Регистрационное кодирование
Классификационное кодирование
Классификационное кодирование применяется после проведения классификации объектов . Различают последовательное и параллельное кодирование .
Последовательное кодирование используется для иерархической классификационной структуры. Суть метода заключается в следующем: сначала записывается код старшей группировки 1-го уровня, затем код группировки 2-го уровня, затем код группировки 3-го уровня и т.д. В результате получается кодовая комбинация, каждый разряд которой содержит информацию о специфике выделенной группы на каждом уровне иерархической структуры. Последовательная система кодирования обладает теми же достоинствами и недостатками, что и иерархическая система классификации.
Параллельное кодирование используется для фасетной системы классификации. Суть метода заключается в следующем: все фасеты кодируются независимо друг от друга; для значений каждого фасета выделяется определенное количество разрядов кода . Параллельная система кодирования обладает теми же достоинствами и недостатками, что и фасетная система классификации.
Регистрационное кодирование используется для однозначной идентификации объектов и не требует предварительной классификации объектов . Различают порядковую и серийно-порядковую систему .
Порядковая система кодирования предполагает последовательную нумерацию объектов числами натурального ряда. Этот порядок может быть случайным или определяться после предварительного упорядочения объектов , например по алфавиту. Этот метод применяется в том случае, когда количество объектов невелико, например кодирование названий факультетов университета, кодирование студентов в учебной группе.
Серийно-порядковая система кодирования предусматривает предварительное выделение групп объектов , которые составляют серию, а затем в каждой серии производится порядковая нумерация объектов . Каждая серия также будет иметь порядковую нумерацию. По своей сути серийно-порядковая система является смешанной: классифицирующей и идентифицирующей. Применяется тогда, когда количество групп невелико.
02.03
Информационные системы.
Понятие информационной системы
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования.
ИС обеспечивают сбор, хранения, обработки, поиск, выдачу информации, необходимо, в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Система | Элементы системы | Главная цель системы |
Фирма | Люди, оборудование, материалы, здания и др. | Производство товаров |
Компьютер | Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др. | Обработка данных |
Телекоммуникационная система | Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. | Передача информации |
Информационная система | Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение | Производство профессиональной информации |
ИС – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и ИС. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. ИС немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
Этапы развития ИС.
Период времени | Концепция использования информации | Вид ИС | Цель использования |
1950-1960 | Бумажный поток расчетных документов | ИС обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедур обработки счетов и расчета з/п |
1960-1970 | Основная помощь в подготовке отчетов | Управленческие ИС для производственной информации | Управление процесса подготовки отчетности |
1970-1980 | Управленческий контроль реализации | Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления | Выработка наиболее рационального решения |
1980-2000 | Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические ИС. Автоматизированные офисы | Выживание и процветание фирмы |
Процессы ИС.
Процессы, обеспечивающие работу ИС любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:
· Ввод информации из внешних или внутренних источников;
· Обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
· Вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
· Обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
ИС определяется следующими свойствами:
· Любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
· ИС является динамичной и развивающейся;
· При построении ИС необходимо использовать системный подход;
· Выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения;
· ИС следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации
Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять
суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в
которые она включена.
При определении возможностей компьютерной информационной системы
следует учитывать:
• структурированность решаемых управленческих задач.
• уровень иерархии управления фирмой, на котором решение будет
принято.
• принадлежность решаемой задачи к той или иной сфере бизнеса.
• вид используемой информационной технологии.
Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для
понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно
использована для контроля процессов профессиональной деятельности и
управления ими.
3. Внедрение информационных систем
Информационные системы во многом облегчают работу, помогая получать,
обрабатывать, хранить и анализировать информацию.
Кроме этого существуют дополнительные плюсы от использования
информационных систем.
Внедрение информационных систем может способствовать:
• получению более рациональных вариантов решения управленческих
задач за счѐт внедрения математических методов и интеллектуальных
систем и т.д.
• освобождению работников от рутинной работы за счѐт еѐ автоматизации.
• обеспечению достоверности информации.
• замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что
приводит к более рациональной организации переработки информации на
компьютере и снижению объѐмов документов на бумаге.
• совершенствованию структуры потоков информации и системы
документооборота в фирме.
• уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.
• предоставлению потребителям уникальных услуг.
• отысканию новых рыночных ниш.
• привязке к фирме покупателей и поставщиков за счѐт предоставления им
разных скидок и услуг.
Типы обеспечивающих подсистем
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами
Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.
Таким образом, структура любой ИС может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.
Информационное обеспечение.
Назначение подсистемы ИО состоит в своевременном формировании и выдаче достоверное информации для принятия управленческих решений.
ИО – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.
Главная цель – обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.
Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:
· К унифицированным системам документации;
· К унифицированным формам документов различных уровней управления
· К составу и структуре реквизитов и показателей
· К порядку внедрения и регистрации унифицированных форм документов.
Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:
· Чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки
· Одни и те же показатели часто дублируют в разных документах
· Работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач
· Имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.
Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результативной информации.
За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:
· Исключение дублирующей и неиспользуемой информации
· Классификацию и рациональное представление информации
При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.
Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные идеи и цели в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:
1-ый этап – обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:
· Понять специфику и структуры ее деятельности
· Построить схему информационных потоков
· Проанализировать существующую систему документооборота
· Определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение
2-ой этап – построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-ом этапе сферы деятельности
В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами.
Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
· Ясное понимание целей задач, функций всей системы управления организаций
· Выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, предоставленной для анализа в виде схем информационных потоков
· Совершенствование системы документооборота
· Наличие и использование системы классификации и кодирования
· Владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации
· Создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия своевременного технического обеспечения.
Алгоритмы сжатия.
Различаются 4 метода:
1. Кодирование потоков (RLE-Run-Length Encoding)
2. Вероятностные методы сжатия. В основе лежит «дерево», в котором положение символа на ветвях определяется частотой его появления.
3. Арифметические методы. В результате арифметического кодирования строка символов заменяется действительным числом больше 0 и меньше 1.
4. Метод словарей. Алгоритм, положенный в основу метода словарей, был впервые описан в работах израильских исследователей.
Алгоритм Шеннона-Фоно
Алгоритм использует коды переменной длины: часто встречающийся символ кодируется кодом меньшей длины, редко встречающийся – кодом большей длины.
Коды Ш-Ф префиксные, то есть никакое кодовое слово не является префиксом любого другого. Это свойство позволяет однозначно декодировать любую последовательность кодовых слов.
Основные этапы
Символы первичного алфавита m1 выписывают в порядке убывания вероятностей.
Символы полученного алфавита делят на две части, суммарные вероятности символов
которых максимально близки друг другу.
В префиксном коде для первой части алфавита присваивается двоичная цифра «0», второй
части — «1».
Полученные части рекурсивно делятся и их частям назначаются соответствующие двоичные цифры в префиксном коде.
Когда размер подалфавита становится равен нулю или единице, то дальнейшего удлинения
префиксного кода для соответствующих ему символов первичного алфавита не
происходит, таким образом, алгоритм присваивает различным символам префиксные коды
разной длины. На шаге деления алфавита существует неоднозначность, так как разность
суммарных вероятностей p0 − p1 может быть одинакова для двух вариантов разделения
(учитывая, что все символы первичного алфавита имеют вероятность, большую нуля).
Алгоритм вычисления Шеннона-Фано
Код Ш-Ф строится с помощью дерева. Построение этого дерева начинается от корня. Все множество кодируемых элементов соответствует корню дерева (вершине первого уровня). Оно разбивается на 2 подмножества с примерно одинаковыми суммарными вероятностями. Эти подмножества соответствуют 2ум вершинам второго уровня, которые соединяются с корнем. Далее каждое из этих подмножеств разбивается на 2 подмножества с примерно одинаковыми суммарными вероятностями. Если подмножество содержит единственный элемент, то ему соответствует концевая вершина кодового дерева; такое подмножество разбиению не подлежит. Подобным образом поступаем до тех пор, пока не получим все концевые вершины. Ветви кодового дерева размечаем символами 1 и 0.
