Специфика научного познания
Наука – это форма социально-организованной познавательной деятельности, в которой осуществляется рационально-понятийное освоение действительности, фиксируемое в системе объективно истинного нового знания.
Естествознание – это совокупность наук о природе как единой целостности.
Понятие естествознания и науки
Тема 1. Естествознание как феномен культуры
Минск
Доброродний Даниил Григорьевич
Конспект лекций
по дисциплине
«Основы современного естествознания»
Преподаватель:
Напечатал:
Халимончик Виктор Владимирович
Естествознание изучает природные объекты и происходящие в них процессы. В последующем в качестве объекта выступают сложные системы, включающие человека и продукты его деятельности.
Наука более широкое понятие, чем естествознание.
Структура науки:
Ø Естествознание;
Ø Социальные науки;
Ø Гуманитарные науки;
Ø Математика и логика.
P. S. (Далее: естествознание = наука).
Экспериментальное естествознание появилось в 17 веке благодаря И.Ньютону и Г.Галилею.
20 век – век социологии, а 21 век – век психологии.
Три аспекта науки:
· Наука как особый вид деятельности;
· Наука как система знаний;
· Наука как социальный институт.
Структура любой деятельности:
Субъект;
Объект;
Средства;
Методы;
Результат деятельности.
Специфика субъекта научной деятельности:
ü Он специально обучен;
ü Может выступать коллектив, сообщество (лаборатория, исследовательский институт, центр).
Специфика методов научной деятельности:
Ø Много специфических методов: общенаучные, междисциплинарные и т. д.
Специфика средств научной деятельности:
· Язык науки;
· Требуют затраты больших средств.
Специфика объекта научной деятельности:
Он должен иметь объективный характер;
Он должен существовать независимо от нашего сознания;
Он должен подчиняться объективным закономерностям.
Специфика результата научной деятельности:
ü Им является научное знание:
§ Объективность;
§ Обоснованность;
§ Воспроизводимость;
§ Системность;
ü Важно эмпирическое обоснование;
ü Важна рационально-логическая аргументация.
Наука как социальный институт – это совокупность научных организаций и учреждений, объединенных определенными нормами научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с обществом.
Развитие социальной науки:
17 век | Деятельность отдельных лиц-энтузиастов. Форма организации – «невидимый колледж». И. Ньютон, Г. Галилей и др. |
19 век | Наука интегрируется в систему образования. Появляется профессия ученого. Появляется дисциплинарная организация науки, по которым начали обучать ученых. |
20 век | Наука интегрируется с промышленностью. Появляется феномен «Большой науки». Крупное финансирование, образование больших комплексов. |
Формальная научная коммуникация:
Ø Издание трудов (в 17-18 веках);
Ø Публикация статей (в наши дни);
Ø Конференции;
Ø Симпозиумы;
Ø Форумы и т. д.
Основные социальные функции науки:
ü Культурно-мировоззренческая;
ü Индустриально-производственная. Наука – это производительная сила;
ü Функция социального управления и организации.