Оценка конкурентной среды региональных рынков
Определение и типизация конкурентной среды региональных рынков
Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков
Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.
Конкурентная среда регионального рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка [56, с. 115].
Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:
• регионально-монополистическая;
• регионально-олигополистическая;
• деконцентрированная структура регионального рынка.
В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:
• монополия иностранной фирмы;
• доминирование иностранных фирм;
• олигополии иностранных фирм;
• конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;
• конкурирующие иностранные фирмы при отсутствии отечественных производителей.
Для оценки конкурентной среды региональных рынков используются такие критерии, как число продавцов, препятствия входу на рынок новых фирм, чувствительность к изменению цен и дифференциации предлагаемых товаров, поведение субъектов на рынке, условия продвижения товаров на рынке, возможности введения на рынок новых товаров и т. п.
Основными показателями оценки конкурентной среды регионального рынка являются [56, с. 128] следующие.
Индекс концентрации рынка (CR), определяемый как доля от общего объема продаж товаров (или от общего объема мощностей, численности занятых, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм. Для каждого отдельного рынка значение этого показателя будет разным. Для потребительских товаров рекомендуемым считается показатель не более 45 %. Для рынка средств производства он может составлять до 70 %.
Индекс Лернера (L)ориентирован на измерение и описание результата функционирования рынка и поведения фирм и рассчитывается по формуле;
где P – цена;
C – предельные издержки.
Данный индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в, условиях монополии.
Индекс Герфинделя-Гиршмана, определяемый по формуле:
где N – число фирм;
D – доля рынка i-й фирмы.
Максимальное значение индекса достигается при монополии и равно единице.