вайши из бедер Пуруши, цвет: жёлтый

4) Шудры из ног Пуруши, цвет: чёрный

· Нья-я

· Санк-хья

· Йога – учение о должном учении

Сансара – круг перевоплощения, колесо реанкарнации

Карма – воздаяние человеку за его деяния

Брахман – высшее начало

Атман - персонифицированные начало

Праны – способности тела и ума

Драхма – закон своей касты

 

Чар-Вака (Лака Яка)

Основной источник – народный здравый смысл

Отрицает улучшение кармы, перерождение. Только то, что можно ощупать СУЩЕСТВУЕТ

 

Джейнизм

Отвергается идея о создании мира бонами (они не игр. роли)

Греческая античная философия

сформировалась в VII—VI вв. до н. э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

Четыре основных этапа:

1. Первый этап (от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V—IV вв. до н.э.) - досократовский, а философы, работавшие в это время,— как досократики. На первом плане - природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования.

2. Второй этап — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э.— классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является вершиной развития греческой рабовладельческой демократии. Начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества.

3. С установлением гегемонии Македонии и с упадком (как экономическим, так и политическим) греческих городов связан третий этап в развитии античной философии (конец IV—II в. до н.э.) - эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ.

4. Начало четвертого, заключительного этапа в развитии античной философии (I в. до н. э.— V—VI вв. н. э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем, наследия греческой философской мысли, чем его продолжателем в собственном смысле слова. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.

В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли.

 

 

Пифагорейская школа (пифагорейский союз)

Пифагор 571-497 гг.

2 этапа школы:

I. Ранний этап (когда был пифагор и непосредственно его ученики)

Считали, что существует реинкарнация.

· Душа бессмертна (правильный образ жизни, образование)

· Познание понимание – буквально священнодействие. Связывали знания с нравственностью. Существовал целый ряд испытаний, прежде чем допустить к обучению в п.с.

· Ступени: 1. Акусматики 2. Математики

Жили общиной

Первыми утвердили название философии (любовь к мудрости). Об этом узнали от Платона. До этого их называли физиками (т.к. они пытались познать природу)

Их понимание мира: За основу мира берутся числа. Мир - гармония чисел (Каждому числу они придавали особое значение (особенно числу 10) и проч.). Есть мир (числа), а человек эти числа может постичь – они имеют онтологическую сущность

Законы музыкальной октавы открыли именно пифагорейцы

II. Поздний этап (Vв. н.э.): Филалай, Архид и Евдокс

Составили модель космоса. (ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА) В начале в центре была земля, затем они поместили туда огонь. Доказали, что орбиты круговые, радиусы этих орбит не могут быть произвольны (доказали на основе музыкальной гармонии).

(Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.

Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.)

Их союз погиб, т.к. они свои чистые основы хотели внедрить в обычную жизнь. Попытались повлиять на тирана дионисия, за что были разгромлены

Союз просуществовал около 2ух веков

Оставил очень глубокий след

Опередили своё время (дискретность, непрерывность)

 

Вершиной первого периода греческой философии считается Демокрит из Фрапии (460 – конец Vв. н. э.)

Говорил, что у него был учитель Левкип

Учение Демокрита/Демокрита-Левкипа/ Атомистов

«Большой мирострой» (Мегакосмос)

Первый последовательный материалист. Для него не существовало ничего

Только в мнении существует тёплое/холодное, сладкое/соленое. В действительности же лишь атомы и пустота

Делимость существует но она не беспредельная. А-томы (неделимые) составляют основу всего. Эти частицы и есть бытие. Они бесконечны по количеству и разнообразию (размеру/форме). Абсолютно непроницаемы, вечны (никто не создал) + они постоянно движутся («трясутся во всех направлениях) – имманентное свойство. Когда они сталкиваются, образуется предмет. Атомы чувствами непостижимы. Они располагаются в каком-то небытии, великой пустоте. Бесконечное число миров. Если много пустоты между атомами – вещи лёкие, если мало – тяжелые. Если атомы двигаются быстро – они более нагретые, медленно – холоднее. Позже 2,5 тыс лет это было применено в кинетической теории

В бесконечном пространстве атомы сталкиваются и образуют некий мир. Так образуется ядро (земля). Кол-во планет, расстояние между ними различно в разных мирах. В одном из миров может быть несколько лун, а в каком-то их вообще не будет. А гибель мира – это когда атомы распадаются. Каждый мир заключен в сферу.

У всего есть причина. – Детерминизм (причинная обусловленность всего сущего)

Следовательно все познаваемо

Найти хотя бы одну причину лучше, чем занять персидский престол

Считал, что в круге вечного обращения всего есть совпадения «и вот когда-то все повториться»

У человека есть тело. И душа, состоящая из атомов (крошечные, огненные) – похоже на нервную систему. Человек смертен полностью? После смерти какое-то время атомы сохраняют контуры его тела – этим он объясняет призраков

Существование богов он не отрицает. Боги громадные и прекрасные, но не интересуется человеческой жизнью, они не вечны, но живут долго

Все он пытается объяснить через материализм

Об обществе: Демокрит высоко ценил демократию.

Ничто не создается и не погибает в этом мире (переходит из одной вещи в другую)

Цель жизни по Демокриту, достичь счастья, а именно невозмутимого духа

Последователи – учёные-естествоиспытатели, в т.ч. Ломоносов