Пример:
Исходные символы:
А (частота встречаемости 50)
B – 39
C – 18
D – 49
E – 35
F – 24
Алгоритм Хаффмана
Адаптированный жадный алгоритм оптимального префиксного кодирования алфавита с минимальной избыточностью.
В отличии от алгоритма Ш-Ф, алгоритм Х остается всегда оптимальным и для вторичных алфавитов с более чем двумя символами. Этот метод кодирования состоит из двух основных этапов:
1. Построение оптимального кодового дерева
2. Построение отображение код-символ на основе построенного дерева
Построение:
1. Символы входного алфавита образуют список свободных узлов. Каждый лист имеет вес, который может быть равен либо вероятности, либо количеству вхождений символа в сжимаемое сообщение
2. Выбираются 2 свободных узла дерева с наименьшими весами
3. Создается их родитель с весом, равным их суммарному весу.
4. Родитель добавляется в список свободных узлов, а 2 его потомка удаляются из этого списка
5. Одной дуге, выходящей из родителя, ставится в соответствие бит 1, другой – 0
6. Шаги, начиная со второго, повторяются до тех пор, пока в списке свободных узлов не останется только 1 свободный узел. Он и будет считаться корнем дерева.
Пример:2
16.03
Техническое обеспечение.
ТО – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Комплекс технических средств составляют:
· Компьютеры
· Устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации
· Устройства передачи данных и линии связи
· Оргтехника и устройства автоматического съема информации
· Эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.
Документацию можно условно разделить на 3 группы:
· Общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению
· Специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки ТО
· Нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по ТО
К настоящему времени сложились 2е основные формы организации ТО (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.
ЦТО базируется на использовании в ИС больших ЭВМ и вычислительных центров.
ДТО предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованных подход – организацию ТО на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
Математическое и программное обеспечение
МиПО – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств
К средствам МО относятся:
· Средства моделирования процессов управления
· Типовые задачи управления
· Методы математического программирования, математической статики, теории массового обслуживания и др.
В состав ПО входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному ПО относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации.
Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС.
В его состав входят пакеты программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Организационное обеспечение
ОО – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.
ОО реализует следующие функции:
· Анализ существующей системы управления организацией, где используется ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации
· Подготовку решения задач на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности
· Разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью ПрО является укрепление законности.
В состав ПрО входят законы, указы постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
В ПрО можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
ПрО этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
ПрО этапов функционирования ИС включает:
· Статус ИС
· Права, обязанности и ответственность персонала
· Правовые предложения отдельных видов процесса управления
· Порядок создания и использования информации и др
23.03
КЛАССИФИКАЦИИ ИС ПО ПРИЗНАКУ СТРУКТКРИРОВАННСТИ ЗАДАЧ
Понятие структурированности задач.
При создании или классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач.
От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различаю 3 типа задач, для которых создаются ИС:
· Структурированные (формализуемые)
· Неструктурированные (неформализуемые)
· Частично структурированные.
Структурированная (формализуемая) задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связь.
В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация, т.е. сведения роли человека к 0.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработка алгоритма обычно связана с большими трудностями. Возможности использования здесь ИС невелики. Решение в таких случаях принимается человеком эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации от разных источников.
В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач.
О большинстве задач, можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называют частично структурированными. В этих условиях можно создать ИС. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие ИС называют автоматизированными, т.к. в их функционировании принимает участие человек.
Типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач
ИС, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на 2 вида (см. рисунок):
· Создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, менеджер принимает решение
· Разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
ИС, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных на ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в ИС должны обеспечивать следующие возможности:
· Составление комбинаций данных, получаемой из различных источников
· Быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных
· Управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных
· Логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения
· Автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных
ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
Модельные ИС предоставляю пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Основными функциями модельной ИС являются:
· Возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решения основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др
· Достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов тестирования
· Оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели
· Возможность графического отображения динамики модели
· Возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на 2ух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений.
Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки, синтезированных альтернатив.
30.03
Классификация ИС
Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а ИС стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.
Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.
ИС можно классифицировать по целому ряду различных признаков.
В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем.
По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные.
ФС предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции.
В ДС информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.
Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, ИС делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятие «ИС».
В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.
И-ПС производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
И-РС осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму.
По характеру пользования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие
Результирующая информация управляющих непосредственно трансформируются в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных.
Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных.
В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.
ИС организационного управления – предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов.
Основными функциями подобных систем являются:
· Оперативный контроль и регулирование
· Оперативный учет и анализ
· Перспективное и оперативное планирование
· Бухгалтерский учет
· Управление сбытом, снабжением
· И другие организационные и экономические задачи.
ИС управления технологическими процессами – служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов, процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) – предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС – используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.
Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы, приведены в таблице.
Подсистема маркетинга | Производственные подсистемы | Финансовые и учетные подсистемы | Подсистема кадров | Прочие подсистемы |
Исследование рынка и прогнозирование продаж | Планирование объемов работ и разработка календарных планов | Управление портфелем заказов | Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах | Контроль за деятельностью фирмы |
Управление продажами | Оперативный контроль и управление производством | Управление кредитной политикой | Ведение архивов записей о персонале | Выявление оперативных проблем |
Рекомендации по производству новой продукции | Анализ работы оборудование | Разработка финансового плана | Анализ и планирование подготовки кадров | Анализ управленческих и стратегических ситуаций |
Анализ и установление цены | Участие в формировании заказов поставщикам | Финансовый анализ и прогнозирование | Обеспечение процесса выработки стратегических решений | |
Учет заказов | Управление запасами | Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты |
Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления, автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.
В следующей таблице приведен перечень наиболее популярных в настоящее время программ продукции для реализации ИС организационное управление различных классов.
Локальные системы | Малые интегрированные системы | Средние интегрированные системы | Крупные интегрированные системы |
БЭСТ Инотек Инфософт Супер-Менеджер Турбо-Бухгалтер Инфо-Бухгалтер | Concorde XAL Exact NS-2000 Platinum PRO/MIS БЭСТ-ПРО 1С-Предприятие БОСС-Корпорация Галактика Парус Ресурс эталон | MS-Business Solution-Navision Axapta J D Edwards (Robertson & Blums) MFG-Pro (QAD/BMS) SyteLine (СОКАП/SYMIX) | SAP/R3 (SAP AG) Baan (Baan) BPCS (ITS/SSA) OEBS (Oracle Suite) |
Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.
Информационная система оперативного уровня – поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). ИС оперативного уровня является следующим звеном между фирмой и внешней средой. Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.
Информационные системы специалистов – поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных ИС – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
Информационные системы уровня менеджмента – используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования.
Основные функции этих ИС:
· Сравнение текущих показателей с прошлыми
· Составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне
· Обеспечение доступа к архивной информации и т.д.
Стратегическая ИС – компьютерная ИС, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации .
Информационные системы стратегического уровня помогают вашему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование.
Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы.
Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системы обладают ограниченными аналитическими возможностями.
С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС.
Традиционные архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративных ИС, базирующихся на технологии Internet (Intranet-приложения). Следующая разновидность архитектуры ИС основывается на концепции «хранилища данных» (Data Warehouse) – интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационные ресурсы. И, наконец, для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительных компонентов на основе объектно-ориентированного подхода.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ
Порядок функционирования автоматизированной
информационно-поисковой системы.
Автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС) предназначена для ввода, обработки, хранения и поиска семантической информации предполагает сравнение смыслового содержания запроса со смысловым содержанием, хранящихся в АИПС документов. Такая операция возможна, когда существует некоторый язык представления информации, позволяющий однозначно описывать смысловое содержание документов и запросов.
