ВОПРОС 3. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ

Задача суда

 

Суд, осуществляя правосудие, на принципах верховенства права обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение других прав и свобод гарантированных Конституцией и законами Украины , а также международными договорами, согласие на обязательность которых дана Верховной Радой Украины. (ст. 2 Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий").

Задачами уголовного судопроизводства является охрана прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые принимают в нем участие, а также быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличения виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности и ни один невинный не был наказан (ст.2 УПК Украины).

Задачами гражданского судопроизводства является охрана прав и законных интересов физических, юридических лиц, государства путем всестороннего рассмотрения и решения гражданских дел в соответствии с действующим законодательством (ст. 2 ГПК Украины).

Согласно ст.1 ГПК Украины предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право обращаться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов в соответствии с установленной подведомственностью хозяйственных дел.

Таким образом, суд, осуществляя правосудие, на основах верховенства права, обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

 

 

ВОПРОС 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ.

 

Принципы правосудия - это общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной правоохранительной деятельности. Данные принципы в большинстве своем закреплены в Конституции Украины, а также в Законе Украины " О судоустройстве и статусе судий" принятом Верховной Радой Украины 7 июля 2010г.

Специфика положений, которые имеют название принципы (основы) заключается в том, что правила, которые в них содержатся являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, которые призваны соблюдать и выполнять законы, но и для законодательного органа, создавая новые законы и, корректируя их, должны учитывать существующие демократические требования и традиции в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности правосудия.

Принципы правосудия - это главные, общие положения отраженные в законе, характеризующие наиболее важные стороны организации и деятельности судебных органов.

Принципы правосудия подразделяются на: 1) организационные; и 2) функциональные (или принципы деятельности).

Организационные принципы определяют важные положения, лежащие в основе построения системы судов общей юрисдикции, ее отдельных звеньев и взаимосвязь между ними.

Функциональные принципы (или принципы деятельности) - характеризуют основные положения деятельности судебных органов по разрешению гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел.

Эти две группы принципов как было указано выше органично связаны между собой.

Функциональные принципы правосудия непосредственно вытекают из основ построения судебных органов и является как бы их продолжением, реализацией в процессе деятельности.

Принципыорганизации и деятельности суда обеспечивают законность и обоснованность приговоров и решений, служат надежной гарантией прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, участвующих в судопроизводстве.

Принципы правосудия закреплены в статье 129 Конституции Украины, но этот перечень не является исчерпывающим. Принципы правосудия указанные как в других статьях Конституции (например, статья 126), так и отдельных законах Украины, в частности, в Законе Украины " О судоустройстве и статусе судий" принятом Верховной Радой Украины 7 июля 2010г.

 

Система принципов организации правосудия:

 

1. Осуществление правосудия только судом.

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть, как и другие ветви государственной власти, осуществляет свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

Правосудие вправе осуществлять только суды, созданные в соответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются (ст. 124 Конституции Украины). Лица, незаконно взявшие на себя выполнение функций суда, несут предусмотренную законом ответственность.

Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции.

Судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, установленном Конституцией и законами.

2. Законность.

Правосудии в Украине может осуществляться только теми судами, которые образованы в соответствии с положениями Конституции Украины, законов Украины и в определенный ими способом. Так, согласно статье 19 Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий" принятом Верховной Радой Украины 7 июля 2010г.

Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий" что суды общей юрисдикции создаетюся и ликвидируютсяПрезидентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, на основании предложения председателя соответствующего высшего специализованого суда.

3.Самостоятельность судов и независимость судей при осуществлении правосудия, подчинение только закону и не подотчетность.

Ст.6 ч.1. Судьи осуществляют правосудие самостоятельно. Осуществляя правосудие, суды являются независимыми от какого либо незаконного воздействия.

Независимость судей обеспечивается: Ст. 47

- Судья в своей деятельности по осуществлению правосудия является независимым от какого либо незаконного воздействия, давления или вмешательства. Судья осуществляет правосудие на основе Конституции и законов Украины, руководствясь при этом принципом верховенства права. Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия запрещается и влечёт за собой ответственность, установленную законом.

