Структура анализа

Цель и задачи анализа социально-экономического развития региона

Анализ социально-экономического развития региона

Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры

Он представляет собой систему материально-технических объектов, определяющих функционирование региональных рынков. Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает складские помещения, хранилища, торговые площади и оборудование, специализированный транспорт, тарно-контейнерное хозяйство, погрузочно-разгрузочные средства и механизмы, здания и оборудование бирж, финансово-кредитных учреждений, средства обработки коммерческой информации, телекоммуникационные сети, здания и оборудование таможенных организаций, портовые терминалы и другие материально-технические объекты и средства, обеспечивающие функционирование рыночной инфраструктуры.

В зависимости от выполняемых функций выделяют торгово-посреднические организации и организации информационного сопровождения региональных рынков. В группу торгово-посреднических организаций региона входят: ассоциации оптовой торговли, оптово-розничные предприятия, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации, биржи, брокерские фирмы и конторы и др.

Информационная инфраструктура региональных рынков включает: региональные маркетинговые центры, рекламные агентства, оптовые ярмарки и выставки, средства связи, консультационные фирмы и др.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.

Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач:

• оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;

• выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;

• изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков;

• оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;

• раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе;

• оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;

• оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка;

• анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

• выявление экспортных резервов производства;

• оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона;

• оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона (включая его города и района), а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.