Суд как орган правосудия.
Суд как орган судебной власти является базовым, основным органом судебной власти, который, осуществляя в соответствии со своими полномочиями правосудие в форме гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, а также конституционного судопроизводства, является самостоятельным и независимым от других ветвей власти, занимает особое положение в системе других государственных органов, состоящий из судей избираемых (назначаемых) в законном порядке, действующих на профессиональной основе.
Конституция Украины (ст. 125) закрепляет, что система судов общей юрисдикции в Украине строится на принципах территориальности , специализации и инстанционности. . Аналогичное положение содержит и в ст.17 ч. 1 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судий".
Закон Украины " О судоустройстве и статусе судий " ст19 ч. 2 и 3, закрепляет, что местонахождение и статус суда определяются с учетом принципов территориальности (административно-территориального распределения) и специализации. Основаниями для создания или ликвидации суда являются изменения административно-территориального устройства.
Таким образом, одним из принципов судебной системы является ее построение в соответствии с административно-территориальным делением с учетом специализации судов и инстанционности.
Итак, суд - это конкретный государственный орган, юрисдикция которого распространяется на: определеные административно-тереториальне образование (район, область и т.д.); споры и дела, подлежащие судебной юрисдикции данного суда в соответствуют с его специализацией (система специализированных судов) и инстинционности.
Особенности деятельности суда и выполнения возложенных на него задач требуют комплектование судов квалифицированными судьями, которые от имени государства исполняют правосудие. Жесткие требования к кандидатам на должность судьи, сложная процедура их избрания призваны содействовать тому, чтобы обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально, грамотно и справедливо рассматривать и решать отнесенные к их компетенции дела, предотвращать проникновение в судейского корпуса некомпетентных и аморальных людей
Конституция Украины, а также Закон Украины " О судоустройстве и статусе судий" ст.19 предусматривают, что суды общей юрисдикции создаетюся и ликвидируютсяПрезидентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, на основании предложения председателя соответствующего высшего специализованого суда. Количество судей в судах определяется Государственной судебной администрацией по предложению Министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующено высшего специализированного суда с учетом объема работы суда, и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судов.
Надлежащим уровнем требовательности отмечается процедура, предусмотренная законодательством Украины для назначения судьи на административную должность (председателя, заместителя председателя суда и т.д.), которая сочетается с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда.
Существенным принципом, характеризующим положение суда как органа государственной власти, является обеспечение его независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и руководства судов). Ст. 6 Закона Украины " О судоустройстве и статусе судий". Это обстоятельство коренным образом отличает суд от органов исполнительной власти, где субординация, подчинения нижестоящих органов вищестоящим, обязательность указаний руководства является одним из основных принципов деятельности. Что касается законодательной власти, то ее деятельность также во многом зависит от внешних факторов - в первую очередь требований социальных и политических сил, интересов отдельных партий и групп.
Существенным принципом суда как органа судебной власти является то, что его деятельность осуществляется по особым правилам и процедурам, которые устанавливают и жестко регламентируют возможные пределы действий всех участников судебного разбирательства. Основная цель данных правил и процедур - обеспечить объективное, полное и всестороннее рассмотрение всех обстоятельств, имеющих юридическое значение и, как конечный результат - обеспечить вынесение законного, обоснованного и справедливого решения.
На сегодня, как было уже отмечено выше, в Украине сформировалось несколько видов закрепленных соответствующими процессуальными кодексами процедур осуществления судебной власти, которые еще принято именовать формами судопроизводства. К ним относятся гражданское, хозяйственное, административное, уголовное и конституционное судопроизводство. Каждая из перечисленных форм судопроизводства отличается спецификою, которая зависит от круга общественных отношений, характеру возникающих споров и разногласий, характера и степени общественной опасности правонарушений, по которым должен дать свой мотивированный вывод суда как органа государственной власти. Каждая перечисленная форма судопроизводства регламентируется довольно подробно самостоятельным законодательным актом - Законом о Конституционном Суде, Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом Украины, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях. Учитывая специфику, детальности и сложность каждой из перечисленных процедур осуществления судебной власти, все они являются объектом изучения соответствующих самостоятельных юридических наук и представляют самостоятельные учебные дисциплины.