Деятельность Правительства в сфере экономики заключается в

1)регулировании экономических процессов; обеспечении единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозировании социально-экономического развития страны, разработке и осуществлении программы развития приоритетных отраслей экономики; выработке государственной структурной и инвестиционной политики и принятии мер по ее реализации, осуществлении управления федеральной собственностью;

2)разработке и реализации государственной политики в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществлении общего руководства таможенным делом; принятии мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формировании мобилизационного плана экономики России, обеспечении функционирования оборонного производства.

К основным полномочиям Правительства в сфере бюджета и финансов относятся:

1) обеспечение проведения в России единой финансовой, кредитной иденежной политики; разработка и предоставление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

2) разработка и реализация налоговой политики; обеспечение совершенствования бюджетной системы; принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг; управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

3) осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

4) руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.

Компетенция Правительства РФ в социальной сфере заключается в

1) обеспечении проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения;

2) принятии мер про реализации трудовых прав граждан;

3) разработке программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечении реализации этих программ;

4) обеспечении проведения единой государственной миграционной политики;

5) принятии мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; содействии решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принятии мер по реализации молодежной политики; взаимодействии с общественными объединениями и религиозными организациями;

6) разработке и осуществлении мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования

Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

К компетенции Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды относятся следующие вопросы:

1) обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

2) организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; координация деятельности по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.

К компетенции Правительства относится также ряд вопросов, связанных с обеспечением законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

1)Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства;

2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

3) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обороны и государственной безопасности

1) Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности страны;

2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и военных формирований Российской Федерации;

3) обеспечивает выполнение государственных целевых программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

4) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; 5) принимает меры по охране Государственной границы;

6) руководит гражданской обороной.

К компетенции Правительства относится и сфера внешней политики и международных отношений.

1) В рамках реализации своих полномочий в этой сфере Правительство осуществляем меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками этих договоров их обязательств;

2) отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Говоря о компетенции Правительства Российской Федерации нельзя обойти вниманием принадлежащее ему право законодательной инициативы.

Это право Правительство реализует путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Формы участия Правительства в законодательной деятельности, а также порядок подготовки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. Правительство обладает правом направлять в Совет Федерации и Государственную Думу свои официальные отзывы на рассматриваемые платами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним. Официальные отзывы Правительства полежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в соответствующих органах Государственной Думы и на заседаниях Совета Федерации.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства на рассматриваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются им письмами Правительства.

Члены Правительства обладают правом присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначают официального представителя Правительства. В целях защиты позиций Правительства по заключениям, предлагаемым им поправкам к официальным отзывам, поручением Председателя Правительства или его заместителя может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении соответствующих законопроектов и должны быть выслушаны.

Правительство РФ также осуществляет руководство работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Помимо перечисленных выше функций Правительство Российской Федерации может создавать для осуществления своих полномочий свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

В рамках своих полномочий Правительство Российской Федерации координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это необходимо для обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере

исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов, также деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Важной ролью Правительства РФ является обеспечение соблюдения федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и помощь их взаимодействию.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Для разрешения таких споров создаются специальные согласительные комиссии, состоящие из представителей заинтересованных сторон.

Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушают права и свободы человека и гражданина, Правительство обращается к Президенту РФ с предложением о приостановлении действия таких актов.

Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

 

 

20. Органы судебной власти РФ. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Высшие федеральные суда РФ(Конституционный суд РФ, верховный суд РФ, высший арбитражный суд РФ)

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти – наряду с законодательной и исполнительной. Судебная власть может быть определена как единство шести составляющих:

– это система судов, которые в лице своих судей осуществляют судебную власть;

– это совокупность властных полномочий по осуществлению правосудия, которыми наделены суды;

– это особо развитая в плане юридической технологии и особо обязательная в части ее исполнения процессуальная форма, «надлежащая правовая процедура», посредством которой суды реализуют свои юрисдикционные полномочия;

– это деятельность, опирающаяся на авторитет Конституции, закона и силу государственного принуждения и обеспечивающая соблюдение Конституции и закона при верховенстве Конституции;

– это деятельность, которая финансируется напрямую из общегосударственного бюджета (ст. 124 Конституции РФ 1993 г.);

– наконец, к еще одной характеристике судебный власти можно отнести самостоятельность органов судебной власти по отношению к органам законодательной и исполнительной властей (ст. 10 Конституции РФ 1993 г.).

