Методы управления.

Понятие, характеристика, классификация методов управления. Особенности и характерные черты экономических методов. Организационно-распорядительные (административные) методы. Характерные черты социально-психологических методов управления.

 

Метод –это прием практической реализации задач и функций органов управления на основе, закрепленной за ним компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.

 

Основные характеристики методов управления:

1) Направленность (ориентация на систему управления).

2) Содержание метода (специфика приемов и способов воздействия).

3) Организационная форма (воздействие прямое или косвенное на конкретно сложившуюся ситуацию).

Классификация методов управления:

I) По отраслям знания: общенаучные, исторические, системные, комплексные, то есть методы, которые используются в различных отраслях знаний.

II) Специфические (частные) методы включают множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям:

I) Содержание: экономические (основываются на правильном использовании экономических законов развития общества), организационно-распорядительные или административные (базируются на власти, дисциплине, наказаниях), социально-психологические (в их основе лежит мотивация и моральное воздействие, называют методами принуждения).

II) Организационная форма: индивидуальные (применяются к отдельно взятому человеку), коллективные (применяются к определенным группам людей, коллективам), коллегиальные (применяются к большим группам людей).

III) Мотивационное воздействие: морального стимулирования, материального, убеждения, принуждения.

IV) Сфера применения: общие (применяются ко всей системе управления) и локальные (к отдельным частям управления).

V) Объект управления: методы управления производством, методы управления кадрами и т.д.

 

Особенности проявления методов управления: 1) Выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты управления. 2) Используются субъектами управления в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции. 3) Имеют к своим адресатам соответствующие объекты управления. 4) Органически связаны с целями управления. 5) Выбор конкретных методов управления зависит от организационно-правового статуса субъекта управления и характеристик управляющей подсистемы.

 

Взаимосвязь методов управления: 1) используется одними и теми же субъектами управления. 2) Реализуют единую конечную цель управления – достижение определенных результатов. 3) Используются в отношении одних и тех же объектов управления. 4) Реализуются в рамках единой правовой формы. Все методы воздействия в рамках одной организации закрепляются соответствующим правовым актом.

 

Экономические методы управления – это совокупность способов и средств экономического (косвенного воздействия) со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.

 

Специфика экономических методов управления заключается в их воздействии на материальные интересы людей (материальная мотивация, ориентированная на выполнение определенных заданий и на получение за это вознаграждения).

 

Методы экономического воздействия:

I) Применяемые на макро уровнях: методы национальной программы, государственные заказы, налоговая политика и т.д.

II) Применяемые на уровне организации: планирование, самофинансирование и т.д.

III) Применяемые в отношении отдельного работника: заработная плата, премирование, субсидии, ссуды и т.д.

 

Организационно-распорядительные (административные) – это совокупность способов и средств прямого (не экономического) воздействия на объекты управления не зависимо от конкретной области общественной жизни.

Базируются на:

1) Нормативно-правовые акты государства.

2) Локально-нормативные правовые акты вышестоящих органов управления.

3) Документы нормативно-распорядительного характера самой организации.

4) Документы оперативного управления.

 

Формы проявления:

1) Обязательные предписания (приказы, инструкции, стандарты, регламенты).

2) Согласительные процедуры (консультации, компромиссы).

3) Рекомендации и пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.)

 

Организационно-распорядительные методы это не обязательно какой-нибудь нормативно-правовой акт.

 

С методом принуждения рассматривают 3 типа подчинения:

1) Вынужденная (внешне навязанная).

2) Пассивное подчинение.

3) Осознанное (внутренне обоснованное).

 

Социально-психологические методов управления – это совокупность способов и средств воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления в целях создания в организации благоприятного морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленной задачи.

Объектом воздействия являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам производства и к окружающей среде.

Деление таких методов:

1) Методы управления социально-массовыми процессами.

2) Методы управления группами людей. Метод воздействия через коллектив или на коллектив.

3) Методы управления внутригрупповыми явлениями.

4) Методы управления индивидуально-личностным поведением.

 

Масштаб и способ воздействия таких методов позволяет выделить среди них 2 класса этих методов:

1) Социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе совместной деятельности. Внешний вид человека.

2) Психологические методы, которые направлены на личность конкретного сотрудника.

 

Социологические методы управления позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию сотрудников с конечными результатами деятельности организации, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Существующие методы:

1) Анкетирование.

2) Интервьюирование.

3) Социометрия.

3) Наблюдение.

4) Собеседование.

Что можно регулировать социологическими методами:

1) Личностные качества сотрудника. Деловые, моральные, достоинства, недостатки.

2) Готовность личности к партнерству.

3) Нацеленность личности на соревновательность.

4) Способность личности к общению.

5) Способность личности к ведению переговоров.

6) Конфликтность личности.

 

Психологические методы – это методы, которые обращены к внутреннему миру человека (личности, интеллекту, чувству и т.д.) в целях направления его внутреннего потенциала на решение конкретных задач, стоящих перед организацией.

Основные психологические методы:

1) Убеждение.

2) Подражание.

3) Вовлечение.

4) Побуждение.

5) Принуждение.

6) Осуждение.

7) Требование.

8) Запрещение.

9) Плацебо.

10) Порицание.

11) Команды.

12) Обманутые ожидания.

13) Взрыв. Когда человек испытывает сильные эмоциональные переживания, говорят, что он «взорвался». Это проявляется во многих движениях.

14) Метод Сократа. Когда человек говорит нет, его трудно в чем-то переубедить. Надо, чтобы собеседник говорил всегда да.

15) Намек.

16) Комплимент.

17) Совет.

Что регулируется психологическими методами:

1) Тип личности (внутренний потенциал человека и его направленность на выполнение определенных видов работ в определенной сфере деятельности). Например, организаторский, инженерский.

2) Темперамент.

3) Характер.

4) Определяет направленность человека и уровень его потребностей в общении.

5) Направленность личности (потребности, интересы, мотивы, убеждения).

6) Интеллектуальные способности.

7) Поведение (совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде).

8) Чувства и эмоции.

9) Стрессоустойчивость.

10) Коммуникационная компетентность.

11) Разработка психологических нормативов, а также методов планирования психологического климата и достижения экономических результатов.

 

Результатом психологического планирования являются:

1) Формирование команд на основе психологической совместимости.

2) Комфортный психологический климат в коллективе.

3) Формирование личной мотивации людей.

4) Минимизация психологических конфликтов.

5) Разработка планов служебной карьеры.

6) Рост интеллектуальных способностей сотрудника и уровня их образования.

7) Формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и представлений об образе идеального сотрудника.