- Судья не обязан давать каких либо объяснений по сути дела, которое находится в его производстве , кроме случаев , предусмотренных законом.

- Судья имеет право обращатся с сообщением об угрозе его независимости к Совету судей Украины, котрый обязан неотложно проверить и рассмотреть такое обращение с участиемсудьи и принять необходимыедействия для устранения угрозы.

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:

- Особым порядком его назначения, избрания, привлечения к ответственности и освобождения;

- неприкосновенностью и иммунитетом судти;

- несменяемость судьи;

- порядком осуществления судопроизводства, установленным процессуальным законом, тайной постановлення судебного решения;

- запрещением вмешательства в осуществление правосудия;

- ответственностью за неуважение к суду или судье;

- особым порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности судов, установленным законом;

- надлежащим материальным и социальным обеспечением судей;

- функционированием органов судейского самоуправления;

- установленными законом средствами обеспечения личной безопасности судей, их семей, имущества, а также другими средствами их правовой защиты;

- правом судьи на отставку.

- Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, а также физические и юридические лица их объединения обязаны уважать независимость судьи и не посягать на неё.

- При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема установленных Конституцией Украины гарантий независимости судьи.

4. Неприкосновенность и несменяемость судей.

Неприкосновенность судей гарантируется Конституцией Украины, Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий" ст.48

- Судьи является неприкосновенным. Судья не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом.

- Судья, задержанный по тподозрению в совершении деяний, за которые установлена уголовная или административная ответственность, должен быть немедленно освобождён после выяснения его личности. Судья не может быть приводу или принудительно доставлен в какой либо орган или учереждение кроме суда.

- Уголовное дело относительно судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины или его заместителем.

- Отстронение судьи от должности в связи с привлечением к уголовной ответственности осуществляется Высшей квалификационной комиссией судей Украины на основании мотивированного постановления Генерального прокурора Украины.

- Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в его личный или служебный транспорт, проведение там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных разговоров, личный обыск судьи, а так же осмотр, выемка его корреспонденции, вещей и документов могут производиться только по судебному решению.

- Подсудность дела по обвинения судьи в совершении преступления определяется Председателем Верховного Суда Украины. Дело не может рассматриваться тем судом, в котором обвиняемый занимает или занимал должность судьи.

- За ущерб приченённый судом, отвечает госудорство на основании и порядке установленных законом.

На народных заседателей и присяжных на время выполнения ими в суде обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, распространяются гарантии неприкосновенности судей.

Профессиональные судьи судов общей юрисдикции занимают должности бессрочно, кроме судей, которые назначаются на должность судьи впервые.

Судьи избраные бессрочно, пребывают в должности судьи до достижения ими шестидесяти пяти лет.

Судью не могут перевести в другой суд без его согласия.

До истечения этого срока они могут быть освобождены от должности лишь по основаниям, указанным в пунктах 3-9 части 5 статьи 126 Конституции Украины.

5. Участие народа в осуществлении правосудия.

Часть 4 статьи 124 Конституции Украины устанавливает, что народ непосредственно участвует в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Присяжные и народные заседатели осуществляют правосудие в Украине в определенных законом случаях. При решении всех вопросов, связанных с рассмотрением дела и постановленням судебного решения, народные заседатели имеют такие же права, как и профессиональный судья. Суд присяжных образуется для рассмотрения по первой инстанции судебных дел, определенных процессуальным законом. Гарантии независимости и неприкосновенности профессиональных судей, предусмотренные законом, распространяются на народных заседателей и присяжных на время выполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия. Участие народных заседателей и присяжных в отправлении правосудия является их общественным долгом.

6. Принцип инстанцийности.

Данный принцип получает выражение в виде права на обжалование судебных решений. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст.129 Конституции в Украине при осуществлении судопроизводства обеспечивается апелляционное и кассационное обжалование решения суда, кроме случаев, установленных законом. На реализацию данного принципа, а также для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, законности судебных решений в Украине действуют суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.

7. Принцип территориальности.