Понятие «судебная власть» в широком охвате его определений дано в гл. 7 Конституции РФ 12 декабря 1993 г., которая называется «судебная власть» и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2001г.).

Во-первых, в Конституции РФ указываются субъекты осуществления судебной власти, сказано, что судебная власть (правосудие) осуществляется только судом; перечисляются виды высших судов в РФ (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд); характеризуются порядки замещения должностей судей высших судов, основные функции судов, их «специализация» в сфере осуществления правосудия. Особенно обстоятельно определяется в Конституции статус, компетенция Конституционного Суда РФ (ст.ст. 118, 125-128 Конституции 1993 г.). Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается (п. 3 ст. 118 Конституции РФ).

В ФКЗ «О судебной системе РФ сказано также, что суды осуществляют судебную власть «в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия» (п.1 ст. ФКЗ).

В Конституции РФ закреплены важнейшие принципы и гарантии статуса судей:

– судьями в РФ могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 119 Конституции 1993 г.);

– судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ);

– судьи в РФ несменяемы (ст. 121 Конституции РФ);

– судьи неприкосновенны, судья в РФ «не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом» (ст. 122 Конституции РФ 1993 г.).

В ходе осуществления в РФ конституционные принципы и гарантии статуса судей в РФ получили новое развитие в конституционном и ином законодательстве. Так, с 15 декабря 2001г., в связи с изменениями и дополнениями в ФКЗ «О статусе судей в РФ» (от 31 декабря 1996г.) и ФЗ «О статусе судей» (от 26 июня 1992г.), конституционное требование минимального возраста для ординарных (не занимающих руководящие должности в суде) судей (25 лет) распространено на новый для российских традиций вид судов – конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Вместе с тем, текущее законодательство закрепляет более высокие возрастные цензы для судей высших судов: 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет – для судьи Конституционного Суда РФ; 35 лет и стаж работы по профессии не менее 10 лет – для судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; 30 лет и стаж работы по профессии не менее 7 лет – для судей верховных судов республик; краевых, областных судов; судов автономной области, автономных округов, городов федерального значения (п.1 ст.4 Закона «О статусе Судей в РФ» с изменениями и дополнениями 15 декабря 2001г.)

В связи с судебной реформой декабря 2001г. созданы новые гарантии такого ведущего конституционного принципа как независимость судей: по отношению не только к законодательной и исполнительной ветвям власти, но и собственно в судебной системе – со стороны должностных лиц судов. Так, согласно изменениями и дополнениям в ФКЗ «О судебной системе» (от 15 декабря 2001г.), ограничены сроки пребывания на руководящих постах во всех видах и звеньях судов. Председатели и заместители председателей всех видов судов (за исключение мировых и конституционных, уставных судов субъектов РФ) назначаются на должность сроком на 6 лет; одно и тоже лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) неоднократно, но не более двух раз подряд (п.3 ст.13 ФКЗ). Это ослабляет позиции председателя (заместителя председателя) суда в составе судейской коллегии. В плане судебной реформы, предусмотренной законодательством декабря 2001г., новое развитие получает и закрепленный в Конституции РФ принцип несменяемости судей. Он индетифицируется не с принципом пожизненности занятие судейской должности, а увязывается с соблюдением требований максимального возраста. Согласно ФКЗ «О судебной системе РФ» и «О статусе судей» (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2001г.) установлен предельный возраст пребывания в должности судей всех видов судов – 65 лет (но для судей Конституционного Суда РФ – 70 лет). Вместе с тем, в законодательстве предусмотрены некоторые ограничения этого принципа: в первый раз судья федерального суда (за исключением высших судов) «назначается на должность сроком на три года, по истечению которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения предельного возраста; срок полномочий мирового судьи (низовое звено общей судебной системы в РФ) – не может превышать пять лет, но без ограничения в кратности избрания; сроки полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются субъектами РФ (пп.2-4 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).

