Специфика научного познания

Наука – это форма социально-организованной познавательной деятельности, в которой осуществляется рационально-понятийное освоение действительности, фиксируемое в системе объективно истинного нового знания.

Естествознание – это совокупность наук о природе как единой целостности.

Понятие естествознания и науки

Тема 1. Естествознание как феномен культуры

Минск

Доброродний Даниил Григорьевич

Конспект лекций

по дисциплине

«Основы современного естествознания»

 

Преподаватель:

 

Напечатал:

Халимончик Виктор Владимирович

 

 

 

 

Естествознание изучает природные объекты и происходящие в них процессы. В последующем в качестве объекта выступают сложные системы, включающие человека и продукты его деятельности.

 

 

Наука более широкое понятие, чем естествознание.

 

Структура науки:

Ø Естествознание;

Ø Социальные науки;

Ø Гуманитарные науки;

Ø Математика и логика.

 

P. S. (Далее: естествознание = наука).

 

Экспериментальное естествознание появилось в 17 веке благодаря И.Ньютону и Г.Галилею.

20 век – век социологии, а 21 век – век психологии.

 

 

Три аспекта науки:

· Наука как особый вид деятельности;

· Наука как система знаний;

· Наука как социальный институт.

 

Структура любой деятельности:

Субъект;

Объект;

Средства;

Методы;

Результат деятельности.

 

Специфика субъекта научной деятельности:

ü Он специально обучен;

ü Может выступать коллектив, сообщество (лаборатория, исследовательский институт, центр).

 

Специфика методов научной деятельности:

Ø Много специфических методов: общенаучные, междисциплинарные и т. д.

Специфика средств научной деятельности:

· Язык науки;

· Требуют затраты больших средств.

Специфика объекта научной деятельности:

Он должен иметь объективный характер;

Он должен существовать независимо от нашего сознания;

Он должен подчиняться объективным закономерностям.

 

Специфика результата научной деятельности:

ü Им является научное знание:

§ Объективность;

§ Обоснованность;

§ Воспроизводимость;

§ Системность;

ü Важно эмпирическое обоснование;

ü Важна рационально-логическая аргументация.

 

Наука как социальный институт – это совокупность научных организаций и учреждений, объединенных определенными нормами научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с обществом.

 

Развитие социальной науки:

17 век Деятельность отдельных лиц-энтузиастов. Форма организации – «невидимый колледж». И. Ньютон, Г. Галилей и др.
19 век Наука интегрируется в систему образования. Появляется профессия ученого. Появляется дисциплинарная организация науки, по которым начали обучать ученых.
20 век Наука интегрируется с промышленностью. Появляется феномен «Большой науки». Крупное финансирование, образование больших комплексов.

 

Формальная научная коммуникация:

Ø Издание трудов (в 17-18 веках);

Ø Публикация статей (в наши дни);

Ø Конференции;

Ø Симпозиумы;

Ø Форумы и т. д.

 

Основные социальные функции науки:

ü Культурно-мировоззренческая;

ü Индустриально-производственная. Наука – это производительная сила;

ü Функция социального управления и организации.