Вопрос Понятие государства: признаки, функции, формы.

Формы межрегиональных экономических связей

Сущность и виды межрегиональных связей

Межрегиональное экономическое взаимодействие

Функционирование и развитие регионального комплекса происходит не обособлено, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими регионами и внешним миром. Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно экономическими (торговыми). Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями.

Межрегиональные связи представлены на уровнях:

• отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;

• производственных комплексов, отраслей, муниципальных территориальных образований (городов, районов);

• регионов.

Основными формами межрегиональных экономических связей в условиях рынка являются материальный товарообмен результатами труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой региональной налоговой, демографической политики, политики ценообразования.

Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, осуществляется функционирование национальной и мировой экономики. Ослабление межрегиональных экономических связей не позволяет использовать преимущества взаимного дополнения региональной экономики и создает угрозу экономической целостности государства.

 

Государство возникло на определенной ступени развития общества. В своем становлении и развития прошло долгий и сложный путь. Проявились признаки, которые способствовали к становлению государства. НА первых стадиях развития общества,, государство выступает как неразвитое политическое образование. Для него характерно то, что власть опирается прежде всего на принуждение. В условии демократии государство получает развитие в соответствии с требованиями цивилизации. Оно становится целостной организацией власти, которая обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов. Государство реализует свое главное предназначение – народовластие, экономическую свободу автономной личности. В политико-юридической литературе существует множество понятий государство. Но наиболее распространенным является следующее.Государство –политико –территориальное организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающее специальным аппаратом управления и принуждения защиты прав и свобод граждан и способное создавать нормы права.

Его характеризуют следующие признаки, отличающие его как от государственных так и негосударственных организаций: 1) наличие публичной власти, то есть государственная власть выделена из общества и не совпадает с населением страны. Государство обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия ибо публичная власть это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения. 2)система налогов, податей, займов, которые выступают основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенных политических. 3)территориальное деление населения . Государство обьединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. 4) правовое государство не может существовать без права, так как право юридически оформляет ее законной и определяет юридические рамки и формы осуществляющие функции государства. 5) монополия на право творчества. Только государству принадлежит право издавать законы и подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычая, трансформирует их в юридические правила поведения. 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения. У государства есть возможность лишить граждан высших ценностей каковыми являются жизнь и свобода. 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории ( подданство, гражданство). 8. Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики. ( государственная собственность, бюджет, валюта) 9. Суверенитет, то есть, независимость при проведении внутренней и внешней политики(присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). 10) наличие государственных символов (герб, флаг, гимн). Призваны обозначить носителей государственной власти, принадлежность чего либо к государству. 11) основные функции государства – это основные направления его деятельности, которые реализуются в социальном назначении государства. Основное формы государства принято делить на внутренние и внешние. Внутренние функции осуществляются внутри страны, тогда как внешние определяются основными направлениями деятельности государства во взаимоотношении с другими государствами. В числе внутренних функций государства можно выделить 5 функций : экономическая, политическая, идеологическая, социальная, функция охраны прав и свобод граждан. Экономические функции государства выражаются в его активном регулировании и развитии экономических отношений в обществе. Кроме того это закрепление и охрана частной и иных форм собственности на орудие и средства производства на произведенные нематериальные и духовные блага, планирование и управление производства материальных благ, установление налогов, таможенных пошлин . Политическая форма государства сводится к обеспечению государственной и общественной безопасности страны, ведению активной борьбы с терроризмом, коррупцией, хищениями, и иными преступлениями, подавлению попыток отдельных слоев общностей свергнуть существующее государство вооруженным или иным путем. Установление порядка в пределах деятельности политических партий и общественных организаций местного самоуправления.

Идеологическая форма государства –понимается как его деятельность по политическому и правовому воспитанию населения. Государство ведет активную борьбу с враждебными ему идеологиями.

Социальная форма государства состоит прежде всего в материальной поддержке всех граждан, не имеющих средств к существованию. Предоставление бесплатного образования, медицинского обслуживания, выплаты пособий по безработице, песни по старости, инвалидности, в случае потери кормильца. Важной чертой социальной формы государства является его деятельность по охране труда, обеспечению экологической безопасности населения.

Охрана прав и свобод граждан в числе основных мер по охране прав и свобод граждан можно назвать осуществляемый государством контроль за соответствием законов, иных норм- правовых актов конституции Российской Федерации. Активная борьба с преступностью, обеспечение безопасности населения, создание демократического порядка, рассмотрение жалоб и заявлений граждан и другие меры. К внешним функциям относят следующие факторы: поддержание мира и мирного сосуществования, обеспечение делового партнерства, защита государственного строя от вооруженных посягательств извне со стороны других государств. Современная политика России выдвигает и осуществляет следующие внешние функции: интеграция России в мировую экономику, поддержание мирового порядка, формирования внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных активов. Функция совместного решения с другими государствами глобальных энергетических, демографических и иных проблем современности.

 

Форма государства

Форма государства - это совокупность его внешних признаков. Они указывают на то, как организована власть в государстве и какими методами она осуществляется.

Она характеризует 3 элемента:

-форма правление

-форма государственного устройства

-политический режим

 

Форма правления- организация высших органов власти в государстве.