Естественный язык для этой цели не подходит в силу своей многозначности и высокой сложности. При наличии такого языка, который носит название информационно-поискового языка (ИПЯ), процесс функционирования АИПС состоит в следующем:
1. Перевод содержания документа и/или запроса с естественного языка на ИПЯ (процесс индексирования текстов). В результате индексирования полный текст документа (запроса) заменяется некоторой характеристикой, кратко отражающей его смысловое содержание. Эта характеристика носит название поискового образа документа (ПОД) и/или поискового образа запроса (ПОЗ). Иногда ПОЗ называют поисковым предписанием (ПП).
2. Представление ПОДов и ПОЗов в машинных кодах (кодирование). Часто этот этап выполняется совместно с предыдущим. Организация массивов ПОДов и ПОЗов. Обработка элементов этих массивов и представление их в виде, наиболее удобном для поиска.
3. Поиск информации, т.е. выделение из поискового массива тех документов, содержание которых соответствует поисковому предписанию. Эта операция осуществляется в соответствии с некоторым критерием смыслового соответствия (КСС) поискового образа документа поисковому образу запроса (критерий выдачи).
4. Выдача пользователю информации, соответствующей отобранными ПОДам
5. Корректировка запросов или ПП и повторение предыдущих этапов. Эта операция выполняется в том случае, если потребитель не удовлетворен работой АИПС, и может производиться либо в пак4етном режиме, либо в режиме диалога.
13.04
Выходной продукцией АИПС могут быть: оригиналы, копии или адреса документов; данные факты, данные, сведения, которые в явном виде не содержатся во введенных документах.
В связи с этим различают следующие АИПС:
1. Документальные (выдают оригиналы, копии документов или адреса введенных документов)
2. Фактографические (выдают данные, факты, сведения, содержащиеся в явном виде во веденных документах)
3. Информационно-логические (выдают данные, факты, сведения, которые в явном виде не вводились в АИПС, а получены в результате некоторого логического вывода)
Состав и структура АИПС
АИПС, так же как и любая АИС является весьма сложной системой. Можно выделить несколько различных декомпозиций и, соответственно, представлений АИПС, каждая из которых описывает систему с определенной точки зрения на различных уровнях детализации.
Наиболее необходимы для изучения АИПС следующие 5 декомпозиций:
1. Функциональная декомпозиция, т.е разбиение АИПСна функциональные составляющие (подсистемы)
2. Покомпонентная декомпозиция, т.е. разбиение на АИПС, позволяющее выделить ее информационные, программные, технические и трудовые компоненты
3. Декомпозиция на обеспечивающие составляющие, т.е. разбиение АИПС на обеспечивающие системы
4. Организационная декомпозиция – декомпозиции АИПС на организационные составляющие
5. Методологическая декомпозиция – декомпозиция логико-семантических средств, обеспечивающих создание и функционирование АИПС
Функциональная декомпозиция – декомпозиция на функциональные подсистемы. При такой декомпозиции наиболее рационально выделять следующие функциональные подсистемы АИПС:
· Отбора информации из внешней среды
· Предмашинной обработки и ввода информации
· Обработки и хранения информации
· Поиска и выдачи информации
· Информационного обслуживания потребителя информации
Покомпонентная декомпозиция. Такая декомпозиция вызвана необходимостью самостоятельного рассмотрения информационной, программной и технической среды АИПС. С этих позиций в составе АИПС целесообразно выделить:
· Информационную базу (базу данных, словари, справочники…
· Программные средства
· Технические средства
· Организационные средства (рисунок).
АИПС |
Организационные средства |
Программные средства |
Информационная база |
База данных |
Словарные справочник тезаурус |
ПП |
СУБД/ПС |
Технические средства |
Декомпозиция на обеспечивающие составляющие.
Обеспечивающими составляющими или подсистемами АИПС называют элементы, обеспечивающие реализацию заданных функций.
В АИПС выделяют следующие обеспечивающие подсистемы (рисунок):
· Информационного обеспечения
· Лингвистического обеспечения
· Математического и программного обеспечения
· Технического обеспечения
· Организационного обеспечения
Подсистема лингвистического обеспечения включает совокупность словарей, справочников, положений и инструкций предмашинной и машинной обработки и поиска информации.
