Управление как деятельность по выработке и принятию решения. Природа и состав функций управления.

Сущность и содержание процесса принятия управленческих решений. Технология разработки и принятия управленческого решения. Функции управления.

Зарождение теории управления связано с началом Второй Мировой Войны.

 

Управленческое решение –это действие субъекта управления по разрешению проблемы ситуации.

 

Отличие управленческого решения от решения в том, что просто решение не есть управление.

 

Роль управленческого решения заключается в том, что он присутствует при осуществлении всех функций управления. Управленческое решение пронизывает все функции. Место управленческого решение в деятельности руководителя определяется тем, что именно с решения начинается сам процесс управления.

Значение управленческого решения в деятельности руководителя состоит в том, что он является сутью управленческой деятельности.

Требования к управленческим решениям:

1) Ясная целевая направленность.

2) Обоснованность. Значит, что тот вариант решения, который принимается, должен быть обоснован.

3) Адресность.

4) Непротиворечивость. Принятое управленческое решение не должно противоречить другим принятым ранее решениям и решениям, которые будут приняты потом.

5) Правомочность.

6) Эффективность. Каждое принимаемое управленческое решение должно быть наилучшим из различных вариантов, которые существуют.

7) Конкретность. Каждое управленческое решение должно быть конкретным и отвечать на 3 вопроса.

8) Своевременность.

9) Полнота, краткость и четкость.

 

Особенности принятия решения:

1) Большинство проблемных ситуаций, с которыми столкнулись организации, ранее мета не имели.

2) Выбор вариантов решений происходит, как правило, в условиях риска и неопределенности. Это означает, что ситуация бывает настолько сложная и непонятная, что придется рисковать.

3) Жесткое ограничение во времени. Дефицит практически всех видов ресурсов. Временной фактор становится преобладающим.

4) Необходимость поиска компромиссов.

 

Классификация управленческих решений.

Существует множество критериев, по которым можно классифицировать управленческие решения.

Критерии:

I) Объектно-субъектные отношения:

1) Решение, принимаемое на уровне государства.

2) Решение, принимаемое на уровне субъекта федерации.

3) Решения, принимаемые муниципальными органами.

4) Решения, принимаемые на уровне организации.

5) Решения на уровне структурного подразделения организаций.

II) Содержание решений:

1) Экономические.

2) Политические.

3) Кадровые.

4) Организационное и т.п.

III) Форма решений:

1) Письменные.

2) Устные.

3) Кодированные.

IV) Время действий:

1) Стратегические.

2) Среднесрочные.

3) Краткосрочные.

4) Разовые.

V) Способы принятия решений:

1) Интуитивные.

2) Адаптационные.

3) Инновационные.

VI) Юридическое оформление:

1) Закон

2) Указ

3) Постановление

4) Приказ и т.п.

VII) Методам разработки:

1) Формальные.

2) Неформальные.

3) Экспертные.

 

Проблема – это задача или трудность, которую необходимо преодолеть или разрешить в интересах деятельности организаций.

Структура проблемы:

1) Объект проблемы. Где возникает проблем?

2) Предмет проблемы. Что необходимо разрешить?

3) Связи проблемы.

4) Субъект проблемы. Кто связан с этой проблемой?

5) Цель решения проблемы.

 

Типы проблем:

1) Хорошоструктурированные. Зависимость между элементами можно выразить символами или определенными числовыми значениями.

2) Слабоструктурированные проблемы. Проблемы, зависимость между элементами которых выражается в качественных показателях.

3) Неструктурированные проблемы. Проблемы, которые содержат лишь описания ресурсов. Наиболее многочисленные.

 

Источники проблемы:

1) Внутренняя среда организации.

2) Внешняя среда проблемы.

3) Ситуация взаимодействия внутренней и внешней среды.

 

Описание проблемы включает в себя

1) Что, когда, почему произошло?

2) Где произошло?

3) Информационная обеспеченность. Структурированность проблемы.

4) Последствия развития проблемы.

5) Показатели описания проблемной ситуации.

 

Технологии разработки и принятия управленческого решения – это состав и последовательность процедур, приводящих к решению возникшей проблемы.

 

Информация –совокупность знаний, сведений, сообщений, характеризующие среду управления, в которой действует организация.

Требования к информации:

1) Ценность информации. Способ и скорость её передачи. Своевременность. Достоверность. Надежность. Объем информации. Полнота информации.

Ленин про манифест Карла Маркса: «Эта тоненькая книжечка стоит сотни томов»

2) Затраты на получение информации, её передача и обработка в месте приема.

3) Целевое назначение.

4) Не избыточность информации.

 

Методы разработки управленческого решения:

I) Эвристические (неформальные) – это методы, в основе которых лежат приемы мыслительной деятельности, опирающиеся на определенный алгоритм.

1) Ненаправленные методы (аналогия, инверсия, эмватия, идеализация).

2) Направленные методы (мозговая атака, метод ассоциаций, метод библиотека эвристических приемов).

II) Формальные методы – это принятие решений на основе логической схемы открытой системы.

1) Метод транжирования и взвешивания.

2) Метод экстраполяции.

3) Метод моделирования.

4) Аналитический метод.

III) Экспертные методы:

1) Метод комиссий.

2) Метод мозгового штурма.

3) Метод сценариев.

4) Метод суда.

Выбор вариантов решения:

Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, сравнение определением в процессе его выбора.

 

Этапы процесса принятия решения:

1) Анализ проблемы.

2) Определение цели решения и установление критериев её достижения.

3) Выработка альтернативных вариантов.

4) Принятие или выбор окончательного варианта решения.

5) Реализация решения и её контроль.

 

Модели (копия или аналог, включающая в себя набор определенных элементов, исследуемых в процессе решения) разработки управленческих решений:

Классификация моделей:

I) Целевое назначение. Выделяют: Описательные (существуют) модели и нормативные (не существуют).

II) Зависимость объекта моделирования от времени. Выделяют: Статические модели (отражают состояние реального объекта, которое не меняется) и динамические модели.

III) Принцип моделирования. По этому критерию выделяют: аналитические модели и имитационные.

IV) Метод моделирования. Выделяют: материальные физические) и аналоговые модели.

 

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и способами.

Классификация:

I) Управляемый объект: 1) Функции организации. 2) Конкретного работника. 3) Структурного подразделения.

II) Род деятельности: 1) Организации. 2) Социальные. 3) Экономические.

III) Временной цикл: 1) Постоянно-выполняемые. 2) Периодически-выполняемые.

IV) Содержание деятельности: 1) Финансовые. 2) Производственные и т.д.

V) Масштабность функции: 1) Основные (общие). 2) Конкретные (частные).

 

Основные функции:

1) Планирование или целеполагание.

2) Организация. Формирование структуры организации и обеспечение её всеми необходимыми ресурсами.

3) Мотивация. Создание у сотрудников внутренних побуждений к действиям.

4) Координация. Достижение согласованности в работе всех структурных подразделений организации путем установления рациональных связей между ними.

5) Контроль. Количественный и качественный учет и оценка результатов работы.

 

Конкретные функции – это узкоспециализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами.

Выделяют:

1) Управление персоналом.

2) Управление финансами.

3) Управление производством.

4) Маркетинг.

5) Управление НИОКР.

Каждая конкретная функция управления является комплексной и включает в себя все базовые.