Барьеры входа на региональный рынок и выхода с него

Институциональная структура регионального рынка

Развитие конкурентной среды региональных рынков во многом зависит от институциональной структуры экономики региона.

Институциональная структура регионального рынка представляет собой совокупность субъектов (предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности), функционирующих на отдельно взятом региональном рынке.

Институциональная структура представляется различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.

Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Под барьерами выхода с регионального рынка понимаются факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным хозяйствующим субъектом деятельности на рынке без значительных экономических потерь. Эти барьеры связаны с особенностями различных видов производства: ликвидность производственных фондов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность технологических процессов и др.

Все барьеры делятся на две группы: экзогенного и эндогенного характера [56, с. 131].

Барьеры экзогенного характера, т.е. обусловленные особенностями рынка, включают следующие:

• ограниченная емкость регионального рынка;

• высокие капитальные затраты;

• неравенство стартовых условий на рынке;

• ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;

• технологическое превосходство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;

• эффект масштаба производства;

• вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;

• административные ограничения (лицензирование, квотирование, условия регистрации предприятий и т.п.);

• экономические и организационные ограничения (инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая, таможенная политика).

К барьерам эндогенного характера, т.е. обусловленным деятельностью действующих на рынке фирм, относятся:

• экономические меры, например изменения цен;

• наличие резервных производственных мощностей у уже действующих на рынке компаний;

• затраты на продвижение продукции на рынок;

• лицензии, патенты, авторские права;

• контроль над стратегическими ресурсами (источники сырья, специалисты, специфические навыки производства и др.).

Сущность и классификация рыночной инфраструктуры

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.

Рыночная инфраструктура региона – это сложная организационно-экономическая система, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона [56, с. 171].

Рыночная инфраструктура является одной из подсистем региональной экономики, которая призвана обеспечить необходимые условия формирования развитых рыночных отношений. Рыночная инфраструктура региона может быть классифицирована по ряду признаков.

По функциональному признаку выделяются:

• торгово-посредническая инфраструктура;

• финансово-кредитная инфраструктура;

• экономико-информационная инфраструктура;

• экономико-правовая инфраструктура;

• внешнеэкономическая инфраструктура.

По признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть:

• общерыночная, универсального характера;

• обслуживающая несколько различных рынков;

• обслуживающая отдельные рынки.

По пространственному признаку рыночная инфраструктура может быть:

• международная;

• национальная;

• межрегиональная;

• региональная;

• городская и районная.

По формам собственности выделяется инфраструктура:

• частной, кооперативной, государственной форм собственности;

• находящаяся в собственности общественных организаций;

• принадлежащая иностранным собственникам;

• смешанной формы собственности.