Лидерство и стиль управления.

Понятие и феномен власти. Классификация форм власти. Структура, власть и управление.

Формы власти и влияние в управлении.

Власть – это способность, возможность и право оказывать воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различных средств (право, авторитет, воля), а также система соответствующих институтов и органов принимающих властные решения и лица, обеспеченные соответствующими властными полномочиями.

 

Основные подходы к определению власти:

1) Биологический. Рассматривает власть как естественное состояние в обществе, предопределяемое самой природой. Характеризуется тем, что закономерность и развитие человеческого общества сводятся к закономерностям биологической эволюции и принципам естественного отбора.

2) Антропологический. Власть есть результат биологического отбора и социального развития, а всякое политическое действие в рамках осуществления властных полномочий представляет собой проявление власти и авторитета.

3) Психологический. Рассматривает власть как явление общественное и психологическое. Как общественное – подчиняется объективным законам развития. Как психологическая – присутствует в сфере переживания и восприятия личности и зависит от множества факторов, субъективных и объективных причин.

4) Философский. Базируется на таких понятиях как организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Власть понимается как категория общественная и волевое отношение между людьми.

5) Социологический. С позиции вида социального взаимодействия, при котором присутствуют объект и субъект власти, реализующее свои интересы через подчинение, социальной коммуникации культуры.

Власть начинается там, где возникает подчинение. Отношение подчинение-исполнение. Неравенство выступает в виде социального неравенства и естественное неравенство (физиологическое, интеллектуальное и другое). Неравенство проявляется через силу, ум, опыт, навыки, право и т.д. Конечной целью власти является обеспечение общественной интеграции в самых разнообразных формах, а именно социально-экономической, политической, духовной, закрепление единства общества и человека в единой системе.

Основные концепции власти:

1) Атрибутивно-субстанциональные (власть есть атрибут, свойство субъекта и самодостаточный предмет). Выделяют: Потенциально-волевые (власть как способность или возможность навязывания воли каким-то субъектам), инструментально-силовая (власть есть силовое воздействие субъекта, контролирующего определенные ресурсы и, при необходимости, использующего прямого насилие), структурно-функциональная концепция (власть, особенное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих целей с интересами отдельных элементов этой системы).

2) Реляционные (власть есть социальные отношения или взаимодействие между людьми и группами людей).

3) Интеракционистсткие (власть есть способ обмена ресурсами между людьми).

4) Коммуникативные концепции (власть есть многократно опосредованный механизм общения между людьми, который разворачивается или проистекает в определенном социальном пространстве).

5) Неоструктуралистские.

 

Классификация форм власти:

Основные компоненты власти: 1) Субъект. Или отдельный человек, или организация, общность людей. 2) Объект власти. 3) Средства или ресурсы власти. 4) Процесс власти (характеризуется механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта).

 

Субъект власти. Каждый ли субъект может реализовывать функцию власти? Нет. Качества, необходимые для субъекта власти:

1) Желание властвовать, проявляющееся в стремлении к власти как к средству достижения других целей.

2) Компетентность. Чтобы управлять, нужно уметь управлять.

3) Умение использовать ресурсы.

4) Обладать авторитетом.

 

Объект власти. Факторы, влияющие на готовность к подчинению:

1) Собственные качества объекта.

2) Характер предъявляемых объекту требований.

3) Ситуация и средства воздействия, которыми располагает субъект воздействия.

4) Восприятие объектом субъекта власти, в зависимости от наличия у него авторитета.

 

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти. В соответствии с целями субъектами.

Классификация ресурсов власти:

I) Сферы деятельности: экономические, социальные, культурные, информационные, силовые и т.д.

II)Формы проявления: утилитарные, принудительные, нормативные.

 

Процесс власти.

Основные формы механизма власти:

1) Господство (экономическое, политическое, идеологическое).

2) Руководство (воздействие различными методами власти на определенные сферы деятельности, объекты, коллективы и отдельных людей).

3) Управление (использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объекта).

4) Контроль (способность властных органов или отдельных людей постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы, распоряжения и указания).

 

Основ власти:

1) Принуждение или его потенциальная возможность, то есть страх физического насилия или перед санкциями.