Во-вторых, продолжая характеристику конституционных основ судебной власти, отметим, что наряду с определением субъектов судебной власти, в Конституции РФ 12 декабря 1993г. указывается также основное функциональное содержание судебной власти. Сравнительный анализ п. 1. ст. 118 Конституции РФ и п. 1. ст. 1 ФКЗ «О судебной системе» показывает, что судебная власть, осуществляемая судами РФ, и идентифицируется прежде всего с отправлением правосудия.

Так, профессор А.С. Кобликов некоторые иные считают, что: «Помимо осуществления правосудия, судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий. В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания предварительного следствия, санкционирование проведение действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики, участие в формировании судейского корпуса и др.» Однако есть веские основания и для иной точки зрения: что все формы юрисдикционной деятельности, осуществляемые всеми видами судов – это разновидности правосудия, которое не исчерпывается только классическими формами.

В-третьих, в Конституции РФ указываются виды процессуальных форм деятельности судов по реализации функций судебной власти. Согласно п. 2 ст. 118 Конституции РФ: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Обратим внимание, что в ст. 118 Конституции не названо судопроизводство, осуществляемое арбитражными судами. Вместе с тем, в ст. 127 Конституции, посвященной Высшему Арбитражному Суду РФ, сказано, что этот суд, а также иные арбитражные суды РФ осуществляют свою деятельность «в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах». Эта процессуальная форма достаточно развита в РФ (хотя и не вполне совершенна), регулируется в специальном правовом источнике - Арбитражном процессуальном кодексе РФ (от 5 мая 1995 г.). Поэтому многие специалисты справедливо считают, что есть основания для выделения и такого вида судопроизводства, как арбитражное

В Конституции РФ называются не только виды, но и принципы судопроизводства в РФ. Общими для всех видов судопроизводств принципами в РФ являются следующие:

– «разбирательство дел во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (п. 1 ст. 123 Конституции 1993 г.);

– «заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом» (п. 2 ст. 123 Конституции РФ);

– судопроизводство в РФ «осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» (п. 3 ст. 123 Конституции);

– в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство в РФ осуществляется с участием присяжных заседателей (п. 4 ст. 123 Конституции РФ 1993 г.), др. Их статус регулируется федеральными законами: «О народных заседателях судов общей юрисдикции в РФ» (от 2 января 2000г.); «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» (от 30 мая 2001г.).

 

Конституционный Суд РФ.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.( Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок назначения на эту должность — 12 лет (назначение на второй срок не допускается). По достижении 70 лет конституционный судья уходит в отставку. Предложения по кандидатурам могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами н федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, если его кандидатура получила большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит назначенное на должность судьи лицо к присяге, текст которой установлен законом. Конституционный Суд РФ имеет две палаты по 9 и 10 судей, которые равноправны и решения которых имеют такую же юридичес­кую силу, как и решения Суда в целом. Для рассмотрения особо важных дел проходят пленарные заседания, в которых участвуют все судьи и которые вправе рассматривать любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Председатель Суда, его заместитель и судья-секретарь избираются на пленарном заседании Суда большинством голосов от общего числа судей сроком на три года и могут переизбираться еще на один срок. В основе деятельности Конституционного Суда РФ лежат такие принципы, как независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.)

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:а)

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.( ст. 125 Конституции РФ) Конституционный Суд РФ не рассматривает, во-первых, ненормативные (индивидуальные) акты указанных органов, а во-вторых, правовые акты, включая нормативные, всех других государственных органов, поскольку это входит в компетенцию общих судов; и в-третьих, как уже отмечалось, он не занимается проверкой правоприменительной практики, во многом совпадающей с судебной.

 

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.( Это имеет место тогда, когда в Конституционный Суд обращаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. В данном случае речь идет о прямом толковании Конституции РФ, которое может и не быть связано с проверкой кон­ституционности закона или спора о компетенции. Оно призвано ответить на вопрос: как следует понимать то или иное положение Консти­туции РФ, что особенно важно и необходимо в условиях принципиальной новизны содержания этой Конституции и ее «жесткости». Толко­вание Конституционного Суда РФ является официальным и обязательным для всех.)

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

(статья 125 Конституции Российской Федерации)