Принцип обеспечения доведености вины.

Этот принцип закреплен в ст.129 Конституции Украины и означает, что лицо считается невиноватым в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена обвинительным приговором суда (ст. 62 Конституции).

Конкретной формулировкой этого принципа является норма уголовно-процессуального закона, согласно которой никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст. 15 УПК Украины).

Юридическое содержание этого принципа составляют следующие положения:

а) никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ч. 2 ст. 62 Конституции). Обязанность раскрыть преступление и доказать виновность в совершении его конкретного лица возложена законом на органы дознания и досудебного следствия, которые при проведении процессуальных действий и доказывания должны руководствоваться нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины;

б) обвинения не могут основываться на доказательствах, полученных незаконным путем и предположениях (ч. 3 ст. 62 Конституции);

в) все сомнения относительно доведености вины лица толкуются в его пользу (ч. 3 ст. 62 Конституции).Это означает, что доведение виновности лица в совершении преступления должны осуществляться установленными законом способами сбора доказательств и их процессуальных источников, основываться на достоверных доказательствах как фактических данных (сведения, факты), которые адекватно отражают обстоятельства, входящих к предмету доказывания по делу. Если доказательства по делу спорны или не согласуются между собой и в этой связи возможно их различное толкование, то они не могут быть положены в основу обоснования процессуальных решений, например о привлечении лица в качестве обвиняемого, о возбуждении или закрытии дела и т.п.

г) с обвиняемым нельзя обращаться как с виновным до окончательного решения уголовного дела и официального признания его виновным в совершении преступления, а также публично говорить в средствах массовой информации и в любых официальных документах, что данное лицо является преступником (ч. 2 ст 15, ст. 22,ч. 1 ст.237, части 2 и 4 ст. 327 УПК Украины).

В случае отмены приговора суда как неправосудного государство возмещает материальный и моральный ущерб, причиненный безосновательным осуждением (ч. 4 ст. 62 Конституции).

6.Принцип состязательности сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доведении перед судом их убедительности.

Этот принцип заключается в том, что в судебном заседании ведут между собой процессуальный спор две стороны: в уголовном судопроизводстве - сторона обвинения и сторона защиты, в гражданском судопроизводстве - истец и ответчик.

Этот принцип является многоплановый и имеет несколько составляющих, а именно:

а) инициирование судебного процесса заинтересованного лица;

б) предоставление сторонами в судебном разбирательстве доказательств как самостоятельно, так и путем обращения за помощью в государственные органы;

в) стороны самостоятельно доводят в суде убедительные доказательств, аргументы, мотивы, оценки и осуществляют предварительный правовой анализ;

г) стороны обязаны уведомлять суд и другую сторону о наличии доказательств и источники их поступления;

д) стороны отвечают перед судом за нарушение в случае предварительного несообщения суду и другой стороне о наличии доказательств и т.д.

Каждая из сторон отстаивает свою правовую позицию с помощью тех средств, предусмотренных процессуальным законом. Так, в частности, в гражданском судопроизводстве каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 30 ГПК Украины).В уголовном судопроизводстве суд, прокурор, следователь и лицо, которое проводит дознание, не имеют права перекладывать обязанность доказывания на обвиняемого.

Состязательность обеспечивает равные процессуальные возможности участников процесса относительно представления доказательств, их исследования и заявления ходатайств, а следовательно выступает гарантией всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

7.Принцип поддержание государственного обвинения в суде прокурором.

Прокурор, участвующий в рассмотрении дел в судах, поддеживая принцип независимости судей и подчинения их только закону, способствует выполнению требований закона о всестороннее, полное и объективное рассмотрение дел и постановленню судебных решений, которые основаны на законе.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве уголовных дел. Поддерживая государственное обвинение, прокурор принимает участие в исследовании доказательств, представляет суду свои соображения о применении уголовного закона и меры наказания подсудимому. При этом прокурор руководствуется требованиями закона и объективной оценкой собранных по делу доказательств (ст. 36 Закона Украины "О прокуратуре" от 5 ноября 1991 года).

В случае, когда при рассмотрении дела прокурор придет к выводу, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения подсудимого, он обязан отказаться от обвинения.

8. Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту.

Каждый имеет право пользоваться правовой помощью при решении его дела в суде и является свободным в выборе защитника своих прав.