Организационная декомпозиция
Такая декомпозиция соответствует организационной структуре информационного института, центра или иной организации, в структуру которой входит АИПС.
Среди элементов организационной декомпозиции могут быть: вычислительный центр, отделы или лаборатории.
Декомпозиция на обеспечивающие подсистемы в чем-то перекрываясь с покомпонентной декомпозицией, тем не менее представляет новую точку зрения на состав и структуру АИПС.
Логико-семантический комплекс АИПС.
Логико-семантический комплекс (ЛСК) – комплекс языковых, логический, и математических средств формализованного представления семантической информации с целью ее автоматизированной обработки и поиска (рисунок).
Аппарат поиска |
ЛСК |
ИПЯ |
Алфавит |
Словарь |
Тезаурус |
Критерий выдачи |
Базисные отношения |
Логика поиска |
Система индексирования |
Морфология |
Синтаксис |
Грамматика |
Информационно-поисковые языки.
В последние годы создаются самые разнообразные искусственные языки, ориентированные на определенный аспект решаемых задач.
Эти языки описания данных, ИПЯ, языки моделирования, управления задания, автоматизации проектирования, языки манипулирования данными и т.д.
Описать все разнообразие существующих языков или тем более дать исчерпывающую классификацию не представляется возможным. Среди множества классов искусственных языков нас интересует только ИПЯ.
Основные элементы ИПЯ.
Для определения роли и места ИПЯ рассмотрим основные понятия языков, которые тесно связаны с информационно-поисковыми языками и некоторые из описаны в стандарте ГОСТ 7.74-96
Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммутативную функции и после человеческой деятельности. Естественный язык есть особого рода преобразователь заданных символов в тексты и наоборот.
Информационный язык – формальная семантическая система, включающая алфавит, правила образования конструкций, их преобразовании я и интерпретации и предназначена для описания, обработки, логической переработки и поиска информации.
ИПЯ – специализированный искусственный язык, предназначенный для описания основного содержания (центральной темы) и формальных характеристик документов с целью информационного поиска.
Алгоритмический язык- язык, предназначенный для записи информации и алгоритмов ее обработки в форме, воспринимаемой ЭВМ. Каждый из названных языков предназначен для описания языковых объектов и, следовательно, в той или иной мере обладает смысловыразительной способностью, т.е. способностью выражать смысловое содержание текстов. Указанная способность зависит от того, на каких уровнях представляются языковые объекты средствами данного языка.
20.04.
Различают следующие уровни преставления информационных объектов
Семантика – основные закономерности строения внутренней (смысловой) стороны языковых объектов. Семантический уровень представления языковых объектов позволяет отобразить их смысловое содержание, выразить связь смыслов отдельных знаков со смыслом текста (связь смысла языковых объектов между собой и со смыслом образуемого ими более сложного языкового объекта).
Синтаксис – основные закономерности, определяющие отношения между единицами языка в пределах конкретных текстов. Синтаксический уровень представления языковых объектов позволяет выразить структуру, отношения знаков в тексте, закономерности построения текстов.
Морфология – основные закономерности построения слов языка, т.е. система грамматических категорий и способов их выражения.
Правописание – система правил, устанавливающая единообразные способы передачи речи на письме.
Фонетика – основные закономерности поведения речевого аппарата и способы их использования.
Указанные уровня представления языковых объектов позволяют описать преобразование: звук – фонема – морфема – слово – тест – смысл. ИПЯ представляют языковые объекты на 1 2 3 4 уровнях. Однако арсенал средств ИПЯ для представления языковых объектов на семантическом уровне менее развит по сравнению с естественным языком.
Основными элементами ИПЯ являются алфавит, лексика и грамматика.
Алфавит ИПЯ – система знаков, используемых для записи слов и выражений ИПЯ. Это могут быть буквы русского и/или английского языка, знаки препинания, арабские цифры, любые иные символы.
Лексика, или словарный состав ИПЯ, - совокупность слов, словосочетаний и выражений, используемых для построения текстов ИПЯ.
В качестве лексических единиц ИПЯ могут быть использованы:
· Слова, фрагменты слов, словосочетания и выражения любого естественного языка
· Коды и шифры (цифровые, буквенные, буквенно-цифровые) словосочетаний, слов и выражений, выступающие в роли имен соответствующих классов
· Шифры и коды в сочетании со словами, словосочетаниями в выражении
Существуют различные способы задания словарного состава ИПЯ, в том числе:
1. Перечисление всех лексических единиц ИПЯ
2. Перечисление части лексических единиц и задание правил формирования из них других лексических единиц
3. Задание правил построения лексических единиц, слов и выражений естественного языка
Первый способ задания лексики требует больших интеллектуальных усилий. Процесс построения лексики нельзя автоматизировать. Лексика ИПЯ оказывается жестко фиксированной и в ряде случаев не позволяет достаточно точно выразить смысловое содержание текстов.
Третий способ поддается полной автоматизации, хотя и требует больших интеллектуальных затрат на определение правил формирования лексики. Однако научный подход к формированию словарного состава делает его более совершенным, обеспечивает единообразие и уменьшает субъективизм при построении лексики.
Второй способ занимает промежуточное положение и в отношении интеллектуальных усилий, и в отношении автоматизаций процессов.
Грамматика ИПЯ – совокупность средств и способов построения, изменения и сочетания лексических единиц.
Грамматика включает морфологию и синтаксис.
Морфология – совокупность средств и способов построения и изменения слов.
Синтаксис – совокупность средств и способов соединения слов в выражения и фразы.
Требования к ИПЯ
К информационно-поисковым языкам, его конструкциям и элементам могут быть предъявлены следующие требования:
1. ИПЯ должен располагать лексико-грамматическими средствами для точного выражения основного содержания (центральной темы или предмета) текста.
2. ИПЯ не должен быть двусмысленным. Любое выражение ИПЯ должно пониматься вполне однозначно в силу того, что приемником текстов ИПЯ является программно-техническая система, а не человек.
3. ИПЯ не должно содержать элементы, отображающие волевое побуждение, эмоции и т.д. выражение ИПЯ, его значение, смысл не должны зависеть от «настроения» приемника информации.
4. ИПЯ должен быть удобным для алгоритмизации.
Типы отношений между словами ИПЯ
Построение выражений ИПЯ требует решения, по крайней мере, двух проблем.
Первая из них связана с выбором слов (лексических единиц) из множества лексических единиц ИПЯ, необходимых для построения выражений. Здесь решается вопрос, какие использовать слова по принципу «или-или» (или то слово – или иное слово). Выбор слов определяется их смысловыми значениями, обусловленными отношениями между предметами и явлениями, которые они определяют. Такие отношения называются парадигматическими.
Вторая проблема построения фраз ИПЯ связана с определением последовательности употребления или написания выбранных слов (словосочетаний), поскольку в каждый данным момент может быть использовано только одно слово (словосочетание), лексические единицы могут следовать одна за другой, но не одновременно.
Отношения, устанавливаемые при соединении слов в словосочетания и фразы, носят название синтагматических отношений.
Парадигматические отношения – это отношения, обусловленные наличием не языковых, а логических связей между предметами и явлениями, обозначенными данными словами. Наиболее важны следующие парадигматические отношения:
1. «вид-род», например, «шкаф-мебель». В данном случае понятие «шкаф» является видовым но отношению к понятию «мебель» - понятие «мебель» является родовым по отношению к понятию «шкаф». Родовое понятие всегда включает в себя видовое
2. «Часть-целое», например, «лезвие-нож». Лезвие является частью ножа
3. «Причина-следствие», например, «лампа-свет»
4. «функциональное сходство», например, «лопата-экскаватор», «телега-автомобиль»
Естественный язык обладает высокой многозначностью. Это создает богатство его форм и содержания. При написании текстов (особенно художественных) стремятся использовать эту многозначность для придания тексту элегантности, литературности. В ИПЯ недопустима многозначность. Поэтому здесь необходимо учитывать отношения синонимии и омонимии слов ЕЯ, используемых в ИПЯ.
