Оценка конкурентной среды региональных рынков

Определение и типизация конкурентной среды региональных рынков

Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков

Конкурентная среда региональных рынков представляет собой совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями в регионе.

Конкурентная среда регионального рынка определяется типом конкуренции и институциональной структурой рынка, развитием различных организационно-правовых форм и форм собственности субъектов рынка [56, с. 115].

Для современных региональных рынков России характерны следующие типы структур:

• регионально-монополистическая;

• регионально-олигополистическая;

• деконцентрированная структура регионального рынка.

В зависимости от соотношения на региональном рынке иностранных и отечественных предприятий конкурентная структура рынка может быть охарактеризована как:

• монополия иностранной фирмы;

• доминирование иностранных фирм;

• олигополии иностранных фирм;

• конкурирующие иностранные фирмы при наличии отечественных производителей;

• конкурирующие иностранные фирмы при отсутствии отечественных производителей.

Для оценки конкурентной среды региональных рынков используются такие критерии, как число продавцов, препятствия входу на рынок новых фирм, чувствительность к изменению цен и дифференциации предлагаемых товаров, поведение субъектов на рынке, условия продвижения товаров на рынке, возможности введения на рынок новых товаров и т. п.

Основными показателями оценки конкурентной среды регионального рынка являются [56, с. 128] следующие.

Индекс концентрации рынка (CR), определяемый как доля от общего объема продаж товаров (или от общего объема мощностей, численности занятых, физического объема выпуска продукции), приходящаяся на несколько крупных фирм, ранжированных в соответствии с их долей рынка. Он может рассчитываться для любого числа фирм. Для каждого отдельного рынка значение этого показателя будет разным. Для потребительских товаров рекомендуемым считается показатель не более 45 %. Для рынка средств производства он может составлять до 70 %.

Индекс Лернера (L)ориентирован на измерение и описание результата функционирования рынка и поведения фирм и рассчитывается по формуле;

где P – цена;

C – предельные издержки.

Данный индекс отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в, условиях монополии.

Индекс Герфинделя-Гиршмана, определяемый по формуле:

где N – число фирм;

D – доля рынка i-й фирмы.

Максимальное значение индекса достигается при монополии и равно единице.