Для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах в Украине действует адвокатура (ст.59 Конституции). В случаях, предусмотренных законом, правовую помощь оказывают также другие лица. Порядок и условия оказания юридической помощи определяются законом. В случаях, предусмотренных законом, правовая помощь предоставляется бесплатно.

Закон обязывает лицо, которое проводит дознание, следователя, прокурора и судью до первого допроса обвиняемого и подсудимого разъяснить им право иметь защитника (ст. 21 УПК). Отказ от защитника не может быть принят:

- По делам лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступления, в возрасте до 18 лет;

- По делам о преступлениях лиц, которые через свои физические или психические недостатки не могут сами реализовать свое право на защиту;

- По делам лиц, не владеющих языком, которым ведется судопроизводство;

- При производстве дела о применении принудительных мер медицинского характера;

- Когда санкция статьи, по которой квалифицируется преступление, предусматривает пожизненное заключение (ст. 45 УПК).

Обвиняемому гарантируется право знать, в чем его обвиняют; давать показания или отказаться давать показания; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; подавать жалобы; знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами дела (ст. 43 УПК).

9. Принцип оказания правовой помощи при рассмотрении дел в судах.

Конвенция о защите прав и основных свобод человека, ратифированной Верховной Радой Украины 17 июля 1997 г., предусматривает право каждого обвиняемого защищать себя лично или использовать правовую помощь защитника, выбранного им по собственному усмотрению. В соответствии с этим государство должно гарантировать каждому, чьи права и свободы нарушены эффективный способ правовой защиты, и такое право должно устанавливаться судебными или другими компетентными органами, предусмотренными правовой системой государства. Закрепляется также возможность свободного выбора обвиняемым защитника.

Данный принцип осуществления правосудия предусматривает, что всем лицам может быть оказана квалифицированная правовая помощь для качественной защиты их прав и законных интересов в суде.

Правовая помощь - это гарантированная Конституцией Украины возможность физических лиц получить юридические (правовые) услуги. Для оказания правовой помощи при рассмотрении дел в судах в Украине действует адвокатура.

Согласно решению Конституционного Суда от 16 ноября 2000 закрепляет, что в случаях, предусмотренных законом, правовую помощь оказывают также другие лица, имеющие высшее юридическое образование. Порядок и условия оказания юридической помощи определяются законом.

Государство определяет круг субъектов, которые могут оказывать правовую помощь и их полномочия.

Анализ действующего законодательства Украины дает основания определять, субъектов оказания правовой помощи:

- Государственные органы, в компетенцию которых входит оказание правовой помощи (Министерство юстиции Украины, Министерство труда и социальной политики, нотариат и т.д.);

- Адвокатуре Украины как специально уполномоченный не государственный правозащитный институт, одной из функций которого является защита человека от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах (статья 59 Конституции Украины);

- Субъектов предпринимательской деятельности, которые предоставляют пра вовую помощь клиентам в порядке, предусмотренном законодательством Украины;

- Объединение граждан для осуществления и защиты своих прав и свобод (статья 36 Конституции Украины).

Одной из существенных гарантий обеспечения права на защиту является то, что в случаях, предусмотренных законом, правовая помощь предоставляется бесплатно. Таким образом, социально незащищенным слоям населения, которые не имеют средств для оплаты труда защитника их прав и интересов в судебном процессе, в предвиденных законом случаях, предоставляется бесплатная правовая помощь. Данное положение закона направлено на обеспечение реализации принципа равенства всех перед законом и судом.

Статья 129 Конституции Украины, перечисляя основные принципы осуществления судопроизводства в Украине, закрепляет принцип обеспечения права обвиняемого на защиту, который был рассмотрен выше. Данный принцип существенно сужает общий принцип предоставления правовой помощи при рассмотрении дел в судах, так как касается лишь осуществления правосудия в уголовных делах. Однако следует иметь в виду, что именно при привлечении к уголовной ответственности к лицу могут применяться наиболее жесткие принудительные меры, которые в наибольшей степени касаются его прав.

10. Принцип гласности судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами. Ст.11. Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

 

Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела. Каждый, кто не является стороной в деле, имеет право на свободный доступ к судебному решению в порядке , установленном законом.

Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, предусмотренных процессуальным законом. Участники судебного процесса и другие лица, писутствующие на открытом судебном заседании, могут использовать портативные аудиотехнические устройства. Проведение в зале судебного заседания фото- и киносъемки, видиозаписи, а также трансляции судебного заседания допускается по решению суда.

Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по мотивированному решению суда в случаях, предусмотренных процессуальным законом.

К числу таких случаев закон относит следующие:

- Когда это противоречит интересам охраны государственной тайны;

- Чтобы предотвратить разглашению сведений об интимных сторонах жизни лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половые преступления;

- В случае если этого требуют интересы безопасности лиц, взятых под защиту (ст. 20 УПК);

- Тайны усыновления (ст. 10 ГПК).

В хозяйственных судах:

- Когда это противоречит требованиям по охране коммерческой или банковской тайны;

- Когда стороны или одна из сторон обоснованно требует конфиденциальности рассмотрения дела и подает соответствующее ходатайство до начала рассмотрения дела по существу (ст. 10 ГПК, ст 20 УПК, ст 44 ГПК Украины).

Решение и приговор судов во всех случаях провозглашаются публично. Их содержание может быть доведено до сведения населения и средствами массовой информации. Однако в приговоре и решениях по делам, которые слушались в закрытых судебных заседаниях, не должно быть сведений, ставших основанием для проведения закрытого судебного разбирательства.

При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном процессуальным законом.

11. Принцип обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом.

Участники судебного процесса и другие лица в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалование судебного решения.

Деятельность апелляционной и кассационной инстанций имеет важное значение для выполнения задач суда по защите прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, укрепление законности и правопорядка, утверждение принципа справедливости, обеспечения развития демократии. Она должна осуществляться при строгом выполнении норм, регулирующих рассмотрение гражданских, административных, уголовных, хозяйственных дел в апелляционном и кассационном порядке. Кассация (от лат.casso - разбиваю, разрушает) - форма пересмотра судебных постановлений, которые вступили в силу судами кассационной инстанции ( высшими специализированными судами). Ст.31 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

Проверяя дело апелляционная и кассационная инстанции в любом случае должны выяснить полно ли суд первой инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, или доказаны обстоятельства, которые суд признал установленными; соответствуют ли изложенные в решении выводы суда обстоятельствам дела; или не нарушены нормы материального или процессуального права; тели нормы применялись.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не может проводить судебное следствие.

Свою деятельность апелляционный суд начал только после принятия изменений в УПК, ГПК и ХПК 21 июня 2001 г.

Апелляция (от лат.appellatio - обращение) - форма пересмотра постановлений суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, судами высшей инстанции.

Институт апелляции не является новым для отечественного права. Такая система пересмотра судебных решений, которые не набрали законной силы, существовала еще до 1917 года. Но 24 ноября (7 декабря) 1917 года с принятием Декрета СНК № 1 "О суде" апелляцию было ликвидировано. Так, в частности, ст. 2 Декрета закрепила правило, согласно которому решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали (Декреты Советской власти .- М., 1957 .- Т. 1 .- С.124).

Апелляционный суд наделен полномочиями проводить свое судебное следствие или ограничиться теми материалами, которые есть в деле, то есть суть апелляции заключается в новом рассмотрении и перерешения дела судом апелляционной инстанции.

12. Принцип обязательности решений суда. Ст.13 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, принимается именем Украины. Принятие судебных решений именем государства обусловлено их значением как общеобязательных решений органа судебной власти, поднимает их авторитет как акта государственной власти.

Судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными к исполнению всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями граждан и иными организациями, гражданами и юридическими лицами на всей территории Украины. Обязательность учета (преюдициальнисть) судебных решений для других судов, органов прокуратуры, следствия, дознания определяется процессуальным законом.

Судебные решения других государств являются обязательными к исполнению на территории Украины при условиях, определенных законом Украины в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Учитывая особое значение судебных решений как актов правосудия, законодательством за неисполнение судебных решений установлена уголовная, имущественная и административная ответственность.

13. Принцип языка судопроизводства. Ст. 12 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

 

Судопроизводство в Украине ведется на государственном языке.

Суда обеспечивают равенство прав граждан в судебном процессе по языковому признаку.

Суды используют государственный язык в процессе судопроизводства и гарантируют право граждан на использование ими в судебном процессе родной речи или языка, которым они владеют.

В судах, наравне с государственной, могут использоваться региональные языки или языки меньшинств в порядке, установленном процессуальным законом.

Использование в судопроизводстве региональных языков или языков меньшинств гарантируется государством и обеспечивается за счет денег Государственного бюджета Украины.