27.04
Синтагматические отношения – это совокупность всех отношений, реализуемых синтаксисом ИПЯ. С этой точки зрения синтаксис представляет собой совокупность способов и средств выражения синтагматических отношений. Простейшим видом синтагматических отношений является отношение вхождения нескольких лексических единиц ИПЯ в один и тот же текст, фрагмент текста, фразу и т.д., т.е. отношение координации.
Парадигматика и синтагматика – это 2 различных аспекта ИПЯ, первый связан с его лексикой, второй – с грамматикой.
Многообразие используемых в ИПЯ парадигматических и синтагматических отношений определяет смысловую способность или семантическую силу ИПЯ.
Классификация ИПЯ.
По характеру использования грамматических средств различают прекоординированные и посткоординированные ИПЯ.
Прекоординированные ИПЯ – это ИПЯ, словарный состав которых жестко связан грамматическими средствами в единую структуру. Лексика и грамматика такого языка, а также синтаксис, морфология, все парадигматические отношения самостоятельно не существуют, а образуют единую жесткую связанную структуру.
Индексирование текстов (перевод текстов на ИПЯ) выполняется только с использованием элементов такой жесткой структуры. По сути дела, каждый ИПЯ этого типа представляет собой некоторую систему классификации.
На практике используют 2 типа классификационных ИПЯ.
Первый тип – перечислительные классификации. В таки классификациях жесткая структура понятий языка определена заданием одного или нескольких отношений, устанавливающих взаимосвязь понятий и обеспечивающих попадание любого объекта в один единственный класс. Различают 2 вида перечислительных классификаций: иерархические и алфавитно-предметные (рубрикационные) классификации.
Иерархические классификации получают заданием отношений древесного порядка (или совокупности таких отношений, пересечение или объединение которых получить удовлетворительную классификацию). Примерами таких классификаций являются: Десятичная классификация Дьюи, Классификация Библиотеки конгресса США, Универсальная десятичная классификация.
Алфавитно-предметные классификацииполучают заданием отношений алфавитного порядка на семействе множеств лексических единиц ИПЯ, определяемых предметными классами понятий. Примерами таких классификаций являются структуры различного рода каталогов и указателей.
Второй тип систем классификациисистем классификации – фасетные классификации.
В этих классификациях существуют несколько жестких структур (фасетов), каждая из которых отображает один аспект отношений между словами ИПЯ.
Построению фасетный классификаций предшествует фасетный анализ, в результате которого вся лексика ИПЯ разбивается на поаспектные подмножества (фасеты).
Посткоординированные ИПЯ – ИПЯ, словарный состав которых не связан грамматикой заранее и такая связь осуществляется в процессе индексирования и /или поиска
Выделяют 3 типа таких ИПЯ:
1. Дескрипторные ИПЯ
2. Семантические коды (RX-коды, семантический код Перри-Кента)
3. Синтагматические ИПЯ (например, СИНТОЛ)
Иногда выделяют ИПЯ:
1. Классификационные (к ним относят иерархические и фасетные классификации)
2. Рубрикационные (алфавитно-предметные классификации)
3. Дескрипторные (все посткоординированные ИПЯ)
По способу образования словарного состава различают:
1. ИПЯ с жестким словарем, задаваемым перечислением всех лексических единиц языка
2. ИПЯ со свободным словарем, задаваемым перечислением определенной части лексических единиц языка и правилами образования новых лексических единиц
3. ИПЯ без словаря, в котором лексические единицы заранее не фиксируются, а задаются лишь правила их образования.
По характеру словаря различают ИПЯ:
1. Со словарем ключевых слов
2. Со словарем словосочетаний
3. Со словарем дескрипторов
4. С тезаурусом
По наличию парадигматических отношений:
1. ИПЯ с базисными отношениями
2. ИПЯ без базисных отношений
По учету синтагматических отношений различают:
1. Со слабой синтагматикой (вхождение слова в текст)
2. С неразвитой синтагматикой (учитываются указатели роли и связи)
3. С развитой синтагматикой (учитываются указатели роли и связи, позиционная грамматика и т.д.)