РТ и ЗП.
Фирма на конкурентном рынке. Экономическая эффективность фирм.
Каждая фирма на конкурентном рынке стремится к снижению транзакционных затрат (организационно-договорные), к получению выгод от РТ, получению выгод за счет укрупнения масштабов производства.
Профессиональные издержки – затраты времени, усилий, благ на поиск поставщика ресурсов, заключения с ними соглашения о целях и условиях сделки и время на контрольные мероприятия по выполнению сделки.
Выбирая пути выполнения специальных работ можно выполнить эти работы самостоятельно либо заключить договор со специальной организацией. Как правило, в условиях бизнеса фирмы предпочитают 2 способ снижения транзакционных издержек. Каждая фирма старается повысить эффективность организационного производства. Технологическая эффективность позволяет определить уровень организации производства, при котором из имеющихся ресурсов производится максимальное количество готовой продукции. Экономическая эффективность представляет собой способ организации производства, при котором затраты на производство определенного количества продукции минимальны.
Совершенный конкурент – фирма, которая вынуждена продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке и не может повлиять на уровень этой цены, изменяя объемы своего производства. Несовершенный конкурент – фирма, на долю которой приходится настолько большая часть рыночного предложения, способная вызвать изменения равновесия цены на этом рынке. Из несовершенного конкурента вырастает монополист – фирма, которая является единым продавцом на рынке.
Рынки ФП.
ФП подразделяются на материальные и людские.
Рынки ресурсов выполняют следующие функции: содействуют более эффективному производству товаров, работ, услуг; совершенствованию методов производства; решают проблему вопроса «для кого производить». Спрос на ресурсы имеет свои особенности: 1) зависит от спроса на готовую продукцию ( чем выше спрос на готовую продукцию, тем выше спрос на ресурсы); 2) влияет на производительность труда (чем выше производительность, тем выше спрос на ресурсы); 3) спрос на ресурсы зависит от изменения спроса на взаимовыгодные и дополняемые ресурсы.
РТ – система отношений социально-экономического характера между наемными работниками и предпринимателями по вовлечению услуг труда в общественное производство. РТ выявляет цену труда, которая проявляется через заработную плату. Величина спроса на труд зависит от спроса на продукцию. В условиях совершенной конкуренции РТ быстро приходит в равновесие: при избытке предложения заработная плата уменьшается, при дефиците – повышается. К факторам, которые ограничивают конкуренцию на РТ, относят политику фирм в области ЗП.
Рынок земли и земельная аренда. Особенности земли как экономического ресурса – это ее ограниченность. Цена земли представляет собой дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Цена земли устанавливается под влиянием 2 факторов: размером земельной ренты, ставки ссудного налога.
Прогнозирование предпринимательской деятельности. Содержание и порядок разработки бизнес плана.
Центральным звеном всего хозяйственного механизма управления и регулирования процесса производства на предприятии является планирование.
Внутрифирменное планирование осуществляется по необходимости, не регламентировано нормативами и является неотъемлемой частью предпринимательства.
Планирование – разработка и установление руководством предприятия системы качественных и количественных показателей его развития. Эти показатели определяют темпы, пропорции, тенденции развития предприятия как в текущий период, так и на перспективу.
Планирование, административное управление и контроль деятельности предприятия в настоящее время носит название менеджмент.
К задачам планирования относятся: 1) Формирование состава предстоящих в будущем правил определения системы ожидаемых опасностей или предстоящих возможностей развития предприятия. 2) Обоснование выдвинутых стратегий развития. 3) Обоснование целей и задач, которые предприятие планирует осуществить. 4) Планирование основных средств достижения целей, выбор или создание необходимых условий (ресурсов) для приближения к поставленным целям. 5) Определение потребности в ресурсах, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления. 6) Проектирование и введение разработанных планов и контроль за их исполнением.
Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно -аналитический, экономико-математический, программно-целевой. Балансовый метод увязывает производственную программу с производительной мощностью предприятия, трудоемкость предприятия с численностью рабочий и т.д. (на производстве составляют балансы: материальный, трудовой, финансовый, рабочего времени). Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа и динамики на основе выявления изменения показателей, выявляются основные факторы данных изменений подготовки нескольких вариантов плана для выбора оптимального. Программно-целевой метод позволяет составить план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Целевые программы на предприятии позволяют обеспечивать конкурентоспособность продукции, повышение эффективности использования ресурсов, управления качеством продукции и др. Экономико-математические методы предполагают разработку экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных фактов. Машинная обработка экономической информации на базе вычислительной техники ускоряет планирование.
Стратегическое планирование. Носит перспективный характер, основано на прогнозировании. В ходе такого планирования прогнозируются потребности в новых видах продукции, прогнозируется товарная бытовая политика, в т.ч. ценовая. Перспективное планирование. Среднесрочное (5 лет), долгосрочное (10-15). Текущее планирование. Для малого бизнеса - 1 год; среднего – 3 года; для корпораций – 5 лет. Для крупного и среднего бизнеса составляются оперативные планы до год.
Бизнес план – представляет собой документ, содержащий обоснование действий предприятия. – вставить
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы: исполнительное резюме; общее описание предприятия; продукция и услуги; маркетинг; производственный план; управление и организация; финансовый план; оценка рисков; приложения.
"Исполнительное резюме" является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.
В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.
Основные средства предприятий и организаций. К основным средствам относят объекты, которые имеют материально-вещественную форму и отвечают следующим признакам: имеют срок полезного использования более 12 мес; приобретаются с целью использования, а не перепродажи; переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям по мере их износа (амортизация в процессе эксплуатации); не меняют своей материально-вещественной формы; отделены от другого имущества организации, имеют возможность реализации.
Классификация основных средств: здание, сооружения, транспортные средства, передаточные машины и оборудование (объекты, при помощи которых передается топливо, вода, энергия и т.д.); силовые машины и оборудование (объекты, при помощи которых 1 вид энергии переходит в другой); рабочие машины (объекты, при помощи которых осуществляется воздействие на предмет труда; измерительные инструменты и лабораторное оборудование; вычислительная техника; хоз инвентарь и прочие основные средства; взрослые рабочие; скот; многолетние насаждения; капиталовложения на улучшение земель.
Моральный и физический износ основных средств. В процессе эксплуатации основные средства теряют свои первоначальные средства. Различают физический износ, который представляет собой механическое изнашивание частей ми деталей; моральный износ, который возникает в результате, когда на рынок поступают более дешевые объекты с аналогичными потребительскими свойствами, либо более дорогие объекты, но с лучшими потребительскими свойствами.