Все государства по этому признаку делятся на монархии и республики

Монархия- форма правления, когда верховная власть в государстве полностью или частично находится в руках монарха, т.е. лица, которое занимает престол по наследству или путем выборов.

Монархии:

- абсолютная

-ограниченная

- дуалистическая

Абсолютная монархия- государство , в котором власть монарха не ограничивается никакими другими органами государства. Была наиболее распространенной формой феодального государства, но сохранилось и в наше время (Саудовская Аравия)

Ограниченная монархия (Англия,Швеция) – полномочия монархов ограничиваются каким-либо другим органом государства ( парламент, правительство)

Дуалистическая монархия (Германия конец 19- начало 20в ). Действуют 2 независимые власти : исполнительная и законодательная. Исполнительная власть - за монархом. Он обладает правом формировать правительство и иные органы исполнительной власти, может налагать вето на законы и распускать его. Законодательная власть – у парламента, состоит из выбранных народом представителей и выражает интересы буржуазии и других слоев населения. В современном мире встречаются редко: Марокко, Иордания.

Республика- форма правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок.

Республики:

-президентская

-парламентская

Президентская республика- во главе государства находится президент, избираемый всенародно, обладает широкими полномочиями. Он глава государства ( США, Мексика, Бразилия)

Парламентская республика – глава государства- выборное должностное лицо, имеющее очень незначительные полномочия. Его роль в формировании правительства. Правительство несет ответственность перед парламентом, который может распустить правительство. (Австралия, Италия, Германия)

 

Существует смешанная республиканская форма правления. В ней присутствуют элементы парламентской и президентской республик (Франция, РФ)

 

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – это его национально – территориальная организация или соотношение между государством в целом и его территориальными единицами.

Все государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное – простое единое государство. Оно делится на административно – территориальные единицы, которые могут называться по-разному (область, округ). Существует 1 парламент, 1 правительство, 1 президент. Это мононациональное государство ( Италия, Франция, Япония, Болгария)

Федеративное – сложное союзное государство. Возникает в результате объединения ряда государств, после объединения эти государства становятся членами, субъектами федерации. Могут называться по-разному (штаты, земли) ,иметь собственное административно-территориальное деление. Существуют 2 системы органов власти: на фед. уровне –президент, парламент, правительство, тоже и на уровне субъектов. В мире существует более 20 федераций. Отношения между федерацией и субъектами не всегда отлажены (США, РФ, Бразилия, Германия, Индия)

 

Кроме федераций существуют конфедерация- союз государств, которые сохраняя свой суверенитет, независимость объединяются для достижения каких –либо целей. Нет единой территории, гражданства.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза. В предметы ведения федерации входит круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникации, разрешение споров между членами конфедерации.

В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, предусмотренных законом о создании ( нет судебных органов, ограничен круг органов исполнительной власти). Постоянно действующие органы лишены властных полномочий.

Примеры (Швейцария до 1848г, ЕС,СНГ и др)

Политический режим

Политический режим определяет методы, способы, приемы, с помощью которых осуществляется государственная власть.

(Демократический

в государстве граждане пользуются общепризнанными правами и свободами, а государство их не только признает, но и защищает. В таком государстве конституционна закреплено идеологическое и политическое многообразие (ст 13). Разрешена деятельность оппозиционных политических партий, т.е. тех, которые не одобряют деятельность правительства, властей, всячески стремятся изменить политику правительства, но законными средствами, путем участия в выборах депутатов в высшие и местные органы власти. Победившие на демократических выборах политические партии имеют право формировать правительство и тем самым проводить свою политику. (США, Великобритания - 2 партии)

Демократия ,как политический режим, характеризуется таким взаимоотношением государства с населением, при котором населению предоставляется право:

- избирать представительные органы власти парламент РФ, органы местного самоуправления и президента страны;

-участвовать в референдумах (население участвует в законотворческом процессе и само в ходе тайного голосования решает вопрос о принятии закона. Закон считается принятым, если за него проголосуют большинство взрослого населения страны, принявшего участие в референдуме);

-выражать свою политическую волю, свободу слова путём беспрепятственного участия в митингах, шествиях, демонстрациях;

-вступить в разного рода общественные объединения и политические партии;

-защищать предоставленные конституцией и законами права от любых посягательств, в том числе и незаконных решений органов государства, должностных лиц путем обращения в судебные или иные компетентные органы

Антидемократический режим

Органы государства не соблюдают демократические принципы и нормы, постоянно или часто нарушая их. Не соблюдаются, грубо нарушаются права и свободы граждан, подавляется оппозиция, иногда устраняются такие институты власти как парламент.

Выделяют фашистский и тоталитарный.

Фашистский (авторитарный) характеризуется тем, что подавляется всякая оппозиция. население отстраняется от процесса формирования законодательных, представительных органов либо принимают в этом формальное участие, не имея возможности выбора кандидатур, предлагаемых органами государства (фашистская Германия , Италия 33-55, Ирак)

Тоталитарный определяется как правление одной партии жестким подавлением прав и свобод, а нередко их массовым нарушением, отсутствием возможности избирать альтернативных депутатов на выборах (СССР при Сталине).