2) Собственность на ресурсы, которыми одно лицо располагает, а другое нет, но в них нуждается.

3) Материальные ресурсы.

4) Связь с влиятельными лицами, в руках которых находятся ветви власти.

5) Информационные ресурсы. Знания и компетенция.

6) Добровольное подчинение. Причины: 1) Традиция. 2) Авторитет (научный, деловой, моральный и религиозный). 3) Убежденность.

 

Способы властвования:

1) Демократический. Власть осуществляется при участии исполнителей её решения.

2) Авторитарный. Единоличное правление.

3) Тоталитарный. Всеобъемлющий контроль.

4) Конституционный. Правление в рамках закона.

5) Деспотический. Произвол и опора на насилие.

6) Либеральный. Уважение свободы личности и его фундаментальных прав и свобод.

 

Причины ослабления власти руководителя в современных условиях:

1) Значительное сокращение разрыва в образовании квалификации между руководителем и подчиненным.

2) Превращение универсальных работников в узких специалистов, которым трудно найти замену.

3) Падение религиозности.

4) Усиление информированности работников о вакансиях, что значительно облегчает им поиск работы и ослабевает их зависимость от организации.

5) Рост мобильности людей, что приводит к легкости их ухода с работы.

 

Классификация форм власти:

I) Область функционирования. Выделяют: политическую, идеологическую, экономическую, юридическую, светскую, духовную и т.д.

II) Объем прерогатив. Выделяют: государственную, международную, семейную.

III) Объект власти. Выделяют: общественную, классовую, партийную, личную.

IV) Режим правления. Выделяют: тоталитарную, деспотическую, авторитарную, демократическую и т.д.

V) Социальный тип. Выделяют: рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую, постиндустриальную.

VI) Используемые ресурсы. Выделяют: Экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (политическую).

 

Кумулятивный эффект власти – это усиливающееся накопление власти.

 

Легитимность власти – это степень естественного признания власти населением страны, системы, которой она принадлежит.

 

Объекты легитимности власти:

1) Политические элиты.

2) Административный персонал.

3) Нормы и структуры правящего режима.

Источники легитимности:

1) Основополагающие идеологические принципы.

2) Приверженность к структуре и нормам правящего режима.

3) Преданность конкретным авторитетам.

Уровень принуждения:

1) При проведении политики и государства.

2) Наличие попыток свержения правительства или лидера государства.

3) Сила проявления гражданского неповиновения.

4) Результаты выборов, референдумов, массовости демонстраций, поддержку власти или оппозиции.

Средства и методы поддержания законности или легитимности власти:

1) Изменения законодательства, форм и методов государственного управления.

2) Создание политической системы, законность которой основана на традициях.

3) Харизматичность лидеров.

4) Успешное осуществление государственной политики и программ, направленных на повышение благосостояния и уровня жизни народа.

5) Поддержка законности и правопорядка в стране.

 

Структура власти и управления. Аспекты их взаимодействия.

Культура есть зеркальное отражение власти. Власть формирует объект (организацию) и при этом дробит его на отдельные части, подразделения. Культура связывает совокупность этих отдельных частей в единую сущность. Власть – это собственная выгода, культура – это всеобщая польза. Сама власть выступает в виде управления, а управление выступает в виде власти. При этом управление шире, чем власть, а власть является элементом управления, источником его силы.

 

Культура власти –это способ осуществления социального взаимодействия, воспроизводство политической жизни общества, применяющееся, как в системе политической жизни, так и в системе управленческих отношений.

 

Проблемы взаимодействия власти и культуры управления:

1) Постоянное усложнение, противоречивость и динамичность социальной реальности.

2) Ускоренный характер происходящих в обществе процессов.

3) Возрастание роли личности в социальных процессах, что усиливает напряженность и требует особого внимания психологическим и интеллектуальным ресурсам человека.

4) Превращение в общества в информационную систему, где информация определяет направление развития социальных процессов.

 

Причины, по которым власть должна быть медленной и осторожной:

1) Она никогда не ставит своей целью разрешение всего до основания.

2) Она всегда стремится к долговременному успеху.

3) Она всегда стремится быть необходимой, полезной и целесообразной.