Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Критериальная основа поведения человека в организации. Взаимодействие человека и группы.
Человеческий фактор в управлении.
Генри Форд говорил «отберите у меня все мои заводы и машины, но оставьте моих людей и через 5 лет я буду таким же богатым».
Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1) Взаимодействие человека с организационном окружении. В этом случае человек является главным в организации и вокруг него все крутится.
2) Организация, включающая в себя индивидов. В этом случае во главу ставится организация, которая соединяет в себе различных людей.
Организационное окружение – это та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы.
Оно включает:
1) Рабочее место сотрудника.
2) Руководство организации.
3) Коллегии по работе.
4) Организационная структура.
5) Правило поведения или внутренний распорядок.
6) Условия работы.
7) Система оплаты и социальные гарантии.
Возможность вхождения человека в организационное окружение называется социализацией. Успех социализации зависит от 2 факторов:
1) Человек.
2) Сама организация.
В основе конфликта человека и организации во взаимодействии человека с организационным окружением лежат:
1) Ожидания и представления сотрудника или индивида об организационном окружении и его месте в нем.
2) Ожидание организацией в отношении индивида и его роли в ней.
Основные ожидания индивида при включении в организационное окружение:
1) Ожидания в отношении содержания, смысла и значимости работы.
2) Оригинальности и творчества и характера работы.
3) Увлекательность и интенсивность работы.
4) Престижность и статусность работы.
5) Заработная плата и социальная защищенность и других соц. благ представляемых организацией.
6) Признание и поощрение за хорошую работу.
7) Гарантии роста и развития.
8) Хороших отношений с коллегиями и руководством.
Организация ожидает от индивида, что он проявит себя как:
1) Специалист в определенной области., обладающий соответствующими знаниями и квалификациями.
2) Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами.
3) Преданный организации и готовый отстаивать её интересы.
4) Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность.
5) Следующий принятым в организации нормам поведения.
6) Устанавливающий и поддерживающий хорошие отношения с коллегами.
7) Разделяющий ценности организации.
8) Готовые осуществлять полученную работу с должной отдаче и на высоком качественном уровне.
Организация перечень этих требований зависит от должности.
Вхождение человека в организацию.
Связано с решением трех основных проблем:
1) Адаптация человека к новому окружению.
2) Коррекция или изменение поведение человека.
3) Изменение и модификация самой организации.
Задачи, которые должна решить организация при вхождении в неё нового сотрудника:
1) Разрушить старые поведенческие нормы входящего человека.
2) Привить сотруднику новые нормы поведения.
3) Заинтересовать сотрудника в эффективной работе.
Роль – это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социальнотипический аспект поведения.
Основные функции роли?
1) Ориентирующие. Указывают на должное поведение человека.
2) Формирующая. Суть этой функции в том, что она формирует определенные ожидания партнера от поведения исполнителя.
Ясность роли предполагает, что человеку её исполняющему известно и понятно содержание роли, а также связь с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.
Приемлемость роли означает, что человек готов выполнять эту роль исходя из того, что его действия приведут к достижению определенного результата.
Структура роли:
1) Ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должность и т.д.).
2) Ролевые ожидания. Означает, что окружающие вас люди, когда ожидают от вас ту или иную роль.
3) Ролевое поведение. Исполнение этой роли.
4) Оценка ролевого поведения.
5) Санкции, в случае неисполнения роли.
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов:
1) Отбор информации.
2) Систематизация информации путем её логической обработки или использованием чувств, эмоций и убеждений.
Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения:
1) Внутренние факторы: узнаваемость сигнала, эмоциональность сигналов, последовательность восприятия сигнала.
2) Внешние факторы. Это интенсивность передаваемого сигнала, подвижность сигнала, размер, состояние окружения в котором находится человек.
Критериальная основа поведения человека в организации:
Существует 3 понятия: человек, личность и индивид.
Характеристики индивидуальности человека. Структура личности человека имеет несколько сторон:
1) Индивидуально-психологическая. Отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований.
2) Мировоззренческая сторона. Отражает общественнозначимые качества и особенности личности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззренческая сторона включает: мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный облик личности.
3) Социальнопсихологическая сторона личности. Отражает основные качества и характеристики личности, позволяющие ей играть определенные роли в обществе и занимать определенное положение среди людей. Включает в себя: отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности и социальные установки личности.
Индивидуальность человека формируется под воздействием 3 групп факторов:
1) Наследственность и физиологические особенности.
2) Факторы, проистекающие из окружения человека (культура, семья, принадлежность к определенным группам, организациям).
3) Черты и особенности характера человека, его индивидуальность.
Взаимодействие человека и группы.
Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.
Характерные особенности группы:
1) Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом.
2) Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственного общения.
3) Наряду с формальным распределением ролей в группе обязательно складывается неформальное обычно признаваемое группой.
Существуют 2 типа групп:
1) Формальная – это группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно-правовыми документами.
Особенности формальной группы:
1) Рациональность.
2) Обезличенность. Членом этой группы может быть любой человек.
Типы формальных групп:
1) Группы руководителей. Например, совет директоров.
2) Производственные. Например, экипаж самолета.
3) Комитеты. Группы внутри организаций для решения конкретных вопросов.
2) Неформальные – это спонтанно образовавшиеся группы людей, вступивших или вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
Характеристика неформальных групп:
1) Наличие неформального лидера.
2) Жесткий социальный контроль.
3) Неформальная группа жестко следит за действиями своих членов.
4) Тенденция к сопротивлению переменам.
Классификация неформальных групп:
1) Просоциальные группы. Группы социально положительные
2) Асоциальные. Группы социально нейтральные.
3) Антисоциальные группы. Группы социально отрицательные.
Обще в формальных и неформальных групп:
1) Иерархическая подчиненность.
2) Цели и задачи.
3) Наличие руководителей или лидеров.
4) Неписаные правила или нормы поведения, подкрепляемые системой поощрения и санкций.
Отличия формальных групп от неформальных:
1) Создаются по воле руководства.
2) Руководители назначаются.
3) Связи между членами группы носят официальный характер.
Взаимодействие человека и группы складывается под влиянием 3 факторов:
1) Характеристика членов группы.
2) Структурные характеристики группы.
3) Ситуационные характеристики.
Характер взаимодействия человека и группы:
1) Кооперация. Устанавливаются благожелательные и доверительные отношения.
2) Слияние. Человек считает себя частью группы, а группа рассматривает этого человека как неотъемлемую составную часть самого себя.
3) Конфликт. Характер противоборства.