Закреплён в ст.17 ч. 1 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

Территориальный принцип построения судебной системы означает, что юрисдикция отдельных звеньев судебной системы распространяется на определенные территории, которые могут совпадать с административно-территориальными единицами, но могут и не совпадать с ними. Построение судов по территориальному принципу с учетом транспортных коммуникаций и связи между населенными пунктами обеспечивает приближение судов к населению и их доступность.

8. Принцип специализации.

Специализация судов и судей в рассмотрении дел определенных категорий населения способствует углубленному знанию судьями отдельных отраслей законодательства и практики его применения, повышению профессионализма судей, и следовательно, более надежной защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

Согласно Конституции Украины в системе судов общей юрисдикции образуются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикций.

Высшими специализированными судами являются: Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовцных дел; Высший хозяйственный суд Украины; Высший административный суд Украины. Ст.31 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".

В судах различных судебных юрисдикций может устанавливаться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел данной юрисдикции.

 

 

 

Система принципов осуществления правосудия:

 

1. Принцип законности.

В Конституции Украины последовательно обосновывается принцип законности (ст. 129 Конституции) как неотъемлемый элемент демократического правового государства.

Суть данного принципа заключается в том, что

во-первых, суд в своей деятельности при решении дел должен правильно применять нормы материального права к конкретным правоотношениям;

во-вторых, вся деятельность суда подчиняется действующему законодательству и осуществляется в определенной законом процесуальной форме.

Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые регламентированы в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора.

Если нет норм закона, которые регламентируют спорные отношения, суд применяет нормы права, которыми решаются такие отношения, если нет последних, спор решается исходя из общих принципов права.

Реализация принципа законности обеспечивается такими гарантиями: 1) возможностью пересмотра судебных постановлений (в апелляционном, кассационном); 2) действием санкций защиты и ответственности за неуважение к суду.

2. Принцип осуществления правосудия только судом.

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Этот принцип закреплен в ст. 124 Конституции Украины, ч.3 ст. 1 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий") и воспроизведено в ст. 6 ГПК Украины и ст. 16 УПК Украины. Защита гражданских прав может происходить также в административной и общественной формах (ст.6 ГК Украины), но решения гражданских дел административными органами, третейскими судами не является осуществлением правосудия.

Создание чрезвычайных и особых судов не допускается. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Лица, незаконно взяли на себя выполнение функций суда, несут предусмотренную законом ответственность.

3. Принцип права на судебную защиту.

1. Каждому гарантируется защита его прав , свобод и законных интересов Вс независимым и беспристрастным судом, образованным в соответствии с законом.

2. Для обеспечения справедливого и объективного рассмотрения дела в разумные сроки, установленные законом, в Украине действуют суды первой, апелляционной, кассационной инстанции и Верховный Суд Украины.

3. Каждый имеет право на участие в рассмотрении своего дела в установленном процессуальным законом порядке в суде какой либо инстанции.

4. Иноземцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту в Украине наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

4. Принцип равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Правосудие в Украине осуществляется на началах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, политических, религиозных и других убеждений, пола, национального или социального происхождения, имущественного состояния, места жительств языковых и других обстоятельств. Этот принцип предусмотрен ст. 129 Конституции, а также отражен в ст. 9 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий", ст. 6 ГПК Украины и ст. 16 УПК Украины.

Всем субъектам правоотношений гарантируется доступность судебной защиты их прав, свобод и законных интересов независимым и беспристрастным судом. Отказ от обращения в суд за защитой нарушенного права является недействительным.

Декларация о государственном суверенитете Украины провозглашает также обеспечение равенства перед законом и судом всех граждан страны независимо от их политических взглядов. Равноправие граждан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Под равенством граждан перед судом следует понимать то, что все они несут ответственность перед судами, которые входят в единную судебную систему, не имея при этом никаких преимуществ и не неся никаких ограничений. Наличие правил о подсудность уголовных, гражданских, административных и хозяйственных дел не противоречат этому принципу, поскольку граждане не получают никаких привилегий (например, в тех случаях, когда дело рассматривается в первой инстанции областным, а не районным судом).

Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица равны перед законом и судом как и граждане Украины и пользуются правом на судебную защиту, за исключениями, установленными законом (ст. 26 Конституции, в ст. 7 ч.3 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий").