Методы управления.
Понятие, характеристика, классификация методов управления. Особенности и характерные черты экономических методов. Организационно-распорядительные (административные) методы. Характерные черты социально-психологических методов управления.
Метод –это прием практической реализации задач и функций органов управления на основе, закрепленной за ним компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.
Основные характеристики методов управления:
1) Направленность (ориентация на систему управления).
2) Содержание метода (специфика приемов и способов воздействия).
3) Организационная форма (воздействие прямое или косвенное на конкретно сложившуюся ситуацию).
Классификация методов управления:
I) По отраслям знания: общенаучные, исторические, системные, комплексные, то есть методы, которые используются в различных отраслях знаний.
II) Специфические (частные) методы включают множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям:
I) Содержание: экономические (основываются на правильном использовании экономических законов развития общества), организационно-распорядительные или административные (базируются на власти, дисциплине, наказаниях), социально-психологические (в их основе лежит мотивация и моральное воздействие, называют методами принуждения).
II) Организационная форма: индивидуальные (применяются к отдельно взятому человеку), коллективные (применяются к определенным группам людей, коллективам), коллегиальные (применяются к большим группам людей).
III) Мотивационное воздействие: морального стимулирования, материального, убеждения, принуждения.
IV) Сфера применения: общие (применяются ко всей системе управления) и локальные (к отдельным частям управления).
V) Объект управления: методы управления производством, методы управления кадрами и т.д.
Особенности проявления методов управления: 1) Выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты управления. 2) Используются субъектами управления в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции. 3) Имеют к своим адресатам соответствующие объекты управления. 4) Органически связаны с целями управления. 5) Выбор конкретных методов управления зависит от организационно-правового статуса субъекта управления и характеристик управляющей подсистемы.
Взаимосвязь методов управления: 1) используется одними и теми же субъектами управления. 2) Реализуют единую конечную цель управления – достижение определенных результатов. 3) Используются в отношении одних и тех же объектов управления. 4) Реализуются в рамках единой правовой формы. Все методы воздействия в рамках одной организации закрепляются соответствующим правовым актом.
Экономические методы управления – это совокупность способов и средств экономического (косвенного воздействия) со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.
Специфика экономических методов управления заключается в их воздействии на материальные интересы людей (материальная мотивация, ориентированная на выполнение определенных заданий и на получение за это вознаграждения).
Методы экономического воздействия:
I) Применяемые на макро уровнях: методы национальной программы, государственные заказы, налоговая политика и т.д.
II) Применяемые на уровне организации: планирование, самофинансирование и т.д.
III) Применяемые в отношении отдельного работника: заработная плата, премирование, субсидии, ссуды и т.д.
Организационно-распорядительные (административные) – это совокупность способов и средств прямого (не экономического) воздействия на объекты управления не зависимо от конкретной области общественной жизни.
Базируются на:
1) Нормативно-правовые акты государства.
2) Локально-нормативные правовые акты вышестоящих органов управления.
3) Документы нормативно-распорядительного характера самой организации.
4) Документы оперативного управления.
Формы проявления:
1) Обязательные предписания (приказы, инструкции, стандарты, регламенты).
2) Согласительные процедуры (консультации, компромиссы).
3) Рекомендации и пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.)
Организационно-распорядительные методы это не обязательно какой-нибудь нормативно-правовой акт.
С методом принуждения рассматривают 3 типа подчинения:
1) Вынужденная (внешне навязанная).
2) Пассивное подчинение.
3) Осознанное (внутренне обоснованное).
Социально-психологические методов управления – это совокупность способов и средств воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления в целях создания в организации благоприятного морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленной задачи.
Объектом воздействия являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам производства и к окружающей среде.
Деление таких методов:
1) Методы управления социально-массовыми процессами.
2) Методы управления группами людей. Метод воздействия через коллектив или на коллектив.
3) Методы управления внутригрупповыми явлениями.
4) Методы управления индивидуально-личностным поведением.
Масштаб и способ воздействия таких методов позволяет выделить среди них 2 класса этих методов:
1) Социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе совместной деятельности. Внешний вид человека.
2) Психологические методы, которые направлены на личность конкретного сотрудника.
Социологические методы управления позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию сотрудников с конечными результатами деятельности организации, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Существующие методы:
1) Анкетирование.
2) Интервьюирование.
3) Социометрия.
3) Наблюдение.
4) Собеседование.
Что можно регулировать социологическими методами:
1) Личностные качества сотрудника. Деловые, моральные, достоинства, недостатки.
2) Готовность личности к партнерству.
3) Нацеленность личности на соревновательность.
4) Способность личности к общению.
5) Способность личности к ведению переговоров.
6) Конфликтность личности.
Психологические методы – это методы, которые обращены к внутреннему миру человека (личности, интеллекту, чувству и т.д.) в целях направления его внутреннего потенциала на решение конкретных задач, стоящих перед организацией.
Основные психологические методы:
1) Убеждение.
2) Подражание.
3) Вовлечение.
4) Побуждение.
5) Принуждение.
6) Осуждение.
7) Требование.
8) Запрещение.
9) Плацебо.
10) Порицание.
11) Команды.
12) Обманутые ожидания.
13) Взрыв. Когда человек испытывает сильные эмоциональные переживания, говорят, что он «взорвался». Это проявляется во многих движениях.
14) Метод Сократа. Когда человек говорит нет, его трудно в чем-то переубедить. Надо, чтобы собеседник говорил всегда да.
15) Намек.
16) Комплимент.
17) Совет.
Что регулируется психологическими методами:
1) Тип личности (внутренний потенциал человека и его направленность на выполнение определенных видов работ в определенной сфере деятельности). Например, организаторский, инженерский.
2) Темперамент.
3) Характер.
4) Определяет направленность человека и уровень его потребностей в общении.
5) Направленность личности (потребности, интересы, мотивы, убеждения).
6) Интеллектуальные способности.
7) Поведение (совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде).
8) Чувства и эмоции.
9) Стрессоустойчивость.
10) Коммуникационная компетентность.
11) Разработка психологических нормативов, а также методов планирования психологического климата и достижения экономических результатов.
Результатом психологического планирования являются:
1) Формирование команд на основе психологической совместимости.
2) Комфортный психологический климат в коллективе.
3) Формирование личной мотивации людей.
4) Минимизация психологических конфликтов.
5) Разработка планов служебной карьеры.
6) Рост интеллектуальных способностей сотрудника и уровня их образования.
7) Формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и представлений об образе идеального сотрудника.