Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Критериальная основа поведения человека в организации. Взаимодействие человека и группы.

Человеческий фактор в управлении.

Генри Форд говорил «отберите у меня все мои заводы и машины, но оставьте моих людей и через 5 лет я буду таким же богатым».

 

Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:

1) Взаимодействие человека с организационном окружении. В этом случае человек является главным в организации и вокруг него все крутится.

2) Организация, включающая в себя индивидов. В этом случае во главу ставится организация, которая соединяет в себе различных людей.

Организационное окружение – это та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы.

Оно включает:

1) Рабочее место сотрудника.

2) Руководство организации.

3) Коллегии по работе.

4) Организационная структура.

5) Правило поведения или внутренний распорядок.

6) Условия работы.

7) Система оплаты и социальные гарантии.

 

Возможность вхождения человека в организационное окружение называется социализацией. Успех социализации зависит от 2 факторов:

1) Человек.

2) Сама организация.

В основе конфликта человека и организации во взаимодействии человека с организационным окружением лежат:

1) Ожидания и представления сотрудника или индивида об организационном окружении и его месте в нем.

2) Ожидание организацией в отношении индивида и его роли в ней.

 

Основные ожидания индивида при включении в организационное окружение:

1) Ожидания в отношении содержания, смысла и значимости работы.

2) Оригинальности и творчества и характера работы.

3) Увлекательность и интенсивность работы.

4) Престижность и статусность работы.

5) Заработная плата и социальная защищенность и других соц. благ представляемых организацией.

6) Признание и поощрение за хорошую работу.

7) Гарантии роста и развития.

8) Хороших отношений с коллегиями и руководством.

 

Организация ожидает от индивида, что он проявит себя как:

1) Специалист в определенной области., обладающий соответствующими знаниями и квалификациями.

2) Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами.

3) Преданный организации и готовый отстаивать её интересы.

4) Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность.

5) Следующий принятым в организации нормам поведения.

6) Устанавливающий и поддерживающий хорошие отношения с коллегами.

7) Разделяющий ценности организации.

8) Готовые осуществлять полученную работу с должной отдаче и на высоком качественном уровне.

Организация перечень этих требований зависит от должности.

 

Вхождение человека в организацию.

Связано с решением трех основных проблем:

1) Адаптация человека к новому окружению.

2) Коррекция или изменение поведение человека.

3) Изменение и модификация самой организации.

 

Задачи, которые должна решить организация при вхождении в неё нового сотрудника:

1) Разрушить старые поведенческие нормы входящего человека.

2) Привить сотруднику новые нормы поведения.

3) Заинтересовать сотрудника в эффективной работе.

 

Роль – это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социальнотипический аспект поведения.

 

Основные функции роли?

1) Ориентирующие. Указывают на должное поведение человека.

2) Формирующая. Суть этой функции в том, что она формирует определенные ожидания партнера от поведения исполнителя.

 

Ясность роли предполагает, что человеку её исполняющему известно и понятно содержание роли, а также связь с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.

 

Приемлемость роли означает, что человек готов выполнять эту роль исходя из того, что его действия приведут к достижению определенного результата.

Структура роли:

1) Ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должность и т.д.).

2) Ролевые ожидания. Означает, что окружающие вас люди, когда ожидают от вас ту или иную роль.

3) Ролевое поведение. Исполнение этой роли.

4) Оценка ролевого поведения.

5) Санкции, в случае неисполнения роли.

 

Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов:

1) Отбор информации.

2) Систематизация информации путем её логической обработки или использованием чувств, эмоций и убеждений.

 

Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения:

1) Внутренние факторы: узнаваемость сигнала, эмоциональность сигналов, последовательность восприятия сигнала.

2) Внешние факторы. Это интенсивность передаваемого сигнала, подвижность сигнала, размер, состояние окружения в котором находится человек.

 

Критериальная основа поведения человека в организации:

Существует 3 понятия: человек, личность и индивид.

 

Характеристики индивидуальности человека. Структура личности человека имеет несколько сторон:

1) Индивидуально-психологическая. Отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований.

2) Мировоззренческая сторона. Отражает общественнозначимые качества и особенности личности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззренческая сторона включает: мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный облик личности.

3) Социальнопсихологическая сторона личности. Отражает основные качества и характеристики личности, позволяющие ей играть определенные роли в обществе и занимать определенное положение среди людей. Включает в себя: отношение к другим людям, социальные роли личности, социальные позиции личности и социальные установки личности.

 

Индивидуальность человека формируется под воздействием 3 групп факторов:

1) Наследственность и физиологические особенности.

2) Факторы, проистекающие из окружения человека (культура, семья, принадлежность к определенным группам, организациям).

3) Черты и особенности характера человека, его индивидуальность.

 

Взаимодействие человека и группы.

Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

 

Характерные особенности группы:

1) Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом.

2) Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственного общения.

3) Наряду с формальным распределением ролей в группе обязательно складывается неформальное обычно признаваемое группой.

 

Существуют 2 типа групп:

1) Формальная – это группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно-правовыми документами.

Особенности формальной группы:

1) Рациональность.

2) Обезличенность. Членом этой группы может быть любой человек.

Типы формальных групп:

1) Группы руководителей. Например, совет директоров.

2) Производственные. Например, экипаж самолета.

3) Комитеты. Группы внутри организаций для решения конкретных вопросов.

2) Неформальные – это спонтанно образовавшиеся группы людей, вступивших или вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Характеристика неформальных групп:

1) Наличие неформального лидера.

2) Жесткий социальный контроль.

3) Неформальная группа жестко следит за действиями своих членов.

4) Тенденция к сопротивлению переменам.

Классификация неформальных групп:

1) Просоциальные группы. Группы социально положительные

2) Асоциальные. Группы социально нейтральные.

3) Антисоциальные группы. Группы социально отрицательные.

Обще в формальных и неформальных групп:

1) Иерархическая подчиненность.

2) Цели и задачи.

3) Наличие руководителей или лидеров.

4) Неписаные правила или нормы поведения, подкрепляемые системой поощрения и санкций.

Отличия формальных групп от неформальных:

1) Создаются по воле руководства.

2) Руководители назначаются.

3) Связи между членами группы носят официальный характер.

Взаимодействие человека и группы складывается под влиянием 3 факторов:

1) Характеристика членов группы.

2) Структурные характеристики группы.

3) Ситуационные характеристики.

Характер взаимодействия человека и группы:

1) Кооперация. Устанавливаются благожелательные и доверительные отношения.

2) Слияние. Человек считает себя частью группы, а группа рассматривает этого человека как неотъемлемую составную часть самого себя.

3) Конфликт. Характер противоборства.