В частности, согласно ст. 9 ГПК Украины и ст. 19 УПК Украины судопроизводство проводится на русском языке или на языке большинства населения определенной местности.

Пленум Верховного Суда Украины в постановлении "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия" от 1 ноября 1996 года № 9 внес разъяснение, что судопроизводство должно поводиться на русском языке. Лишь по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд обязан применить при осуществлении судопроизводства и другой язык в порядке, определенном законом. Суд должен строго придерживаться требований ч. 3 ст.19 УПК о том, что следственные и судебные документы в соответствии с установленным этим кодексом порядком вручаются обвиняемому в переводе на его родном языке или другом языке, которым он владеет.

Лица, которые не владеют или недостаточно владеют государственным языком, имеют право пользоваться родным языком и услугами переводчика в судебном процессе. В случаях, предусмотренных процессуальным законом, это право обеспечивается государством.

Серьезной проблемой является общение в процессе с глухими, немыми и глухонемыми обвиняемых, потерпевшими, свидетелями, а также обеспечение их права слышать о том, что происходит в процессе, и быть услышанными. Согласно ст.144 УПК Украины предъявления обвинения глухим и немым и их допрос проводятся по правилам статей 140-143 УПК Украины в присутствии защитника, а также лица, которое понимает их знаки. Статьей 169 УПК предусмотрено, что допрос немого или глухого свидетеля производится по правилам ст.167 УПК с участием лица, которое его понимает.

14. Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел. Ст.15 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

 

Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, коллегией судей, а также с участием народных заседателей и присяжных.

Судья, который рассматривает дело единолично, действует как суд.

Уголовные дела (ст. 17 УПК Украины) рассматриваются в суде первой инстанции единолично судьей, который действует от имени суда, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи. Так, в частности, уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет, рассматривает суд в составе трех человек, если подсудимый заявил ходатайство о таком рассмотрении.

Уголовные дела о преступлениях, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде пожизненного заключения, в суде первой инстанции рассматривает суд в составе двух судей и трех народных заседателей, которые при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Судьи местных хозяйственных судов рассматривают дела единолично. Но в зависимости от сложности дела любое дело может быть рассмотрено коллегиально в составе трех судей.

Рассмотрение дела в апелляционном, кассационном порядке, а также в иных случаях, предусмотренных законом, осуществляется судом коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей в соответствии с законом. Дела в порядке повторной кассации рассматриваются составом судей соответствующей судебной палаты (Военной судебной коллегии) Верховного Суда Украины в соответствии с требованиями процессуального закона.

 

ВЫВОДЫ

Правосудие в Украине осуществляется на определенных принципах, которые представляют собой исходные (базовые) положения, отвечают его сущности и направленные на обеспечение достижения его цели. При этом Конституция Украины определяет принципы судопроизводства, а Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий" основы осуществления правосудия.

Согласно ч. 3 ст. 129 Конституции Украины основными принципами судопроизводства являются: 1) законность; 2) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;3) обеспечение доведености вины; 4) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доведении перед судом их убедительности; 5) поддержание государственного обвинения в суде прокурором 6) обеспечение обвиняемому права на защиту;7) гласность судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами; 8) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом; 9) обязательность решений суда.

Законом могут быть определены также иные принципы судопроизводства в судах отдельных судебных юрисдикций.

Определеные Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий" основы осуществления правосудия в определенной степени тождественны с указанными выше конституционными положенниями относительно основных принципов судопроизводства, охватывая при этом более широкий спектр вопросов деятельности судов и устанавливая базовые положения не только в части судопроизводства, а всей деятельности судов по осуществлению правосудия. Принципами осуществления правосудия закон признает: осуществление правосудия исключительно судами; гарантирования права на защиту; осуществление правосудия на началах равенства участников процесса перед законом и судом; предоставление возможности пользоваться правовой помощью при решении дел в судах; гласность судебного процесса; осуществление его государственной, а в некоторых обстоятельств другом языке; обязательность судебных решений, вступившие в законную силу; возможность обжалования судебного решения; коллегиальный и единоличного рассмотрение дел; самостоятельность судов и независимость судей; неприкосновенность судей; несменяемость судей.

Содержание принципов правосудия определено в Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий", а гарантии реализации их и основных основ судопроизводства в этом Законе, Конституции Украины, многих других законах Украины, Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном, Хозяйственном процесуаль ном кодексах.